Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.01.2021 |
|
04.01.2021 |
|
03.01.2021 |
О пользе догматизма в искусствоведении
|
01.01.2021 |
Добром добра не будет – только через зло!
|
31.12.2020 |
|
30.12.2020 |
|
29.12.2020 |
Результат разговоров с рисующим
|
27.12.2020 |
Опять эта из «Оборонсервиса», теперь уже академик РАХ
|
26.12.2020 |
Рассуждение о Грозном – простое
|
26.12.2020 |
Железная логика во всём вокруг Навального
|
25.12.2020 |
Хотите посмеяться надо мной из-за Саврасова?
|
24.12.2020 |
Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…
|
22.12.2020 |
|
21.12.2020 |
|
20.12.2020 |
Маяковский против Ленина и... Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, изобразил в своей поэме поход российского народа (всех ста пятьдесяти его миллионов) против большевиков, против советской власти, против Ленина. Описал восстание, поднятое против тех, кто довёл страну до жесточайшего голода. И какую страну – ту, что ещё совсем недавно кормила всех вокруг себя. Кровавый бунт, описанный поэтом-футуристом, уничтожал “ВИЛьсона”, то есть Владимира Ильича Ленина, и сметал установленный им большевистский режим” (Филатьев. https://biography.wikireading.ru/274389). После гражданской войны Маяковский был против отступления революции в НЭП. Против упора Луначарского на эволюцию с воспитанием в коммунистическом духе. Против централизма в этом деле воспитания – в "сотворении культа “сверхчеловека” Ленина и Пушкина” (https://cyberleninka.ru/article/n/ideologiya-bogostroitelstva-kak-osnovanie-kulta-a-s-pushkina-v-sssr). Я понимаю, что у Луначарского это было воспитание масс по принципу “делай по образцу”. А понимание бывает двух типов: пассивное и активное. Пассивное – по образцу. А активное – усвоить образец, переварить и выдать своё в том же, в общем, духе. И Маяковский, я понимаю, был за активное. В культуре – за самодеятельность масс, пусть и неразвитых. Он готов был самоуничтожиться в той же поэме “150000000”. "Текст — это инструкция для самодеятельной эстетической активности аудитории. Ср. пожелание Маяковского относительно поэмы “150 000 000”: “Хочу, чтоб каждый дописывал и лучшил”… Один из далеко идущих выводов, сделанных футуристами за счет превращения текста в явление, полностью аналогичное естественным фактам, состоял в том, что художественные сообщения бывали объективизированы, оторваны от отправителей, лишены того содержания, которое обычно имел индивидуальный творческий акт. Эту сторону футуризма тщательно изучила К. Поморска, которая приводит такие данные о деятельности и биографиях футуристов, как рост анонимных текстов — поэма Маяковского “150 000 000”… от футуристов требовалось “стоять на глыбе слова "мы"”… перенесение на авторское “я” свойств “не-я”,” (Смирнов. Смысл как таковой. С.-Пб., 2001). Без примера (кроме понятного акцента на МЫ) это трудно постигаемо. Ну например: Идём! Идемидем! Го, го, го, го, го, го, го, го! Лирическое “я” притворяется малограмотным (слитное написание “идём-идём”) и не умеющим даже повторить фонемы (только ритм смог повторивший повторить). Но даже и при повторении ритма тот внёс своё: добавил два звука. Но вообще в поэме позиция "не-я”, с которым солидарен, выражена в отношении крестьянина, которому Октябрьская революция дала землю, но скоро стала отнимать урожай: "…хочешь крови моей ведро?”. Я аж решил проверить, правда ли голод начался вскоре после прихода к власти большевиков. Правда. Несколько месяцев были тихие (горизонтальный участочек синей линии), а потом началась гражданская война, и полезли кривые вниз. Чутьё у Маяковского отменное. Знал бы он, что при Парижской Коммуне не было голода, потому что ею руководили из 68 членов разных партий 23 анархиста. Ленин 2 раза упомянут в поэме. Революция на булочную бросит голод толп. Но тебе [возмущённому голодом единому Ивану] какое дам названье, вся Россия, смерчем скрученная в столб?! Совнарком — его частица мозга, — не опередить декретам скач его. Сердце ж было так его громоздко, что Ленин еле мог его раскачивать. Положим, декрет о земле не мог не быть крестьянами одобрен. Но Маяковский же зол на Ленина, значит, можно преуменьшить заслугу его в лозунге “Власть – советам, земля – крестьянам…”. Товарищи газетчики, не допытывайтесь точно, где была эта битва и была ль когда. В этой главе в пятиминутье всредоточены бывших и не бывших битв года.
