TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Книга Писем Владимира Хлумова  Слово Владимира Березина  На оттоманке с Шиншиным  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ОБОЗРЕНИЕ

ОБОЗРЕНИЕ
Алексея Шорохова


27.08.2004
14:10

Сокровение женственности

    Алексей ШОРОХОВ Сокровение женственности (О книге стихов Марии Баранчиковой <Август>) Печальное и, увы, знаковое событие произошло на этих Олимпийских играх . . .

01.07.2004
12:00

Вера под ногами

    Вера под ногами

    (Опыт усекновения души)

    Чиновники из Министерства образования не так давно решили осчастливить подрастающие поколения русских школьников очередным педагогическим новшеством. На этот раз в поле зрения новаторов попала русская классическая литература. Ее, по их мнению, слишком много. По их мнению, современным детям, обремененным непосильным и безвылазным сидением перед экранами компьютеров, в тот светлый миг, когда они наконец-то вываливаются из интернета, знакомиться с проблемами Чацкого и комлексами Раскольникова некогда. Потому что они уже спешат на дискотеку. Или за <Клинским>.

    Так что не удивляйтесь, если на вполне невинный вопрос вузовского преподавателя: <Нравится ли вам <Тарас Бульба>? - уже в самом недалеком времени нынешние жертвы министерского человеколюбия хором ответят: <Не пробовали! А вот <Балтика-троечка>, та очень даже ничего >

    Впрочем, список того, что они за школьные годы так и <не попробуют> гораздо длиннее. Да и, в самом деле, нужно ли пробовать? Ведь не только они, но и мы, взрослые, за эти годы стали другими

     

    Возвращаюсь недавно с работы, еду на эскалаторе, уткнулся в газету, и вдруг, на самом сходе, между полотном эскалатора и железными зубчиками - икона, маленькая такая, дешевая. Ни подумать, ни даже сообразить толком ничего не успел, сзади напирают, лента эскалатора крутится, перемахнул через икону, а за мною еще, еще Народ валит с работы, а под ногами у всех бьется, перекатывается икона (кажется, Николай Чудотворец) - ни в шахту ей провалиться (зазор мал), ни достать ее (только выключив эскалатор)! Час пик. Или уж <час икс>. Не знаю. А только до сих пор перед глазами

    Деталька, скажете, примета времени, слезинка интеллигента, которая (по Достоевскому) ничего не стоит, в отличие от миллиона беспризорных детей на улицах нынешней России и их слез. Может быть. Да вот беда - у подавляющего большинства этих детей есть родители или родня (и не самая дальняя), и у всех у них дома такие же дешевенькие иконки. И беспробудное пьянство. Накурено, хоть святых выноси. Да некому вынести. И только  конвейер - все штампует и штампует. В тираж пошло

    А ведь христианство - религия, обращенная к личности, к христианской общине, состоящей из личностей, к Церкви, состоящей из таких общин. Потому, наверное, иконы и писались у нас подолгу, и ценились на Руси пуще золота, и по наследству передавались. А уж <потерять икону>, <обронить второпях> - даже словоупотребление подобное казалось невозможным!

    Дело, разумеется, не в том, что дешевые штампованные иконки <плохи>, немало случаев, когда и вовсе бумажные фотокопии мироточили - нет, дело в <религиозном потребительстве>, которое наряду с возросшими полиграфическими возможностями достигло в наше время и размеров немыслимых.

    Преподобный батюшка Серафим, столетие прославления которого в лике святых так торжественно отметили в прошлом году, запрещал подметать в храме после службы, говорил: <Здесь каждую пылинку целовать нужно, ведь по ней Сам Христос сегодня ходил!> Потому что главное - благоговение. Но благоговеть может только личность, а массе нужен кумир, она и Живого Бога постарается превратить в штампованную открытку (5 руб. штука, оптовикам - скидки), человек массы и живую молитву превратит в механическое повторение заученных фраз, и живую жизнь во Христе - во внешнее и обессмысленное исполнение правил и обрядов. Не об этом ли говорил батюшка Серафим, пророчествуя про раззолоченные храмы последних времен, в которых будут служить не Богу, а <господину масс>, тому, кто вместо личного имени присвоит человеку заводской номер, разумеется, с самой благою целью - <для улучшения собираемости налогов>, <для более адресной социальной помощи> и тому подобного? Масс-индустрия, масс-культура, масс-религия

    А мы все говорим о <восстановлении экономики>, <реабилитации института частной собственности> Пожалуй, самое главное, что нуждается сегодня в <восстановлении и реабилитации> после красного колеса ХХ века и в преддверии виртуального катка века ХХI - это личность, <человек в человеке>, внутренняя тишина, которую уже не спугнут децибелы масс-культуры и не проштампуют цифири масс-религии. Потому что они, душа и цифири - разной природы

    И кстати у кровавого ХХ-го века русской истории имелся такой нерелигиозный, сугубо светский опыт <сохранения человека в человеке>: ведь именно этой внутренней тишине, ее последним вопросам в годы государственного атеизма по мере возможности учила Великая русская литература, что с благодарностью признал недавно на встрече с руководством Союза Писателей России предстоятель Русской Православной Церкви - Патриарх Алексий II. Именно классическая русская литература, - по словам Святейшего, - и именно в рамках сложившейся школьной программы научала маленьких жителей Отечества нашего (тогда <социалистического>) извечной русской серьезности, той нашей сосредоточенности на внутреннем, которая до самых недавних пор так поражала в нас иностранцев.

