27.08.2004 |
|
01.07.2004 |
Вера под ногами Вера под ногами (Опыт
усекновения души) Чиновники из
Министерства образования не так давно решили осчастливить подрастающие
поколения русских школьников очередным педагогическим новшеством. На этот раз в
поле зрения новаторов попала русская классическая литература. Ее, по их мнению,
слишком много. По их мнению, современным детям, обремененным непосильным и
безвылазным сидением перед экранами компьютеров, в тот светлый миг, когда они
наконец-то вываливаются из интернета, знакомиться с проблемами Чацкого и комлексами
Раскольникова некогда. Потому что они уже спешат на дискотеку. Или за
<Клинским>. Так что не
удивляйтесь, если на вполне невинный вопрос вузовского преподавателя: <Нравится
ли вам <Тарас Бульба>? - уже в самом недалеком времени нынешние жертвы министерского
человеколюбия хором ответят: <Не пробовали! А вот <Балтика-троечка>, та очень
даже ничего > Впрочем,
список того, что они за школьные годы так и <не попробуют> гораздо длиннее. Да
и, в самом деле, нужно ли пробовать? Ведь не только они, но и мы, взрослые, за
эти годы стали другими Возвращаюсь недавно с работы, еду на эскалаторе, уткнулся в газету, и вдруг, на самом сходе, между полотном эскалатора и железными зубчиками - икона, маленькая такая, дешевая. Ни подумать, ни даже сообразить толком ничего не успел, сзади напирают, лента эскалатора крутится, перемахнул через икону, а за мною еще, еще Народ валит с работы, а под ногами у всех бьется, перекатывается икона (кажется, Николай Чудотворец) - ни в шахту ей провалиться (зазор мал), ни достать ее (только выключив эскалатор)! Час пик. Или уж <час икс>. Не знаю. А только до сих пор перед глазами Деталька, скажете, примета времени, слезинка интеллигента, которая (по Достоевскому) ничего не стоит, в отличие от миллиона беспризорных детей на улицах нынешней России и их слез. Может быть. Да вот беда - у подавляющего большинства этих детей есть родители или родня (и не самая дальняя), и у всех у них дома такие же дешевенькие иконки. И беспробудное пьянство. Накурено, хоть святых выноси. Да некому вынести. И только конвейер - все штампует и штампует. В тираж пошло А ведь христианство - религия, обращенная к личности, к христианской общине, состоящей из личностей, к Церкви, состоящей из таких общин. Потому, наверное, иконы и писались у нас подолгу, и ценились на Руси пуще золота, и по наследству передавались. А уж <потерять икону>, <обронить второпях> - даже словоупотребление подобное казалось невозможным! Дело, разумеется, не в том, что дешевые штампованные иконки <плохи>, немало случаев, когда и вовсе бумажные фотокопии мироточили - нет, дело в <религиозном потребительстве>, которое наряду с возросшими полиграфическими возможностями достигло в наше время и размеров немыслимых. Преподобный батюшка Серафим, столетие прославления которого в лике святых так торжественно отметили в прошлом году, запрещал подметать в храме после службы, говорил: <Здесь каждую пылинку целовать нужно, ведь по ней Сам Христос сегодня ходил!> Потому что главное - благоговение. Но благоговеть может только личность, а массе нужен кумир, она и Живого Бога постарается превратить в штампованную открытку (5 руб. штука, оптовикам - скидки), человек массы и живую молитву превратит в механическое повторение заученных фраз, и живую жизнь во Христе - во внешнее и обессмысленное исполнение правил и обрядов. Не об этом ли говорил батюшка Серафим, пророчествуя про раззолоченные храмы последних времен, в которых будут служить не Богу, а <господину масс>, тому, кто вместо личного имени присвоит человеку заводской номер, разумеется, с самой благою целью - <для улучшения собираемости налогов>, <для более адресной социальной помощи> и тому подобного? Масс-индустрия, масс-культура, масс-религия А мы все говорим о <восстановлении экономики>, <реабилитации института частной собственности> Пожалуй, самое главное, что нуждается сегодня в <восстановлении и реабилитации> после красного колеса ХХ века и в преддверии виртуального катка века ХХI - это личность, <человек в человеке>, внутренняя тишина, которую уже не спугнут децибелы масс-культуры и не проштампуют цифири масс-религии. Потому что они, душа и цифири - разной природы И кстати у кровавого ХХ-го века русской истории имелся такой нерелигиозный, сугубо светский опыт <сохранения человека в человеке>: ведь именно этой внутренней тишине, ее последним вопросам в годы государственного атеизма по мере возможности учила Великая русская литература, что с благодарностью признал недавно на встрече с руководством Союза Писателей России предстоятель Русской Православной Церкви - Патриарх Алексий II. Именно классическая русская литература, - по словам Святейшего, - и именно в рамках сложившейся школьной программы научала маленьких жителей Отечества нашего (тогда <социалистического>) извечной русской серьезности, той нашей сосредоточенности на внутреннем, которая до самых недавних пор так поражала в нас иностранцев. И что же? Человек массы заглянул теперь и сюда: а что это у вас там за русская литература с ее <лица необщим выраженьем>? И вообще, почему это у вас у всех до сих пор еще лица какие-то <необщие> и наособинку? Это после десятилетия-то рыночных реформ и преобразований! Нет, пора, давно пора браться за русскую литературу!.. Вот и взялись, и большую ее часть, кажется, всерьез собираются оставить за бортом обязательного обучения в школе, чтобы она, совсем как та иконка, отныне билась и трепетала между вечно ускользающим полотном <современности> и железными зубьями чиновничьего идиотизма.
|
26.04.2004 |
Еще раз об <основах православной культуры>
|
11.04.2004 |
|
09.04.2004 |
|
24.12.2003 |
Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина
|
09.12.2003 |
|
03.10.2003 |
Кожинов: контуры русского духа.
|
04.08.2003 |
|
16.07.2003 |
|
08.07.2003 |
|
20.05.2003 |
|
18.04.2003 |
|
03.04.2003 |
Упущенный шанс Президента Путина
|
05.03.2003 |
|
11.02.2003 |
|
04.02.2003 |
Возвращение Ярославского-Губельмана
|
23.01.2003 |
Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!
|
13.01.2003 |
|
23.12.2002 |
Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"