Не Ленину стих умиленный. В бою славлю миллионы, вижу миллионы, миллионы пою. Внимайте же, историки и витии, битв не бывших видевшему перипетии! Маяковский тут впрямую признаётся, что битва против Ленина, против военного коммунизма – не бывшая битва во время писания поэмы (он её просто предвидит, и она – за советы без большевиков – таки началась после гражданской войны, после времени написания поэмы). Но вообще-то, читать поэму – казнь. Едва с ума не сходишь от непонятности, что к чему. Даже и зная про ""ВИЛьсона”, то есть Владимира Ильича Ленина”, читать невозможно. Но понимаю, почему так сделано. – По одному случаю со мной. Пом директора по кадрам в секретном НИИ, где я работал, получил, как я понял впоследствии, в перестройку, распоряжение от куратора КГБ по нашему НИИ, чтоб я за длинный язык был уволен якобы по собственному желанию. Пом спустил распоряжение по инстанции моему начальству, но и решил сам разобраться. Воспользовался случаем (я к нему пришёл вручить своё заявление о просьбе продвинуть меня в очереди на получение кооперативной квартиры в связи с согласием впереди стоящих пропустить меня, в чем те на моём заявлении подписались). Устно я добавил, что на заявлении нет ходатайства непосредственного начальства, так как я к нему не пошёл, понимая, что ему не до меня, ибо (я прослышал) на него накатал кто-то анонимку, что он выдавал подпольщиков немцам, тогда как, наоборот, он им помогал и потому начальником теперь служит. Пом вытянул меня на откровенный разговор о моём мнении по еврейскому вопросу. Я скрывать ничего не стал и объяснил, почему не скрываю (чувствую себя русским, а не евреем и лично не испытываю никакого антисемитизма). И сказал, что это 20-я беда в СССР. (В Литве, хоть литовцы и истребили всех евреев, не успевших эвакуироваться, но после войны те истребители исчезли из поля зрения, и антисемитизма стало меньше, чем на Украине, откуда меня в Литву привезла мама десятилетним.) Пом, в связи с близившимся, как он сказал, поднятием – забыл где – еврейского вопроса в СССР предложил мне написать своё мнение в какую-нибудь центральную газету. Я согласился. Написал. Отослал в Литературную газету с предложением в конце… (Газета выходила на 16 страницах. На 9-й бывало о международных событиях.) Я предложил при сообщении на 9-й о том международном обсуждении еврейского вопроса в СССР на 8-й странице дать подвал о композиторе Вайнберге. Что в ЛГ и сделали. Пому я письмо не показал, а только сказал, что послал в ЛГ (и через год получил кооперативную квартиру). А само письмо я написал так закручено, чтоб газете было невозможно сделать из него цитату, не искорёжив мой текст. Я это сделал, чтоб с чистой совестью рассказать лучшему другу (он еврей, не считавший еврейский вопрос в СССР таким уж неважным), что со мной произошло. Он меня всё равно не простил и назвал предателем, с чем я не согласился. Хоть всё же гордился, что моё письмо, благодаря стилю, не было ни опубликовано, ни процитировано. В общем, я Маяковского понял с этой нечитабельностью поэмы. А сам Маяковский её ещё и издал анонимно. Но всё это я пишу в качестве подхода к рассмотрению его стихотворения “Юбилейное” (1924), где он восстаёт против Луначарского с его богостроительством и культом Ленина и Пушкина в связи со 125-й годовщиной рождения поэта. "…перенесение на авторское “я” свойств “не-я”” я могу себе позволить считать рождённым подсознательным идеалом Маяковского, прудонизмом или анархизмом как настоящей революцией, которая сорвалась из-за большевиков, начиная с января 1918 года. А это ж особое ощущение, когда подсознательный идеал рождает, чем осознаваемым себя выразить. И Маяковский вполне мог чуять, что с Пушкиным происходили такого же качества озарения. Но Пушкин был поэт вдохновляемый точно не тем, чем Маяковский. Зато из Пушкина Луначарский делал не то, чем тот был по-настоящему ценен. И Маяковскому хотелось стать на сторону