    И что же? Человек массы заглянул теперь и сюда: а что это у вас там за русская литература с ее <лица необщим выраженьем>? И вообще, почему это у вас у всех до сих пор еще лица какие-то <необщие> и наособинку? Это после десятилетия-то рыночных реформ и преобразований!

    Нет, пора, давно пора браться за русскую литературу!..

    Вот и взялись, и большую ее часть, кажется, всерьез собираются оставить за бортом обязательного обучения в школе, чтобы она, совсем как та иконка, отныне билась и трепетала между вечно ускользающим полотном <современности> и железными зубьями чиновничьего идиотизма.

     

26.04.2004
11:55

Еще раз об <основах православной культуры>

    Еще раз об <основах православной культуры> (Исторические и культурные предпосылки становления подлинно свободного общества в России) Я хотел бы сегодня . . .

11.04.2004
19:22

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

    Изведение из ада В лабиринтах совести и смысла, В подземелье гула и печали Мы другому улыбались кисло, Если вдруг кого-либо встречали. Мы скитались по чужим . . .

09.04.2004
13:41

Косово как будущее Европы

    Алексей ШОРОХОВ Косово как будущее Европы (Полный вариант статьи. Со значительными купюрами опубликована <Литературной газетой> в N 14, 2004 г.) То, что сегодня . . .

24.12.2003
19:46

Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина

    Русский вопрос у Валентина Распутина: повесть "Мать Ивана, дочь Ивана". "Затопили нас волны времен, и была наша участь мгновенна!" Александр Блок Валентин . . .

09.12.2003
16:24

Девятины любви

    Алексей ШОРОХОВ В этом декабре мы отметим девятую годовщину с момента ввода российских войск в Чечню, девятую годовщину начала того страшного, <пьяного>, такого . . .

03.10.2003
11:28

Кожинов: контуры русского духа.

    Алексей ШОРОХОВ Кожинов: контуры русского духа. (выступление на II Международных Кожиновских чтениях в г. Армавире, 2003 г.) Из всего внушительного . . .

04.08.2003
17:50

Освобождение Юрия Буданова

    Алексей ШОРОХОВ Доктор Геббельс икает от смеха Трехголовые страсти Представьте себе такое - приходит человек в суд и говорит судье: Ваша честь, хочу судиться со . . .

16.07.2003
18:30

<По луке казачьего седла >

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ <По луке казачьего седла > (О первом выпуске альманахе <Братина>)* По меткому определению Льва Толстого граница Российской империи пролегала по . . .

08.07.2003
20:29

Москва - Третьи петушки:

    Алексей ШОРОХОВ. Москва - Третьи петушки: следующая станция - храм Пива на Крови Светлое завтра уже наступило. Точнее, светлое послезавтра. Когда-то в России (а . . .

20.05.2003
13:44

Возвращение музыки

    Алексей ШОРОХОВ Возвращение музыки (о поэзии Александра Кувакина) <Приближается звук, и, покорна щемящему звуку, Молодеет душа > А. Блок Когда в мир приходит . . .

18.04.2003
16:38

Тайна крови

    Откуда она течет в нас, Господи, и для чего?.. (О романе Петра Алешкина <Русская трагедия>) < Россия - Сфинкс. Ликуя и скорбя, И обливаясь черной кровью, Она глядит, . . .

03.04.2003
14:37

Упущенный шанс Президента Путина

    АЛЕКСЕЙ ШОРОХОВ Упущенный шанс Президента Путина но не России Я думаю, что Путин будет переизбран на второй срок - это видно уже сейчас. Патриотическое движение . . .

05.03.2003
16:47

Трансгенное сознание

    Недавно исполнилось два года со дня смерти одного из крупнейших русских мыслителей минувшего столетия, нашего современника - В. В. Кожинова. Многие издания (в том . . .

11.02.2003
13:43

Жалоба Ивану Грозному

    шизофрения Жалоба благодетелю и отцу нашему царю Ивану Грозному на ирода и злодея нашего - царя Ивана Грозного. (копия в Гаагскую трибуналию) <Его . . .

04.02.2003
14:11

Возвращение Ярославского-Губельмана

    Русофобия Возвращение Ярославского-Губельмана (о травле А. В. Бородиной, автора учебника ═╚Основы православной культуры) Как и не исчезал никуда тов. Губельман . . .

23.01.2003
16:20

Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!

    На днях увидел по телевизору (каюсь, только концовку) очередной образчик великого американского киноискусства: однако под незамысловатой, да и чего там √ просто . . .

13.01.2003
15:32

Славянское море

    Печально знаменитому ленинскому ╚Россия √ тюрьма народов╩ один из крупнейших русских мыслителей нашего времени В. В. Кожинов отвечал: ╚Если Россия √ тюрьма . . .

23.12.2002
16:45

Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)

    Я хотел бы сегодня поговорить о реализме. О реализме как о мировоззрении. Всем нам хорошо известен критический реализм в русской литературе 19-го века, более . . .

1|2|3|4|5

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100