В последнее время количество различных рукотворных художественных произведений, выдуманных рекламных лозунгов, неймингов и других интеллектуальных трудов резко увеличилось. Сложившиеся обстоятельства требуют урегулирования отношений между издателем и автором, а также документов, регламентирующих доходы писателей. Вот поэтому все чаще заключаются издательские договоры.
Раньше писатель получал за свое произведение определенную сумму, а издатель становился полноправным владельцем купленного им текста. Считалось, что любой авторский труд, купленный у его создателя, переходит в полное владение покупателя, который может тиражировать его в любом объеме и при этом не делиться заработанными от продаж деньгами с писателем. Сейчас подобные отношения практикуются только с копирайтерами. Хотите вы приобрести насосы в Москве или узнать свежую новость, всю эту информацию вы можете прочитать в Интернете. Писатели, которую ее излагают, передают все права на ее использование издателям.
Если же писатель пишет рассказы, стихи, повести и другие ходовые литературные произведения, то ему лучше заключать издательский договор. В нем оговариваются сроки написания работы, ее объем, форма, в которой изложен текст (стихи или проза), а также процент от продаж текста. В этом договоре должны точно указываться даты выплаты гонораров писателю, его процент при передаче прав и издателю и последующем тиражировании литературного произведения.
Издательские договоры защищают обе стороны от фактов мошенничества. Права издателя также полностью защищены. Он может в установленные договором сроки отказаться от выполненной автором работы в случае низкого ее качества, а также потребовать от писателя устранения недочетов. После подписания договора к издателю переходят все права на приобретаемый текст, автор которого не может перепродавать свое произведение, выкладывать в Интернете и размещать в других источниках массовой информации.
Писателей нужно предостеречь от подписания долгосрочных издательских договоров, в которых идет речь о постоянной работе на одно определенное издательство. В этом случае автор должен писать те тексты, которые необходимы заказчику, это могут быть статьи на тему, как выбрать насосную станцию для дачи или как ухаживать за грудным младенцем, а может быть, детективы. При этом деньги вы получите и в первом, и во втором случае одинаковые. Примером такой эксплуатации служит великий Оноре де Бальзак, который работал на издателя, но так и не заработал состояние, потому что львиная доля доходов от его произведений уходила не ему. Именно он стал одним из главных защитников авторских прав.
Однако и издатели рискуют многим при подписании долгосрочных договоров. Иногда можно ошибиться и оплачивать работу автора, не имеющего таланта, произведения которого не продаются, в этом случае уже несет финансовые потери сам издатель.
Основной составляющей нашей жизни являются финансовые отношения между людьми. Деньги √ это главный стимулирующий элемент, который заставляет нас работать. Но работа писателя тем и уникальна, что творить он должен для читателей, а не для получения гонорара, поэтому издательский договор не должен сковывать автора и ограничивать его работу временными рамками. Одно дело построить дом, спроектировать машину или выбрать и приобрести насос Grundfos для откачки воды, другое дело написать роман или детектив.
В заключение всего вышесказанного можно лишь порекомендовать всем писателям и издателям заключать договоры, чтобы точно были оговорены все финансовые вопросы их сотрудничества, но не забывать, что, в конечном счете, работают они для читателя.