Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
23.03.2021 |
|
22.03.2021 |
Как художники дурили советскую власть
|
21.03.2021 |
Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью
|
20.03.2021 |
Художник Зардарян и случай с Севаном
|
19.03.2021 |
Как объяснить выкаблучивание Ларионова
|
18.03.2021 |
Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…
|
17.03.2021 |
|
16.03.2021 |
Памороки вокруг подсознательного идеала художника
|
15.03.2021 |
Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)
|
14.03.2021 |
Ещё одно моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
12.03.2021 |
Моё совпадение с громкими в узких кругах именами Глеза и Метценже
|
11.03.2021 |
|
10.03.2021 |
Подойти к Путину как к художественному произведению
|
09.03.2021 |
Ещё из серии огрызаний на искусствоведов
|
07.03.2021 |
|
06.03.2021 |
Почему я вернулся к художнику Шиле, хоть противно смотреть
|
05.03.2021 |
Зачем Рязанову понадобилась «осатанённость» в «Иронии судьбы» Я ухаживал за своей будущей женой. И была беда. Мы идеально подходили друг другу, и это естественно – в ней, во всяком случае – рождало подозрение, что это у нас будет не брак по любви, а брак по расчёту. Оба не красавцы… Я вообще как-то удобно устроен – без притязаний. Я впоследствии за собой заметил, что для меня как бы не существуют красавицы. Я их даже, оказалось, не умею запоминать. В классе – очень физкультурном – я был последний человек: двоечник по физкультуре. Благо в 1955 году физкультура не входила в аттестат зрелости. Из-за этого первую любовь мне пришлось просто скрыть ото всех. Семья (я и мама) была настолько бедная, что высшее образование я получил только благодаря ежемесячным денежным переводам маминых сестры и брата. Влюблённость в меня женщины я почувствовал только вдовцом в 70 лет! Когда не мог ответить взаимностью. У моей будущей жены первая любовь тоже не удалась. Когда мы познакомились нас обоих уже подпирал возраст. Надо, надо было мне перестать уже шлёндрать, а ей – перестать страдать об утрате. А оба – идеалисты изрядные. Нет, ну во всём, как друг для друга созданы. Во мне даже было что-то от гражданского героизма, что она чуяла и за что меня считала своим. А она была туристка трудных маршрутов (для воспитания в себе гражданского мужества, потребного для коммунизма, которого губят коммунисты) и даже альпинистка (для того же). Я потом тоже рассердил КГБ. Мы оба были, как я потом понял, стихийные леве шестидесятники. Только во мне всё же мещанства было больше, чем в ней. Ей хотелось… Я по одному её сну, простодушно рассказанному ею, понял, что ей хотелось. Я ей приснился полярным лётчиком. Она лежала простуженная где-то на северах. Её проведать пришли подруги. И вдруг вошёл я. И ей так меня захотелось, немедленно, что подруги показались докучающими. Ей хотелось меня видеть под угрозой смерти в преодолении чего-то, вот бы тогда она в меня влюбилась без памяти. Исключительность вблизи Абсолюта! Признак ницшеанства. Ценность мига чем-то напоминает Вечность или Абсолют. Даёт образ иномирия. Вот его она и почувствовала в пьесе Брагинского и Рязанова. Она приехала ко мне в гости в Литву, и мы с нею пошли смотреть в рижском драмтеатре эту пьесу. Со мной тоже что-то после пьесы стало. Я тоже, наверно, почувствовал ценность мига самого по себе, безотносительно к дальнейшей своей судьбе (плевать на неё). Ну что ж, не суждено мне взять её в жёны, ну и ладно! Она это во мне почувствовала. И, я это тоже почувствовал, я ей стал дорог. Она не захотела меня терять. Всё происходило в электричке. Не знаю, как там с любовями было у Брагинского и Рязанова в реальной жизни. Они, думаю, пришли к ницшеанскому выводу, что взаимных любовей нет на Этом свете, достаточно плохом, чтоб хотеть из него бежать в принципиально недостижимое метафизическое иномирие. (Я этот нюанс считаю подсознательным идеалом ницшеанцев.) Радость в нём только у творцов (и сотворцов) – в творении (в со-творении) образа этого иномирия. И образом очень хорошо взять ценность преходящего мига. Любви. Взаимной. А для отталкивания взять суету с суррогатами любви, содрогания от которых выразил Евтушенко в стихах “Со мною вот что происходит” (1957). Это, между прочим, для меня было этапное стихотворение. С него я начал чувствовать поэзию. Стал записывать стихи. Потому что влюбился в совершенную не пару мне. Не красавицу, но здорово красивую. А жениться не хотел. Хотел гулять. Разрывался. В том числе в подозрениях, что она шлюха. (Что при проверке так и оказалось. Но сколько я промучился, чтоб позволить себе проверку…) Теперь я думаю, что это, в общем-то, знаемое переживание: "разнообразные не те”. То есть стихотворение Евтушенко – прикладное искусство. Не подсознательным идеалом создано. Подсознательным – те тонкие. А это… Ого! Как оно на меня сильно действовало. Как отрицание Этого мира оно пригодилось и ницшеанцу Рязанову при создании фильма по своей повести. Нет. Чтоб пригодилось, надо было заметить в нём одну строчку. Вместо "Куда от этого я денусь?!” “Во мне уже ос-а-танённость”. Сатанизм – это другое мировоззрение, чем ницшеанство. Сатанизм Зло приемлет. А ницшеанство – нет. Из Этого мира – бежит. Вот тонкий Рязанов и подменил слова. Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в мелкой суете разнообразные не те. И он не с теми ходит где-то и тоже понимает это, и наш раздор необъясним, и оба мучимся мы с ним. Со мною вот что происходит: совсем не та ко мне приходит, мне руки на плечи кладёт и у другой меня крадёт. А той — скажите, бога ради, кому на плечи руки класть? Та, у которой я украден, в отместку тоже станет красть. Не сразу этим же ответит, а будет жить с собой в борьбе и неосознанно наметит кого-то дальнего себе. О, сколько нервных и недужных, ненужных связей, дружб ненужных! Куда от этого я денусь?! О, кто-нибудь, приди, нарушь чужих людей соединённость и разобщённость близких душ! 18 января 2021 г.
|
04.03.2021 |
|
03.03.2021 |
С робостью о «Перекатах» Городницкого
|
02.03.2021 |
Восторг нового импрессиониста Берберяна и моя тоска оттого
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"