02.11.2012 10:32 |
Куда - из-под крыла?
Живут не для радости, а для совести. Савва Игнатьич. Зорин. Покровские ворота. Хочу приняться за чрезвычайно сомнительное дело. Открыть скрытый смысл . . . |
28.10.2012 10:06 |
Не доказал?
- Вот видишь √ веришь в Бога, а какие гадости пишешь. - Это потому, что человека всегда тянет писать о противоположном себе. Из интервью Срокина. Начнём с . . . |
19.10.2012 16:28 |
Нельзя верить художнику на слово вне текста его художественного произведения.
В Ваших сценариях всегда присутствовала романтика. Красная, белая, фронтовая, хулиганская... Для нас это очень важно. Без романтики, без идеала русский человек . . . |
16.10.2012 10:35 |
Историческая тоска.
Был такой фильм режиссёра Досталя, ⌠Облако-рай■ (1990). Фильм-прощание с этим так называемым социализмом, - проклятым, а всё же своим. До реставрации капитализма . . . |
23.09.2012 15:37 |
Молчание-то - золото, намёк - ну, пусть серебро, но...
Хочу порассуждать ⌠вслух■ об очень сложном (да простит меня читатель). Прошло несколько лет, и поисковик Quintura на запрос: ⌠Чехов Ницше■, - выдал массу материала . . . |
08.09.2012 11:54 |
Беда! Солидаризируясь, перепечатываю.
Мария Чистякова
Прошу уволить меня в соответствии с государственным образовательным стандартом...
С введением новых государственных образовательных стандартов я уволюсь из школы. Ищу работу. Какую? Да любую осмысленную: в любой коммерческой фирме, социальным работником. В конце концов, в юности меня очень привлекала работа санитарки в больнице: мытье полов, судна, добрые разговоры с больными людьми. Все это ≈ гораздо более ценно, чем то, что на сегодняшний день мне предложило государство.
Не могу сказать, что я неудачно работала 13 лет. В конце девяностых на моем счету было более 20 победителей городской олимпиады по литературе, интегрированные научные исследования, работа в районной олимпиадной комиссии, в серебряной и золотой медальных. Один из тех учеников ≈ в 27 лет дипломат в Польше. Это мой ученик, с которым в десятом создавалось научное исследование по литературе, в одиннадцатом вычищалась каждая строчка, каждая речевая ошибка в шестистраничных сочинениях, чтобы к маю, к выпускному сочинению, выработался яркий индивидуальный стиль ≈ он тогда был у большинства моих выпускников.
В 2005-м отксерокопировала все сочинения, написанные выпускниками на последнем в нашей истории письменном экзамене по литературе. Дала почитать коллегам. Храню.
В 2008-м в последний раз провела устный экзамен по литературе. Последнюю консультацию отсидели до последней минуты, бегом побежали репетировать спектакль к последнему звонку. Помню этот момент.
Не могу сказать, что сейчас у меня нет достижений. По-прежнему девятиклассники учат 20 стихотворений Пушкина, одиннадцатиклассники ≈ 30 шедевров лирики 20 века, по-прежнему удается уговорить прочитать хотя бы тома 2 из ╚Войны и мира╩ Толстого, по-прежнему читаю сочинения. Но это мои собственные достижения, достижения моей личной воли и ответственности.
Когда держу в руках вымученные страницу-две сочинения сегодняшнего выпускника, оправдываюсь, почему я работаю в школе до настоящего момента, таким образом: государство, наверное, заинтересовано в том, чтобы достижения культуры, благодаря которым в том числе сформировалась российская государственность, стали достоянием ее граждан. Для этого оно обеспечивает школьникам шесть часов литературы в неделю (именно столько у меня сейчас в 10-11 классе), а я должна проявить усилие, и прочитать и осмыслить с детьми все, что было наиболее ценно в великой русской культуре 19-20 веков. И пусть с 2008 года у государства нет цели проверить результаты моей работы, почему-то ему это с 2008 года оказалось не нужно, я все равно работаю как раньше, когда были экзамены, и назначаю эти экзамены сама.
И вот наконец литература объявлена необязательным предметом. Ее можно выбрать, а можно ≈ только предмет русский язык для подготовки к ЕГЭ. Что это означает лично для меня? Просто то, что смысл моей работы утрачивается. Школьный предмет, который был проводником не только знаний об одном из видов искусства, но формировал понятие об общечеловеческих духовных ценностях, философии, мировоззрении людей разных эпох, учил свободно мыслить, выстраивал индивидуальный язык и стиль ребенка, больше не нужен государству как обязательный. Значит, государство открыто заявило: ему больше не нужны личности. А я в свою очередь не хочу работать на такое государство. Если гуманитарное образование еще нужно некоторым родителям, они должны понять: государственная школа здесь больше ни при чем, она фактически отказалось от воспитания свободных граждан своей страны. Отказалось от единственного существовавшего до сих пор реального механизма такого воспитания.
Мне скажут: а ведь все ваши ученики выберут именно литературу, а как же ваш опыт подготовки к ЕГЭ по русскому языку! Как же дети будут поступать? Остался предмет, который будут обязательно выбирать ≈ русский язык!
Здесь все просто. Я не хочу, чтобы выбирали меня и мое преподавание, я хочу, чтобы знание основ русской духовной культуры, сконцентрированное прежде всего в литературных произведениях 19 -20 века, было обязательным для ученика российской государственной школы, если уж в стандартах поставлена цель воспитания гражданина.
