TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, началась трудная жизнь в нашей семье. Мне, деду и маме. А после смерти деда вскоре – нам двоим. Я стал воспитываться в духе самоограничения как ценности. У меня не было коньков, лыж, велосипеда, что такое куртка и пиджак, я узнал только взрослым, я ходил в шароварах не только на уроках физкультуры и не стеснялся, в кино мог себе позволить сходить только раз в неделю (30 старых копеек стоил билет на первые, плохие ряды). Я навсегда приобрёл привычку покупать самое дешёвое и плохого качества. Мама, красавица, не хотела выходить замуж вторично. И любви больше не пришло, и опасалась за моё настроение. Мы жили очень сплочённо. Меня называли пай-мальчиком, потому что я и не хотел огорчать маму, и весь был устремлён на цель: скорей выучиться, - чтоб начать ей помогать. Потому был отличник по поведению и успеваемости. Сидел на первой парте, чтоб лучше усваивать. Училось, правда, легко. Маме на родительских собраниях завидовали. Я, правда, был двоечник по физкультуре, но на это все взрослые закрывали глаза. Я был болезнен и слаб с годовалого возраста. Меня в классе называли сдохлик, но не травили. Я знал своё место – последнее – и никому не мешал. А по учёбе давал списывать и писал шпаргалки. Свой в доску. Тише воды, ниже травы.

    Дома у нас был самый дешёвый радиоприемник “Москвич”. И на нём я раз услышал музыку… Нет слов. Мне случилось видение.

    Под нашим городом был лес, сухой, без кустов и подлеска сосновый бор. Трава и корабельные сосны приблизительно одного возраста. Я по землянику туда ходил. И случалось лежать на спине смотреть мимо голых стволов и крон вверху на ещё выше плывущие в синеве белые облака. Взгляд того, кто есть почти никто, на беспредельность. К которой рванули жёлтые ровные стволы сосен. Сходящиеся с моей точки зрения. Один. Второй…

    Вот это я и увидел при первых аккордах какой-то великой музыки: “Из-под-зем-ли! – Р-р-раз! – Из-под-зем-ли! – Дв-в-ва! – Из-под-зем-ли! – Раз, два, три, че, пять, шесть! От зем-ли! От зем-ли! И-по-ле-тим мы. Туда. И полетим мы. Туда. И полетим мы. Туда. И залетим. И долетим. Где кончается всё!”

    С того дня мне стало задачей как-то узнать, как называется эта музыка, кто композитор. А ещё – мечта: научиться рисовать масляными красками и попробовать эту музыку-видение изовыразить.

    Я впоследствии и узнал всё, и научился, только вместо аккордов на холсте получались просто сосны.

    И я забросил рисование вообще. Стал, самообразовавшись, писать об искусстве.

    А теперь у меня и тут появилась проблема.

    Дело в том, что Чайковский для меня всё чётче становился творцом, вдохновлённым идеалом ницшеанства, подсознательная часть которого (в пику осознаваемой – сверхчеловеку) – бегство из Этого всесторонне скучного и плохого мира в принципиально недостижимое метафизическое иномирие (в пику, опять же, принципиально достижимому тому свету христианства с бестелесным Царством Божием в сверхбудущем для душ прощённых). Радость от такой принципиальной недостижимости только одна – дать образ этого иномирия.

    Только через эту – осознаваемую Чайковским – радость и можно было попробовать сопрячь осознаваемое и мною счастье от этой музыки с довольно мрачным ницшеанством.

    В порядке сопряжения я и написал выше картину торжества непритязательности в моём сокровенном мироотношении тогда, когда я был буквально потрясён музыкой противоположного толка.

    Я соображаю так, что подсознательный идеал автора передаётся в акте искусства подсознанию восприемника. Перейти в сознание полученное не может. Потому я и чувствовал всегда от этих аккордов безмерное счастье. (И неизменно слёзы льются теперь – из-за ассоциации с отрочеством, которое из старости глядя – благое.) А счастье Чайковского – от умения выразить, вот, порыв из низости и скуки правил. Он же, бедный, был гомосексуалист. Надо было таиться и внушать себе естественность порядочности, как я себе – естественность непритязательности. И вдруг – радость взрыва… И реяние там, в высоте для меня и в иномирии для него. Достижение Абсолюта нами обоими в этой условности – искусстве. Плавно тянет оркестр: “Раз два, раз-два и три четыре, четы…” И – мерные удары аккордов, бьющих часов Вечности…

    Нет слов!

    Идеалы, они такие. Они с Абсолютами спознаются. Когда подсознательные.

    За то и ницшеанскому идеалу можно простить его аморальную осознаваемую часть – вседозволенность сверхчеловека.

    Пока я этот выверт для себя не вывел, я стеснялся своего уважения к ницшеанству как имеющему, как и остальные идеалы, отношение к Абсолюту. До кого я этот выверт не доношу, те ополчаются на меня. Гитлер-де любил Ницше.

    Но и самого Гитлера (см. тут) можно принять, пока он рисовал, имея в подсознании иномирие. Только когда он опускался в сознание и действительность – сверхчеловеком – тогда его уже можно ненавидеть нам, обычным людям.

    То же и с Чайковским, пока он композитор.

    6 ноября 2020 г.

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100