Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
30.04.2013 |
КАК сыграно должно затмевать ЧТО сыграно,
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.04.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.04.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.03.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
27.02.2013 |
Противоречия органические и эклектические.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
21.02.2013 |
Зачем Алексей Герман старший хотел снять кино по чеховскому рассказу.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.02.2013 |
Маяковский - художник и нехудожник.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.02.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.02.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
28.01.2013 |
Прикладное искусство и противоположное, непонятное искусство.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.01.2013 |
Дюрер-ингуманист и злободневность.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.01.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
14.01.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
13.01.2013 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.12.2012 |
Почему советские фильмы, в общем, хорошие, а после реставрации капитализма - нет?
Потому что √ в двух словах √ при том строе, который назывался социализмом, было подсознательное знание, что великая правда где-то есть, близко, хоть всё никак не даётся. А при капитализме это знание рухнуло, противоположное же, трезвое, как-то не подходит под менталитет народа. Народ-то, да, при любой власти живёт сам по себе. Но. При том строе═ власть была как бы своя, а теперь √ безусловно, чужая. То есть, я берусь продемонстрировать историчность своего подхода. Но тихой сапой подкладывая под историчность свинью в виде веками неизменяющегося менталитета народа. И, более того, имея в виду опереться на сущность и вовсе общечеловеческую √ на десятками тысячелетий (!) не изменяющуюся специфическую функцию искусства (испытательную по отношению к сокровенному). Она, мол, исторически то появляется, то прячется, но всегда √ единственное мерило художественности. Эстетичности. {Хм. А Ипполит Тэн, открыватель историчности искусства, эстетичностью считал историзм. Вот в этой связи его пощёчина мне: ╚Старая эстетика давала, прежде всего, определение
прекрасного и говорила, например, что прекрасное есть выражение нравственного
идеала, или что оно есть выражение невидимого, или же что оно есть выражение
человеческих страстей; затем, опираясь на это как на статью из уложения, она
оправдывала, осуждала, предостерегала и руководила╩ (Ипполит Тэн. Философия
искусства. М., 1996. С. 12).} Меня касается ╚выражение невидимого╩. Впрочем, это я высоко залетел. А возбуждён я фактом (ну так получилось, что только теперь посмотрел это кино 1990-го года), - возбуждён фактом позитивного отношения к партийному руководству в фильме Кольцова ╚По 206-й╩. Это в год-то отмены 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС в СССР вышло кино в прокат, и √ такое отношение. Нахулиганил в случайном подпитии один сосед другому, наутро они помирились, но между ними влезла власть, четвёртая и вторая (журналистка и и.о. прокурора). Точнее, журналистка влезла ╚вообще╩ (без имён фельетон опубликовала), а потом и вовсе стала против конкретного влезания. И и.о. прокурора остался один, во всей неприглядности своего бесчеловечного служебного рвения. А главным ему оппонентом выступил┘ секретарь райкома. Хороший. (Хлебоуборочная кампания, а нахулиганил комбайнёр, а хлеб в стране один раз в год родится, нельзя комбайнёра от работы отрывать, судить и, тем более, в тюрьму сажать.) Никакой конкретной человечности секретарь райкома тоже не проявляет. Он не знает, что дело выеденного яйца не стоит. Он знает только, что у председателя колхоза не приняли общественного ходатайства (понятно, что оно оформлено минуя всякую общественность). ╚- Здравствуй, здравствуй, Сергей Александрч. - Здрасть, Алексей Семёныч. - А уж ты это, с областной прессой уже знаком? Прогремит
теперь наш Ваня-то на всю область. Прогремит [в положительном смысле
имеется в виду, в связи с предшествовавшим рассказом областного журналиста о
