TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.03.2021
13:05

Лишнее доказательство от Тургенева: написано не то, что хотел сказать автор

    Я не стесняюсь делать длинные цитаты. Но заметка о “Нищем” (1878) Тургенева настолько коротка, что как её цитировать? Ну да ладно…

    "Мне со школы это стихотворение в прозе казалось каким-то... неестественным! У лирического героя произведения не было с собой ничего, что можно подать нищему. А тот ждал... И тогда герой - пожал протянутую к нему руку, извинившись: "нет у меня ничего... не взыщи, брат!"

    Что-то в этом такое натянутое, неестественное, лживое! Либеральное...

    Ну, нет у тебя при себе - назови адрес, где живёшь, скажи, когда сможешь вынести что-то! У тебя же не вообще нет, а просто - при себе! И - у тебя есть друзья, родственники, знакомые, у которых ты можешь спросить что-нибудь для бедного нищего. Вы не в равном положении, а ты сыграл в равенство! Вот это отвратительно, по-моему!” (https://zen.yandex.ru/media/id/5f5ca0a616dc6a6cf76a95df/niscii-turgeneva-ne-liubliu-eto-stihotvorenie-v-proze-6001a86df8b1af50bb685e65).

    Плохо учат литературу в школе. И 70 лет назад так было, когда меня учили. С некоторой точки зрения это даже хорошо – для меня. Кто что ни напишет о литературном произведении, я могу взять и оспорить – бездонный для меня колодец для собственных статей…

    При таком бедственном положении настоящие филологи, наверно, всё-таки умело действуют. Их вкус допускает к изучению в школе только больших художников. Тургенев – из них.

    А раз он большой, то велика вероятность, что его вещь имярек (тот же “Нищий”) окажется художественной и по-моему, да простится мне эта гордыня. То есть найдётся в ней странность как след подсознательного идеала. И тогда окажется, что тот идеал – не то, что написано буквами на бумаге. Да! Представьте себе. Как это ни трудно. Но иначе и быть-то не может. Ведь идеал-то – подсознательный, т.е. сознанию не дан. А произведение создаётся сознанием, словами, не тем, что было в подсознании. Понимаете? Если вкуса нет (а у про цитированного автора – нет), то ему кажется, что, что написано, то и хотел автор сказать. И в “Нищем” Тургенев допустил ляп, сам того не заметив. Мало того, никто не заметил. И только наш автор, вот, вывел это произведение за ушко на солнышко.

    НИЩИЙ

    Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

    Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

    Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

    Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

    А нищий ждал... и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

    Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

    — Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

    Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

    — Что же, брат, — прошамкал он, — и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

    Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

    Февраль, 1878

    Равенство перед Вечностью. Текстовая странность заключена в словах "тоже подаяние, брат” и "и я получил подаяние от моего брата”. Что подчёркнуто повторами "подаяние” / “подаяние” и "брат” / “брата”.

    Я б, может, не догадался, если б когда-то не обнаружил этой же Вечности в стихотворении в прозе “Собака”, стоящее на две позиции перед “Нищим”. Там равны перед Вечностью “я” и собака.

    Вечность это Абсолют. А Абсолют – образ принципиально недостижимого метафизического иномирия. И в него бегут от отчаяннейшего разочарования в Этом мире, мире с его христианством и тем светом, на котором сверхбудет Царствие Божие для бестелесных прощённых душ. – Спро`сите, как же бежать в принципиально недостижимое? – Отвечаю: созданием образа этого иномирия. И то – радость.

    А теперь представьте: ну как было разночинцами и революционным демократам 19-го столетия терять такого обличителя крепостничества, как автора “Муму”, признав его до крайности разочарованным шопенгауэрианцем или даже ницшеанцем? – Да ни за что! То же и в СССР. Почему-то то же и сейчас… Почему-то и всюду и со всеми… – Да нельзя детям преподавать литературу адекватно! Они самостоятельно думающими вырастут. А какой власти это надо?

    16 января 2021 г.

28.02.2021
13:47

Подозрительный фильм «Каникулы Кроша»

    Он мне подозрителен тем, что создал впечатление, что мне нравится, что он такой советский: добрый и учительный. – Странно. За это не должен бы нравиться именно мне, . . .

27.02.2021
13:13

Сложнятина или К 130-летию со дня рождения Мандельштама

    Уже по заглавию, вы, читатель, чувствуете, что я буду стремиться сложнятину делать постижимой. То есть, я обращаюсь не к высокоумному читателю, а к, грубо говоря, . . .

