27.08.2004 |
|
01.07.2004 |
|
26.04.2004 |
Еще раз об <основах православной культуры> Еще раз об
<основах православной культуры>
(Исторические и культурные предпосылки становления подлинно свободного общества в России) Я хотел бы сегодня поговорить о свободе. Потому что
именно в покушении на свободу, как это не парадоксально, был некоторое время
назад обвинен культурологический курс
<Основы православной культуры> Аллы Бородиной, рекомендованный Министерством
образования российским школьникам к изучению. И как раз таки этот курс, по самой
сокровенной мысли его создательницы способствующий воспитанию подлинно
свободных граждан России, был незамедлительно анафематствован сначала
заокеанской <Радио Свободой>, а затем и российскими поборниками таких же
<свобод>. Впрочем, думается, все мы давно уже не имеем права обольщаться звучными
самоназваниями подобного рода, потому что еще слишком свежи в памяти бравурные
заявления советской пропаганды <о самом свободном и самом гуманном на земле
обществе>, которые едва заглушали стоны миллионов узников ГУЛАГа. И тем не
менее, споры, которые вызвал в нашем обществе курс Аллы Бородиной, имеют под
собой самое непосредственное основание: <Основы православной культуры> -
действительно о свободе. Это-то острее всего и почувствовали те, кто хотел бы
монополизировать понятие свободы, хотя, как мы с вами понимаем,
<монополизированная свобода> - это онтологический нонсенс, обратная сторона
ГУЛАГа, то есть еще большая и худшая несвобода. Но к теме свободы мы еще вернемся, а сейчас хотелось
бы попытаться понять: почему же именно курс Аллы Бородиной вызвал такие споры?
Ведь каких только <новаций> и <инноваций> наша система образования не пережила
за последние годы? Каких только курсов и предметов не подсовывали нашим детям?
В российские школы беспрепятственно входили растлители малолетних с книжками
<Валеологии> в руках и учебными порнофильмами в портфелях, широко улыбаясь
впархивали проповедники страшноватых оккультных учений, серой мышкой
проскальзывали псевдоакадемики несуществующих наук. Это уже не говоря о
новациях, вводившихся сверху, и по большей части экспортированных оттуда, где
от них уже давно успели отказаться. И все это практически не вызвало никакого
отклика в обществе (разве что более или менее ощутимый отпор был дан
<сексуальному воспитанию> от сторонников традиционных для России религий: православия
и мусульманства). А вот курс Бородиной такой отклик в обществе вызвал, да и не
мог не вызвать, потому что все действительно новое обречено на это. А
курс <Основы православной культуры> для российского образования действительно
новый. Как, скажете вы - а все эти <сексуальные просвещения>, <новые морали> и
<нетрадиционные истории>, они разве не новы? В том-то и дело, что нет - были
они у нас уже в 20-м веке, были! И с унылым фрейдизмом совместного обучения и
прочих прелестей <свободной любви без брака> в 20-е годы уже носились, и с
историей-то <экспериментировали>, а уж про <новую мораль> и говорить неудобно -
сколько про нее всего понаписано да понаговорено было! Даже страшноватый
оккультизм <советской религии> с ее поклонением ленинской мумии - и тот был. А
вот <Основ православной культуры> не было! И даже тем, кто, подменяя смысл и
содержание сугубо культорологического курса, называют его <Законом Божиим> -
берусь это доказать. Потому что был уже в России обязательный <Закон Божий>, и
что? Спас он нашу Родину от катастрофы семнадцатого года? От атеистического,
нравственного одичания послереволюционных лет? От ужасов Гражданской войны и
будущего ГУЛАГа? Нет, не спас. Потому что только глубоко
укорененный в родной культуре, а, следовательно, глубоко свободный
человек способен выстоять в бурях века сего и сознательно отказаться от зла.