по-настоящему ценного Пушкина, ценного художественностью (следами подсознательного идеала, если по-моему, и что чуял и Маяковский). Но! Как быть с верностью анархистской революции? – Надо поймать себя на моменте предательства этой революции. То есть, когда проявляешь слабость и отдаёшься ревности из-за неверности Лили Брик (не с мужем, Осипом, а с кем-то четвёртым), а так же, когда не пишешь простецкие плакаты. (Р-р-революционность же в морали у Маяковского это теория стакана воды, ревность не предполагающую, а то же в живописи – простонародные плакаты.) Я теперь свободен от любви и от плакатов. Вот в такую минуту слабости революционера и можно подъехать к врагу, Пушкину, с позитивом в душе и искренне: плакать о своей духовной слабости революционера. Как плакать? Способом издевательства над экстраординарным, что есть эстетическое по меньшей мере (если пребывать в моей системе ценностей, что эстетическое {необычно о знаемом} ниже художественного {необычно о незнаемом, о подсознательном идеале}). Например. Все знают, что земля – шар. – Так вот это: Можно убедиться, что земля поката, — сядь на собственные ягодицы и катись! является ж экстраординарностью? Это ж эстетическая ценность? Ниже она, чем художественность… Вот я, мол, перед тобой, Пушкин-художник, и смеюсь над всего лишь эстетичностью, как и ты поступал: кюхельбекерно и тошно. Или вот пример: насмешка над такой всего лишь эстетической ценностью, как рифмоплётство: Только жабры рифм топырит учащённо у таких, как мы, на поэтическом песке. Всё это примеры единства с Пушкиным. Но. Как изворот от плоского плача несгибаемого революционера о своей слабости (стихи, что перед выше процитированными): Нет, не навяжусь в меланхолишке черной, да и разговаривать не хочется ни с кем. Он имеет Пушкина за кошку, перед которой не стыдно заголиться, если это словесной эквилибристикой сопроводить. Этакий выпад против Луначарского, занимающегося с помощью Пушкина богостроительством: постепенным поднятием народа до аристократического уровня Пушкина. Чем, собственно, бессильно пытаюсь заниматься и я (публика, которая заходит в канала Яндекс-Дзена не та, чтоб просто понимала хотя бы, что я пишу). Ну, или вот ещё пример в том же роде: Нами лирика в штыки неоднократно атакована, ищем речи точной и нагой. Но поэзия — пресволочнейшая штуковина: существует — и ни в зуб ногой. Например вот это — говорится или блеется? Синемордое, в оранжевых усах, Навуходоносором библейцем — "Коопсах”. "Коопсах” это мещаннейшая вывеска кооператива сахарной промышленности, выполненная с использованием модного в элитарных художественных кругах отступления от натуроподобия (лицо нарисовано… синим), но с использование азбучного контраста дополнительных цветов: синего и оранжевого. Такая вывеска имеет эстетическую ценность, над которою можно посмеяться как над второсортной по сравнению с художественной в обществе настоящего художника Пушкина, идейного врага ультрареволюционного поэта, анархистский коммунизм которому давай немедленно, если покопаться в последней глубине его души. Вот только вопрос: эта последняя глубина его души оставила какие-то следы, чтоб стихотворение “Юбилейное” мне позволить себе назвать художественным? – Что-то эта ультратонкая игра в насмешку над насмешками отдаёт игрой сильного ума, а не проявлениями подсознательного идеала. Или какая-то общая тоска как странность при юбилейной тематике это как раз и есть искомый след – идеал-то анархического коммунизма, пахнет, свершиться может только в благом для всех сверхбудущем, что есть это попросту пессимизм. 11 ноября 2020 г.
|
19.12.2020 |
Близко к святотатству, но логика требует
|
17.12.2020 |
|
16.12.2020 |
Ревелиоти больше, чем Айвазовский
|
15.12.2020 |
Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром
|
14.12.2020 |
Невежество как инструмент проверки художественного смысла
|
<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"