26.02.2021
11:51

А как повёл себя художник Зардарян?

    А как повёл себя художник Зардарян? У меня стойкая привычка подходить к произведениям искусства с психолого-социологической стороны. В Венской школе . . .

24.02.2021
13:43

Вижу повторение Высокого Возрождения у иных футуристов

    …привести к согласию среду и человека. Сент’Элиа Признаться? Пока я не пришёл к возможности написать это название и эпиграф, я не стал статью писать. Приходил я . . .

23.02.2021
10:06

Вэр из шыйн унд их бэн клуг - Кто красив, а я умна

    Так говаривала моя красавица мама (Татьяна Доронина была её копией), вообще-то не пользуясь языком идиш. Я почему-то запомнил эти слова. Как будто кто-то свыше мне . . .

22.02.2021
14:45

Я не знаю, получится ли мне вывести то о Татлине, что я наметил, но я начинаю…

    Потому что я уже в восторге от только что прочтённых слов Пунина о нём. Нет. Надо сперва ввести в курс дела читателя, не знающего ничего из того, что знаю, приступая . . .

22.02.2021
08:15

Коммунизм-то – не сласть. (Фильм «О любви» 1970.)

    Когда-то я вздумал единолично бороться за коммунизм, видя, как эта перспектива испаряется к чёртовой матери. Что я сделал? Я воспользовался тем, что парторгом . . .

19.02.2021
11:01

Точно! Рязанов издевался «Карнавальной ночью»

    Сам бы я до такого не додумался. Я это вычитал: "Удивительно, например, было видеть, как скоро происходит отказ от образа жизни и ценностей сталинской эпохи уже в . . .

18.02.2021
14:01

Декаденты есть и сейчас

    Было дело (см. тут), что я оценил декаденткой современную поэтессу. Соображение, что декадентство – прикладное (о, в общем-то, знаемом) искусство я вывел (см. тут) из . . .

17.02.2021
10:49

Не важно, антисемит ли Прилепин, важно…

    Важно, прав он или нет. О чём речь? Вот о чём: ""…но евреям отдали все премии..." И тут пришёл Захар Прилепин: В жюри премии БК примерно 50 евреев. Это все, что надо . . .

15.02.2021
23:54

Отобью ли я эту атаку на Высоцкого?

    Восприятие песен Высоцкого как антисоветских справа – явление обычное. Чтоб заметить, что они были, наоборот, антисоветские слева, надо иметь вкус. То есть уметь . . .

13.02.2021
20:08

И вкусы, и запросы мои странны

    Так пел Высоцкий. И не только от имени персонажа. Но и от своего имени. При этом всего лишь чуя (а не зная сознанием), в чём его главное отличие от современников. А я, в . . .

12.02.2021
13:18

Жаль Карена Шахназарова

    Жаль за фильм “Исчезнувшая империя” (2008). Потому что иллюстративный фильм, а не художественный. Художественный – это когда рождён он подсознательным идеалом. А . . .

08.02.2021
11:38

Неужели искажения у авангардистов – от радости, а не от чего-то негативного…

    Я был так благополучен последние пару месяцев… Логика подтвердила то, что я переживал всегда – неприязнь к искажениям натуры живописцами, - к искажениям, так . . .

06.02.2021
13:04

Почему Велимир Хлебников так выкаблучивался

    В самое последнее время мне повезло объяснить самому себе общие и конкретные причины резкого деформирования натуры и вообще общепринятого футуристами. Причины . . .

03.02.2021
21:30

Как я подловил Сологуба

    Был такой Иванов-Разумник, так интересен он тем, что, что я у него ни прочту, то обязательно оказывается верным с точностью до наоборот. Последнее неверное (1910 года, . . .

02.02.2021
21:14

Можно ли что-то ответить на упрёки Боровиковскому?

    Упрёки такие: 1) "художник… над индивидуальностью образов особенно и не заморачивался - достаточно было просто примерного сходства с моделью… У всех одинаково . . .

31.01.2021
22:58

Жалко нас

    Когда-то, давным-давно, в эпоху застоя, так называемого, помнится, прочёл я в газете (а что я выписывал? “Известия” и “Литературную газету”) шутливые слова . . .

29.01.2021
14:02

Я читаю «Чертёж Ньютона» Иличевского

    Во-первых, почему я выставил личное местоимение вперёд? – Потому что искусство существует только в душах автора и восприемников. В книге, если это роман, акта . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100