Преподавание литературы было для меня все последние годы оправданием уроков подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Я вела русский только потому, что была возможность преподавания литературы. Я на самом деле считаю преступными и свои результаты на протяжении 5 лет в среднем по классу ( всегда больше 70%), и получение моим учеником (отнюдь не самым сильным) 100 баллов на ЕГЭ по русскому в 2010 году. Сначала пыталась удержать принцип: давать знания о законах языка, воспитывать грамотность, а не готовить к тестам. Сейчас стало понятно: старые принципы нивелируются вполне, уроки постепенно превращаются в дрессировку на знание основных понятий и правил.
Если речь идет о сочинении-рассуждении (задание С к ЕГЭ), можно говорить не о знании языка, а об уродовании его. Когда требую написать сочинение-рассуждение (часть С), прекрасно понимаю, что совершаю настоящее преступление. Одно только массовое прочтение убогих, противоречивых, с плохой композицией текстов, зато несущих ╚духовно-нравственное╩ содержание, убивает способность мыслить. Ученики очень часто впадают в получасовой стопор, когда знакомятся с опусами для задания С к ЕГЭ. А ведь еще нужно их заставить выполнить работу по четким критериям: основная идея, комментарий, авторская позиция, личная позиция, аргумент!!! Попробуйте объяснить школьникам, зачем это необходимо? Я не хочу лгать, и говорить детям правду о новой действительности тоже больше не хочу. ≈ В общем, я не хочу быть обслуживающим персоналом в государстве, высшие эшелоны власти в котором стали собранием дельцов, превративших в торговлю или в платную услугу все и вся.
≈ Я не хочу работать в ситуации, когда государство будет иметь право в будущем в зависимости от ситуации менять свой ╚заказ на услугу╩ школам, я не хочу работать по такому ╚заказу╩, за которым не стоит никакого принципа, кроме рыночного.
≈ Я не хочу работать по стандартам, в которых нет содержания.
≈ Я не хочу воспитывать, обучая, я хочу учить, воспитывая.
≈ Я не хочу получать деньги от государства, которое уничтожает на глазах то, что создано поколениями его граждан. Уничтожает в лице творческих художественных школ, науки, обязательной литературы и многого другого ту самую русскую культуру, благодаря которой это государство еще существует до сих пор.
≈ Я не хочу применять свои способности и таланты там, где происходит постепенное уничтожение самих основ национальной культуры.
А родители должны понять, что культура их собственного ребенка ≈ это с введением новых государственных образовательных стандартов старшей школы только их задача и ничья более.
|
05.09.2012 17:53 |
Мищуки.
Песню ╚Добровольная тюрьма╩ в исполнении Мищуков; слова Морозова (слушать тут) я услышал с телеканала ╚Шансон╩. У "крутого" портного-еврея Я сошью . . . |
04.09.2012 12:51 |
Марат Гельман, иду на вы!
Но, во-первых, почему не в его дневнике (http://maratguelman.livejournal.com/2558067.html) в ЖЖ? Потому что я против неограниченного прогресса. Заодно и против частичного прогресса в . . . |
31.08.2012 16:02 |
Почему это обижает.
Синие носы. ⌠Инно, Нано, Техно ≈ три современных богатыря■ (2006). Потому что идея модернизации √ это чужое, чтоб быть национальной идеей России. Чужое-то было . . . |
24.08.2012 15:47 |
Что необходимо наряду с Гайд-парком.
Опять, и опять, и опять буду повторять, что надо создать систему музеев околоискусства. Вот смотрите, например, как пеняет художник Колесников на какое-то . . . |
20.08.2012 23:04 |
Пришей кобыле хвост или естественно?
Разрешите начать с себя. Зашёл, помню, в один из книжных магазинов. Он только открылся после ремонта. И я удивился изменениям. В частности, появился в уголке . . . |
17.08.2012 15:43 |
Что я помню о 6-м Всемирном Фестивале Молодёжи и Студентов.
Вчера я посмотрел телепередачу о 6-м Всемирном фестивале. Какой-то фотограф, что ли, вёл её. Мол, это был глоток свободы, освобождение от страха и тому подобная . . . |
04.08.2012 14:58 |
Чепуров.
Год назад, в день рождения Пушкина, в Петербурге, Капелла имени Глинки дала музыкально-драматическое представление ╚Борис Годунов╩ с музыкой Сергея Прокофьева . . . |
24.07.2012 21:29 |
Попытка подобраться к постижению абстракционизма.
И состоит она в том, в итоге, что абстракционизм √ это человеконенавистничество. Посмотрите на картины двух художников: Харриса и Марка. Северный берег, озеро . . . |
19.07.2012 08:04 |
Зачем Горткий завёл усы и как от них "отталкивался"..
Недавно я пережил потрясение. Под натиском так называемых оранжевых СМИ России я, неожиданно для себя, на целых двое суток почувствовал себя оранжевым и аж . . . |
10.07.2012 08:26 |
К трагедии на Кубани.
Эту статью отказались публиковать в журнале, специализирующемся на обсуждении музыкальных явлений современности. И я б смирился. Если б самые обиженные на . . . |
19.06.2012 18:36 |
Сезанн.
Проделаем несколько манипуляций. Вот "Дорога у горы св. Виктории" (1898- 1902) Сезанна. Теперь выделим из неё контур собственно горы. А теперь сравним этот контур с . . . |
17.06.2012 08:29 |
Гамсун и Ван Гог.
┘в эпоху торжества индивидуального выбора никакой стиль больше не мог быть образцом для художников, каждый из которых выбирал теперь свой путь в искусстве . . . |
03.06.2012 09:39 |
Бах и оранжевые революции.
Я в молодости был революционер по натуре, а кончил тем, что стал консерватор. Странно. Потому что внутри себя чувствую себя одним и тем же и даже почти не . . . |
25.05.2012 16:01 |
Абстракт.
Раз в музее живописи я был поражён одним посетителем. Уж не помню, как я с ним заговорил, но что он мне сказал┘ Мы оказались надолго рядом перед произведением . . . |