Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
02.11.2012 |
|
||||
28.10.2012 |
|
||||
19.10.2012 |
Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.
|
||||
16.10.2012 |
Историческая тоска. Был такой фильм режиссёра Досталя, ⌠Облако-рай■ (1990). Фильм-прощание с этим так называемым социализмом, - проклятым, а всё же своим. До реставрации капитализма оставался один год. Премьера состоялась в октябре 91-го. Пару месяцев оставалось┘ 8 декабря фактически, 26 декабря официально┘ И вот первые кадры начинаются с трагической музыки и набегающими из космической глубины со звёздами порядковыми числами от единицы до одиннадцати┘ Чуял режиссёр? Или просто обыгрывал название ⌠Киностудия 12■? Спустя 21 год я в один день посмотрел фильм ещё раз, и в этот же день прочёл про некий ⌠изм■, что он ⌠может брать на вооружение социалистическую программу, но в силу естественных стремлений рабочего класса тяготеет к социальному государству■ (Шубин. http://lib.rus.ec/b/262767/read). А не к социализму. Так если под тот ⌠изм■ подставить советский социализм, то получилось бы, что он естественным образом тяготеет к превращению в несоциализм. Ибо социальное государство √ это одна из двух фаз, между которыми в ХХ веке заколебалось индустриальное капиталистическое общество: ⌠между двумя неустойчивыми моделями: ⌠свободным■ (только не от корпораций) рынком и социальным государством■ (Шубин). Тэтчеризм, наверно, та метка, от которой отсчитывать можно начало очередной фазы, ⌠свободного■ рынка (сейчас, с крахом СССР, эта фаза раскручивается вовсю: смотрите, какие бои в Греции, Испании, Франции, акция ⌠Захвати Уолл-Стрит■). А до того было так называемое ⌠славное тридцатилетие■ ⌠социалистической буржуазии■ (http://v-kalashnikov.livejournal.com/181049.html). Неустойчивость каждой фазы капитализма обеспечила устойчивость формации при естественной рабочей безответственности. И эта же безответственность свалила социализм, так называемый. И она ж, безответственность, не совсем неосознаваема. Чует кошка, чьё мясо съела. Вот режиссёр это и выразил. Полуосознаваемое. Тогда это казалось тоской от недавнего брежневского застоя. А спустя 20 лет √ тоской от чего-то более глубокого. ⌠Ведь┘ в случае социалистического перехода происходит качественное изменение классов. Рабочий из исполнителя становится организатором деятельности, а все ли готовы к этой нагрузке и ответственности■ (Шубин). Чтоб стать теперь организатором, рабочему надо образование иное получить. А получив, надо ещё опыта набраться. Причём надо, чтоб это охватило всех, все миллионы рабочих (и крестьян), сколько их есть в стране. И тогда можно будет отказаться от управления и перейти к самоуправлению и отказу от государства, без чего социализм не социализм. Немыслимое дело. А всё-таки отказ от самоуправления у рабочего создаёт смутное чувство вины. Смотрите на это лицо. Это её, вину, чувствует бездельничающий в воскресенье Коля, надоедающий всем, к кому пристаёт со своими пустыми разговорами. Это она, вина, дёрнула его за язык, и он сказал другу, Фёдору, что собирается уехать к другу на Дальний Восток. Воскресенье. Государственное начало оставило человека самому себе. А у того ничего нет. И не в том дело, что общественной жизни нет, хотя бы клубной, не в том беда, что и личного хобби ни у кого нет. А в том трагедия, что и перспективы к переходу к самоуправлению √ нет. Нет внутренних сил. Люди готовы только к манипулированию собою. Какой толстый настойчивый звук сопровождает урбанистический, заводской, складской пейзаж, снятый с птичьего полёта в заставке, перед титрами с именем артиста, играющего главного героя. Как басовый ключ, задающий тональность всего последующего действия. Заводов там больше не будет √ воскресенье, но давящая промышленность-государственность скажется омертвляюще на своих марионетках-людях. Мало, что тут манипулятором выступил такой же рабочий, Федя (и его жена), как и сам Коля - рабочий. Все ж, зрители, понимают, что манипулируют нами всеми не рабочие некие. И каким-то боком показано ж, с какой эффективностью могут-таки руководить самые простые рабочие. А вот┘ Только как анекдотическое исключение эта способность проявилась. Где-то тогда, в перестройку, прокатилась по стране успешная кампания протестов общественности против планов поворота великих северных рек на юг. Наверно, из-за неё лично я пришёл к выводу о неизбежности глобальной экологической катастрофы и смерти человечества от прогресса. Слова ⌠недостижительность■ касательно российского менталитета я тогда ещё не знал. И не звал к упору на него. А