Видеоконтент стал одним из важнейших товаров на телекоммуникационном и мультимедийном рынке. И корпоративные, и частные потребители связывают все большие ожидания с персонифицированным контентом, который отвечал бы индивидуальным требованиям, был доступен всегда и мог бы приниматься на любое абонентское устройство. Чтобы оправдать эти ожидания, компании-поставщики должны быть такими же гибкими и прогрессивными, как мир современного видео. Своими взглядами на то, как и почему меняется рынок видеоконтента, какое будущее ему уготовано и какая роль во всем этом отведена компании Cisco, делится
Майк Волпи (Mike Volpi), старший вице-президент Cisco, возглавляющий подразделение, которое занимается технологиями маршрутизации и решениями для поставщиков услуг.
<Давайте взглянем на развитие мира видео с точки зрения потребителя: телевидение всегда работало в широковещательном режиме, то есть в определенное время все усаживались перед телевизорами, чтобы посмотреть свои любимые передачи. Но вот появляется новая среда распространения информации под названием Интернет - она отличается интерактивностью и дает свободу выбора. То есть, вы получаете то, что вам нужно, причем независимо от времени и места. В настоящее время мы стремимся объединить оба эти явления. Взяв Интернет с его способностью к персонификации, мы наделили его механизмами распространения визуальных материалов - видеоконтента, который, несомненно, представляет собой самый потрясающий, самый увлекательный и самый эффективный способ получения информации. Это сочетание позволяет пользователям обогатиться совершенно новыми впечатлениями.
Говоря об IP-телевидении - телевидении, работающем на базе сетей IP (Internet Protocol), важно иметь в виду, что его сигнал не распространяется собственно по Интернету в том виде, в каком мы его знаем. Просто IP-телевидение использует ту же технологию тот же язык, что и Интернет. Смысл в том, чтобы решать ту же задачу, какую решает традиционное, кабельное и спутниковое телевидение, но с большей степенью персонификации информации и более широкими возможностями ее поиска. Став абонентом IP-телевидения, вы получаете доступ примерно к такому же набору программ, что и в обычном телевидении, но при этом сможете тасовать их по своему усмотрению и осуществлять поиск того, что вас интересует. В отличие от традиционного телевидения, ставящего зрителя в зависимость от сетки вещания конкретных каналов, IP-телевидение позволяет взять клавиатуру и ввести нужные слова - скажем, <Монсеррат Кабалье>, - и тогда на экране появится весь репертуар певицы. С тем же успехом я могу выбрать интересующую меня серию того или иного телесериала либо последнюю киноновинку и посмотреть ее в режиме <видео по требованию>. Таким образом, в IP-телевидении все функционирует несколько более интерактивно, несколько более интеллектуально. Можно представить это так: в одной части спектра у нас изобилие и хаос Интернета, а в другой - консерватизм традиционного телевидения. С приходом IP-телевидения объединяется все лучшее из обоих миров. Это большой шаг вперед в поиске <золотой середины>.
Роль Cisco в грандиозных переменах, которые происходят в мире видео, начинается с создания широкополосных каналов распространения видеоконтента среди потребителей. Видеоконтент, когда его преобразуют в цифровой формат, становится очень ресурсоемким, и для его передачи требуется широкая полоса пропускания. Но этим дело не ограничивается. Потребители связывают с видео очень большие ожидания, поэтому мы должны создать комплексную систему, способную исправлять и улучшать качество видеоизображения, чтобы зрительское восприятие видеоконтента становилось ярче. Видео - особая форма контента. Если картинка появляется не к месту или с пятисекундным опозданием, она утрачивает свою ценность. Важна синхронизация и не менее важна возможность быстрого переключения каналов.
При персонификации контента очень многое зависит от сети. Сеть должна обладать интеллектуальными механизмами, позволяющими распознавать видеотрафик и отделять его от телефонного трафика и данных. Она должна располагать достаточной информацией о пользователе и о том, каким образом он подключен. Это необходимо для того, чтобы дети не имели доступа к определенным типам контента, пользователи, обслуживаемые по категории <премиум>, получали контент в формате телевидения высокой четкости и так далее. Таким образом, чтобы все это работало, требуется огромное количество технических решений. Именно в них заключается вклад Cisco. Мы даем возможность строить надежные, защищенные, интеллектуальные сети, способные служить платформой для решения всех перечисленных задач. Сеть - общий знаменатель: существует множество разных устройств и множество источников контента, но всем им требуется сеть.