своей хвалебной заметке о Смагине]. - Так уже загремел. Я по этому поводу к вам и приехал,
Алексей Семёныч. Арестовали его. - То есть как арестовали? Подожди, подожди, ты давай
толком расскажи, что там произошло? - Сломал ворота по пьянке. А наша районная газета
напечатала фельетон об участковом. - Подожди. Читал, читал. Так это что? Смагин ночью там
шумел? - В том-то и дело. А этот законник, формалист он даже
наше ходатайство не принял. Судить, говорит, его и всё. Меня из милиции за
рукав вывели. - А кто вывел-то? - Следователь. - Тхе. Смотри, шустрый какой? - Так где твой Смагин-то? - В КПЗ сидит. Алексей Семёныч! - Ну ладно. Тогда ты вот что. Ты давай поезжай туда. - Так. - А я немедленно позвоню. - Хорошо. - Ну ладно. - Спасибо вам. Так я буду надеяться. - Давай, давай, работай╩. В пьесе были слова председателя: ╚Ну, они тут же и помирились. А этот законник... он даже говорить не хочет╩. В кино их нет. Но. Впечатление такое, что он, секретарь райкома, человечен не абстрактно. Причём по-российски человечен. Перед этим дана его дискуссия с областным корреспондентом насчёт постоянства в быту и культуре. Её отстаивает секретарь райкома. А корреспондент это переводит в застой. Звонкое словцо перестройки, трактующей понятие экономически. То есть корреспондент явно передёргивает. А секретарь райкома ещё и по виду очень какой-то свой, с патриархальными усами пышными, с одышкой пожилого человека, подорвавшего на работе здоровье. Он ещё не оторвался от земли. Он ещё свой. И сам Василий Белов, представитель деревенской прозы, так называемой, написавший пьесу более чем на десять лет раньше, против всего лишь дурного активизма города в деревне ещё выступал. В общем, в кино впечатление позитивной партийной власти (вопреки мнению меньшинства, так сильно кричавшего тогда, в 1990-м, что казалось, будто это мнение большинства). Этой революционной публике, негативно воспринимаемой большинством, соответствует и типаж областного корреспондента: в худшем смысле √ если он существует √ слова ╚интеллигент╩. ╚Ханыга╩, - как метко охарактеризован он и в повести, и в кино. Но и принцип разделения властей, отсутствоваший в СССР, тоже в кино дан позитивно. Обликом, опять же, и.о. прокурора, Бориса. И ещё √ подразумеваемым его наконец-порывом к правде. Прокурор же в отпуске. А Борис √ и.о. И может, наконец, делать то, зачем пошёл служить. Наказывать преступников, в частности. От порыва возможен и заскок. В пьесе это ощутимее. Там есть начальник милиции. Там упоминается о подтасовывании процента преступности, о прекращении дела об изнасиловании. Зато в кино есть это честное лицо, эта притягательность спокойной силы. В общем, сталкиваются две позитивности: принцип низовой советской власти и принцип низового разделения властей. Оба правы. Частично. Но, главное, все √ с перегибами. И народ. И сельский. И горожане. Вроде, и √ тысячелетняя страна┘ и √ пассионарность так и фонтанирует в то же время. Чуть что, и √ в драку. Чуть что, и √ наказать. Вот и сейчас (в 1990-м)┘ во что впадаем? А в 1977-м, когда пьеса пошла?.. Всё-то нам что-то не так, беспокойные. И уж во всяком случае было в кино это столкновение ценностных интересов. Была тайна: а какой сврехценности ради √ это столкновение. Не то, что теперь, когда сверхценность выяснена - деньги. Так не кончить ли тем же Ипполитом Тэном? ╚┘и мы видим ее [нидерландской живописи] упадок в
начале XVIII столетия, когда, снизойдя до второстепенной роли, - этот край
уступает первенствующее место Англии и становится лишь простым банкирским и
коммерческим домом, хорошо устроенным, хорошо управляемым, уютным, где человеку
можно привольно жить в качестве благоразумного гражданина, без всяких ═честолюбивых стремлений и особенно ≈ сильных
душевных тревог╩ (С. 11). 29
декабря 2012 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.11.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
23.11.2012 |
"В лоб", но зато прекрасно, потому что выражает своё возвышенное.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.11.2012 |
Как у немцев зарождалась Реформация и как у русских возрождается православие.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
05.11.2012 |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.11.2012 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"