эта недостижительность вовсю царствует в этом фильме. Никому ничего не надо, никто ни к чему не стремится. Рай, казалось бы. А тоска. Человеку естественна активность. Но хороша ли активность материальной достижительности, настроение, реявшее в те дни в воздухе и готовившее общественное мнение к тому, чтоб промолчать при развале СССР и реставрации капитализма? Подспудно, вторым планом, намёком проходит первопричина развернувшейся перед нами драмы. ⌠- Коля, что же это? А-а. Ты не один. - Здрасьте, Филипп Макарыч [Колиному соседу по коммуналке за двоих отвечает Фёдор]. - Здрасьте. Что же это, Коля? - Что? - А вот то, что происходит? Значит, ты решился всё-таки? - На что решился? - На это самое┘ На отъезд? - Я разве сомневался [оглянувшись на Федю; он же тому сказал, что ему первому сообщил]? - Ну конечно, Коля. Конечно. Ты разве не помнишь? А ты вспомни. Ты вспомни, как, бывало, вечерами ты со мной советовался. Спрашивал. Про жизнь, про людей [соседу по коммуналке нужно выгоду получить из намечающегося освобождения Колей своей комнаты]. И как тебе быть в этой жизни. Вспомни [в смысле √ от благодарности за совет уехать, - которого вообще-то не было, - Коля должен будет оставить комнату в распоряжение соседа]. А я тебе ещё растолковывал┘ растолковывал, что каждый человек должен найти своё место, свою цель. Ты помнишь? - Не знаю. Может, и помню. Счас разве что вспомнишь, чё помнишь. - Ничего. Ничего-ничего. Вспомнишь. Хорошие дела не забываются. Да. Что я тебе хотел сказать, Коля┘ Да, ты правильно сделал, что меня послушался. Теперь я за тебя спокоен. Теперь, Коля, я в тебя верю [и обеими руками пожал обе руки Коли] - Спасибо, Филипп Макович [обескураженно отвечает Коля, благодарно вставая, но чувствуя, что его оболванивают]. Я, правда┘ - Я пойду [удирает сосед, чтоб закрепить успех тем, чтоб его слова стали последними]. Не буду вам мешать [собирать вещи с Фединой помощью]. Коля, я возьму одну [приостанавливается он в дверях, снимая один из двух эспандеров, висящих на стене]? - Берите [сдаётся Коля, изобразив на лице растроганность, что смог уже и отблагодарить]■. Потом к соседу перекочует и вся мебель Коли, и распоряжение комнатой (уже и квартиросъёмщик нашёлся). Во, какая достижительность, какая предприимчивость! А подана она с отвращением. Но мало отвращения к предпринимательству, чтоб строй из именуемого социализмом, стал им. ⌠Прогресс по Лаврову √ это ⌠уменьшение государственного принципа┘■■ (Шубин). Так вот для того тут с тоской и показано воскресенье и отъезд аж на Дальний Восток, что подсознание требовало уменьшения государственного принципа и в будни, и везде, что уж совсем не светило. Нигде. И на Дальнем Востоке, куда уехал Коля. Или даже в Москве, через которую он собирался на Дальний Восток ехать, и вполне мог √ по своей безалаберности √ в Москве остаться. И там бы было не так скучно, как в провинции. √ Всё равно √ плохо. Ибо, собственно, и в показываемом захолустье полно культуры. Даже и духовной. √ Или это издевательство? Чудное исполнение по московскому радио ⌠Соловья■ Алябьева┘ Затаскано? Никто внимания не обращает? А обратил, Коля, так чтоб передразнить. А следующая, не менее колоссальная, - фон скуки бесконечной. √ Не для здешних жителей самое лучшее исполнение классической музыки по радио. И государственная культура не спасение. ⌠┘человеческая личность может быть превращена в инструмент культуры. Это значит, что человеческое начало, его субъектность, снова подавлено, человеческое начало погашено. Поле культуры √ условие развития человеческого начала, но оно же √ и угроза ему■ (Шубин). Тотальная тюрьма для настоящих социалистов √ видеть перед собой такой народ. А может, и не народ виноват, а объективная история. В первой половине ХХ века тенденции развития индустриального общества [специализация и стандартизация] не способствовали [настоящему социализму, с самоуправлением]. Предоставит ли кризис индустриального общества новый шанс рабочим стать хозяевами своего дела и своей деятельности, вырваться из пролетарской ниши?■ (Шубин). Теперь, спустя 21 год, представляется, что Досталь об этом задумывался. Зачем он сделал из своего Коли сочинителя незаурядных песен? Зачем он пригласил на главную роль барда Андрея Жигалова? А главное, зачем он сделал так, будто это приглашение √ пришей кобыле хвост? Уж очень как-то не подходит бард √ пустому Коле. Не помогают ни слова песен, ни исполнение их, достойные приза ⌠⌠За разрушение барьера между фильмами для избранных и кино для всех■ на КФ ⌠Кинотавр-91■■ (Википедия). (Слушать тут и тут)
Облако-рай.
