TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

     

    Для веселия

    планета наша

    мало оборудована.

    Маяковский.

    Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое обстоятельство на планете на грани веков можно прореагировать, в общем-то, двояким образом: 1) творчески побежать изо всех сил к благому для всех идеалу (к коммунизму-анархии), как сделал Маяковский футуризмом (и другие русские авангардисты) – в ненависти на символизм, лялякающий о сверхбудущей достижительности благого идеала для всех и 2) творчески убежать вообще вон из Этого мира в метафизическое и принципиально недостижимое метафизическое иномирие, радость от которого только умение дать ему образ – в виде принципиальной недостижительности, веками, по Нестерову, царствующей в России.

    (Так Нестеров ещё мало деформировал действительность, по сравнению с другими русскими, зря называемыми авангардистами, ибо какой же авангард ведёт к иномирию. За сравнительно малую деформацию принципиально и было возможно людям ошибаться и думать про Нестерова, что он в творчестве символист или верующий православный. Про другого, мало деформирующего, Чехова, ошибочно думали, что он – критический реалист.)

    Так Чехов хоть чахоткой болел. Она тогда была неизлечима. А Нестеров… Мёрли его жёны и дети, и раз бросил он семью с детьми, и не складывалась семейная жизнь с другими, очень его любившими. – Ну нет на Этом свете счастья и всё! Бог умер, - как сказал Ницше. Царит на Этом свете Зло. И посылает иногда мистические знаки. Например, на свадьбе Нестерова (первой и против воли отца) был доктор, и он с неё ушёл к роженице, и не успел, и она умерла, как умерла при родах впоследствии и первая жена Нестерова. Православный так не посмел бы думать. И символист, не христиански исповедующий благое для всех сверхбудущее, - тоже. Символизм не зря был не христианский, а потому, что очень уж церковь себя опозорила к тому времени – догматизмом на фоне победительной науки. Бунтари мечтали об обновлении церкви, а та их преследовала. Но все они не думали, что царит – Зло. А оно – царило. И бегство было – только в иномирие.

    И образом его в главном произведении Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (1889-1890) является многочисленные куски холодного тона в, казалось бы, тёплой религиозной картине. Не та, мол, Россия страна, где тепло, даже когда тепло.

    Нестеров. Видение отроку Варфоломею. 1889 – 1890.

    "Почти все цвета, используемые художником для ее написания, - солнечные и радостные: желтый, оранжевый, зеленый, коричневый, охра” (http://fb.ru/article/160073/istoriya-i-opisanie-kartinyi-videnie-otroku-varfolomeyu-nesterova).

    Ну-с. Довольно много нарисовано и холодным цветом: голубой просвет в сплошной высокой облачности (от желтизны, что ли, она кажется высокой?). Затем: два синих купола церкви (они, правда, маленькие), все ели (оттого, что ли, что они отдельные в окружении жёлтых, осенью, деревьев, впечатление, что и их мало?). Затем: голубо-зелёная речка, что ли, вдали. Затем: вся растительность над этой вроде-рекой (может, это тень от облаков? И тогда день, не серый и тусклый, как пишет Бенуа, а, наоборот, солнечный. Правда, тень от отрока тогда слишком коротка). Затем: штаны отрока и башлык монаха – синие (зато и их мало). Ещё: ковчежец в руках монаха, колеи разъезженной дороги, два сарайчика в центре и отражение неба в речке слева (всего, правда, мало). Ещё – синие васильки. Так их предельно мало. Только и могут, что подчеркнуть теплые тона вокруг. (Бенуа понял, что тут пасха, но васильки цветут с июня.)

    Ещё есть один, неизобразительный образ иномирия…

    В “Житии и чудесах преподобного Сергия игумена Радонежского” (https://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premudryj/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/#0_5) есть 44 слова с буквами “видени”. Но ни одного – в главе “О том, как Варфоломею было даровано познание грамоты от Бога, а не от людей”, - в главе, которая и проиллюстрирована Нестеровым. – То есть он назвал иллюстрируемое не бывшим, а видением. – Всё врут календари!

    Наконец, подозрительно чёрен и безлик старец.

    И – совсем рискованное соображение. – Вы не находите, что какой-то мертвенностью отдаёт лицо мальчика: нет полутеней на нём? – Не знаменитый ли это приём стиля модерн (стиля признанного ницшеанским), в котором многие тогда писали: одушевлённое отдаёт мертвенностью, а неодушевлённое – жизненностью. Всё растущее как бы дрожит от жизни. – Это столкновение противочувствий (по Выготскому) рождает третье переживание, катарсис, подсознательный. Который в акте последействия искусства (тоже термин Выготского) осознаётся как иномирие.

    Замечательно высказался о Нестерове Святослав Котельников:

    "…картины Нестерова, его холодный колорит, знаете, это как летнюю природу убили и в морозильник положили. Зима у него никакая, но не такая страшная как замороженное лето”.

    23 ноября 2020 г.

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100