Ибо знание - освобождает. Внешнее, обессмысленное многолетней привычкой и
тупой инерцией следование обрядам не помешало бывшим слушателям <Закона Божия>
сбрасывать колокола и кресты с церквей и жечь иконы. А вот поступили бы они
так, знай об Андрее Рублеве и божественном Дионисии, полезли бы на звонницу,
услышав в детстве историю про московский Царь-колокол, воспринимая каждую
детальку окружающего их русского мира во всей его тысячелетней красоте и
величии, как частицу самих себя? Ответ, я думаю, очевиден. Именно курс <Основы православной культуры> Аллы Бородиной восполняет этот существеннейший культурологический недостаток всех имеющихся сегодня курсов Отечественной истории благодаря своей систематичности и завершенности, и давно уже, как представляется, должен быть выделен в отдельный школьный и вузовский предмет. В противном случае мы рискуем, что придут некие люди (неважно - в кожанках или с ваххабитскими бородами), которые в очередной раз нарисуют новую и соблазнительную в своей лживой простоте картину мира нашим детям, и те, не укорененные в родной культуре, начнут с той же легкостью крушить свое великое тысячелетнее, как и 80 лет назад. И так - без конца, по принципу <дурной бесконечности> по Гегелю, или уж, не знаю, по Карлу Марксу, Бен Ладену, как получится Слава Богу, что понимание этого сегодня начинает демонстрировать и власть - так, в рамках прошедшего 22 апреля этого года под эгидой Министерства образования и науки РФ, Союза писателей России, журналов <Вестник образования России> и <Образование> круглого стола на тему: <Обновление содержания гуманитарного образования: историко-культорологический аспект> практически все выступавшие подчеркнули необходимость существенной корректировки существующей ныне школьной программы именно в этом направлении. Свое, мягко говоря, удивление по поводу того, что в нынешней школьной программе практически не упоминается имя Христа и тысячелетняя традиция Русского Православия высказали замминистра образования Л. С. Гребнев, протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России З. Л. Коган и многие другие выступающие. И это вполне естественно, - в стране, цивилизационное ядро которой неотделимо от Православия, подобные навязчивые умолчания о роли Церкви в русской истории и культуре все больше напоминают пресловутую статью <о разжигании межрелигиозной розни>, нежели нормы свободного общества. Впрочем, это касается нынешнего состояния гуманистических идеалов в целом. Иногда даже начинает казаться, что порожденные этими идеалами <толерантность> и <политкорректность> готовы вот-вот пожрать и своих родителей. Воистину преступно в угоду им забывать, что нынешние представления о правах человека и свободе - порождения сугубо христианского мироощущения, и что именно евангельским заповедям о равенстве людей перед Богом мы обязаны этому порядку вещей. Слова апостола Павла: <несть эллина и несть иудея, несть пола женска и несть мужеска, но все суть дети Божии> - больше говорят нам о сегодняшнем понимании свободы, нежели все века человеческой истории до Рождества Христова. Больше того, в современном мире существует масса культур и народов, где представления о свободе сугубо отличаются от христианских, и на фундаменталистском Востоке мужчина и женщина отнюдь не так равны, как на Западе, а в индуистском мире, человек, родившийся <не в той касте>, будь он семи пядей во лбу, так и умрет <неприкасаемым> с минимальным набором <свобод> и куда большим набором табу и ограничений. Именно поэтому, говоря о современной российской школьной и вузовской программе, мы не имеем права закрывать глаза на отсутствие в них курса <Основ православной культуры> - единственного на сегодняшний день культурологического курса, способного объяснить ребенку, благодаря чему он живет в мире равных возможностей и прав, почему он является наследником и творцом великой культуры, а также почему все это нуждается в самой решительной защите от каких бы то не было посягательств!
|
11.04.2004 |
|
09.04.2004 |
|
24.12.2003 |
Русский вопрос в новой повести Валентина Распутина
|
09.12.2003 |
|
03.10.2003 |
Кожинов: контуры русского духа.
|
04.08.2003 |
|
16.07.2003 |
|
08.07.2003 |
|
20.05.2003 |
|
18.04.2003 |
|
03.04.2003 |
Упущенный шанс Президента Путина
|
05.03.2003 |
|
11.02.2003 |
|
04.02.2003 |
Возвращение Ярославского-Губельмана
|
23.01.2003 |
Холодная война закончилась. Да здравствует холодная война!
|
13.01.2003 |
|
23.12.2002 |
Три ╚эр╩ русского религиозного реализма (выступление на пленуме СП России 15.12.2002 г.)
|
1|2|3|4|5 |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"