Утрировано примитивно исполнение. Элементарны слова. Чёрт знает, что там с пунктуацией при написании. Но в мелодии √ разлом. На суету и стенание. И пусть это безыскусное заражение чувством. Но √ вставленность налицо. В самом начале, когда ещё не знаешь, что к чему, а в каком-то закутке приткнулся какой-то пацан и срывающимся голосом заунывно под перебор гитарных струн тянет первую песню √ её не воспринимаешь как эпиграф, как что-то имеющее отношение к той грандиозной трагедии, которую индустриальное общество сыграло с несвоевременным социализмом. Но и в конце, вторая песня, звуки которой падают на, казалось бы, уже подготовленную тему некой мировой трагедии, чувствующейся сквозь мизерную комедию √ всё равно песня как-то не связывается с персонажем. И не потому, что она звучит за кадром. Слишком парень низок, а его творение высоко. Это противоречие, по-моему, трагедию лишь углубляет. Хоть ⌠в лоб■ даётся-то как раз её разрешение: все люди должны когда-то стать творцами (как вот этот, пусть корявый, парень) или сотворцами (глубоко чувствующими слушателями, кем √ парадокс! √ и оказались, по сути, эти не менее корявые провожающие Колю, делегирующие ему разведать будущее). Ибо если трагичен был уже Высоцкий с его ⌠Узнай, а есть предел там, на краю земли, ⌠Когда рабочий получил отдельную квартиру, сытость, добротную одежду, основные знания о мире и поток информации через телевизионный экран, его стало трудно чем-нибудь удивить и увлечь. Его протестная энергия угасла. Он готов терпеть произвол начальника и ритм цеха, если у него не отнимают уже полученных благ и досуга. Он не желает преодолевать стену между трудом и досугом. Досуг пролетария заполняется развлечением, а не учебой, так напоминающей труд <┘> Как справедливо заметила современный философ Н. Герулайтис, в наше время рабочий не стремится к приобретению знаний свыше нормы, данной ему современным обществом, потому что в противном случае он перестал бы быть рабочим. В развитом индустриальном обществе (в отличие от чистого капитализма) путь к высшему образованию открыт для представителей семей рабочего класса, и тот, кто хочет покинуть пролетарскую среду, затратить усилия на образование и превратиться в часть интеллектуального слоя, может это сделать. Кто остался рабочим, за редкими исключениями сделал свой выбор √ тот не хочет затрачивать усилия на дальнейшее образование. Соответственно, он не имеет интеллектуального ресурса для противостояния Системе. Ведь для противостояния манипуляции сознанием и понимания социальных причин своих житейских проблем тоже нужна определенная квалификация и интеллектуальное напряжение. Из этого следует, что преодолеть разделение общества на рабочие классы и руководящую элиту может только интеллектуальный класс, который в себе сочетает черты и работника, и интеллигенции, и управления (самоуправления). Но это √ уже не пролетариат■ (Шубин). Да простит мне читатель, но вспоминается словосочетание ⌠постиндустриальное общество■ и 25 миллионов высококвалифицированных рабочих (или они не должны называться рабочими?) мест к 2020 году, обещанных программой модернизации России, обещанных пока от имени государства, но. Ещё через сколько-то десятков лет всё население России станет интеллектуальным классом. И. Тогда-то победа настоящего социализма и станет в повестку дня. А пока┘ Тоска. Историческая тоска. Не место красит человека, а человек √ место. 17 июля 2012 г.
|
||||
23.09.2012 |
Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...
|
||||
08.09.2012 |
|
||||
05.09.2012 |
|
||||
04.09.2012 |
|
||||
31.08.2012 |
|
||||
24.08.2012 |
Что необходимо наряду с Гайд-парком.
|
||||
20.08.2012 |
Пришей кобыле хвост или естественно?
|
||||
17.08.2012 |
Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.
|
||||
04.08.2012 |
|
||||
24.07.2012 |
Попытка подобраться к постижению абстракционизма.
|
||||
19.07.2012 |
Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..
|
||||
10.07.2012 |
|
||||
19.06.2012 |
|
||||
17.06.2012 |
|
||||
03.06.2012 |
|
||||
25.05.2012 |
|
<< 91|92|93|94|95|96|97|98 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"