Чтобы понять значимость конвергентной сети, следует ненадолго заглянуть в историю. Обычно процесс развития телекоммуникаций выглядел так: сначала появлялась какая-то прикладная задача, потом создавалась сеть, позволяющая ее решать, затем эта сеть разрасталась, принимала глобальный характер, и решение задачи становилось возможным повсеместно. Это в полной мере можно отнести к Интернету: сначала мы создали <паутину>, а затем сделали ее <всемирной>, доступной всем, кто в ней нуждался. Теперь же мы говорим об изменении порядка вещей - о том, чтобы сначала создать сеть, а уж потом - внедрить на ее базе все, что придет в голову. И если наш разум породит сервисы вроде MySpace или YouTube, и мы захотим с их помощью распространять качественные видео- или радиопрограммы либо что-то еще, что нам подскажет наше воображение, то проблем нет - все это будет работать на базе одной сети. Это дает нам два преимущества: экономит нам деньги, устраняя необходимость перестраивать сеть всякий раз, когда появляется новая прикладная задача, а главное - дает нам возможность комбинировать множество разных видов обслуживания. Возьмите такой сервис, как Skype - по сути, это система передачи речи по каналам IP. В представлении обывателя ее назначение - дешевая телефонная связь, хотя это не так. Это услуга мгновенного обмена сообщениями (традиционная область применения Интернета) плюс телефонная связь. К тому же, пользуясь этой услугой, я в любой момент времени могу узнать, находитесь вы в сети или нет - телефон этого не позволяет. Таким образом, дается толчок развитию услуг, предоставляемых с учетом присутствия абонентов, дается импульс развитию мультимедийных возможностей, дается толчок творчеству. Вот в чем смысл конвергентной сети.
Мы часто произносим аббревиатуру DVV, имея в виду данные (data), речь (voice) и видео (video). Последнее время мы добавляем к ней еще одну согласную - "M". Одни утверждают, что "M" означает мобильность (mobility), другие расшифровывают эту букву, как "Me" - <Я>. Лично мне больше нравится второй вариант. Мобильность, безусловно, важна, но со временем она превращается в данность. Что носит поистине революционный характер, так это возможность персонификации любых услуг, и местоимение <Я> описывает ее как нельзя лучше. Информация в форме данных, речи или видео появляется, когда я этого хочу. Ее воспроизведение начинается и заканчивается, когда я этого хочу. Она редактируется с учетом моих пожеланий. Она организуется так, чтобы мои дети не увидели то, что им видеть не следует. Я отношусь к этому, как к составлению индивидуальной развлекательной программы, что, в конечном счете, вполне соответствует действительности.
Все это возвращает меня к размышлениям о концепции общечеловеческой сети. Ведь мы создаем технологии, призванные благотворно влиять на то, как люди взаимодействуют, развлекаются, работают и тому подобное. Подчас, занимаясь тем или иным техническим решением, мы зацикливаемся на том, какова будет пропускная способность - пять или четыре мегабита в секунду - или сколько будет поддерживаться Ethernet-портов - 52 или 25. Между тем, в первую очередь нас должно волновать не это. Нас должно волновать, насколько ценным все это окажется для конечного пользователя.
Мы переживаем переломный момент, имеющий огромное значение не только для поставщиков услуг, но и для всей развлекательной индустрии. Как я уже говорил, ее ждут серьезнейшие перемены, и создатели развлекательного контента должны научиться более оперативно персонифицировать свою продукцию и адаптировать ее к требованиям индивидуальных пользователей. Именно это нашло отражение в сервисах MySpace и YouTube: они дают возможность развлекаться с учетом личных предпочтений. Пользователи выбирают и запрашивают контент, просматривают его в удобное для себя время, образуют сообщества по интересам, составляют рейтинги. Меняется процесс создания контента: теперь его создаю я, а не какая-нибудь голливудская студия. Появляется множество разных способов его потребления: детям может показаться, что телевизионные программы удобнее смотреть на экране персонального компьютера, а человек вроде меня предпочтет телевизор с высокой четкостью изображения.
Естественно, все это не может не сказаться на деятельности наших заказчиков. Мы обычно говорим заказчикам, особенно, поставщикам контента, что им следует взглянуть на мир по-новому. Скажем, вместо того, чтобы получать крупные суммы денег от ограниченного числа клиентов, лучше охватить большее число клиентов менее дорогими услугами. Посмотрите, как демократизировало музыкальную индустрию программное обеспечение iTunes. Нам больше не надо покупать компакт-диски - CD или DVD - целиком: можно купить одну песню. Но для этого необходимо, чтобы участвующие в данном процессе компании поверили в него. Другой важный момент заключается в том, что рынок стал более глобальным. Доступ к новому контенту хотят иметь миллиарды людей в Китае, Индии, Бразилии и многих других странах. Далеко не каждый из них может позволить себе покупку компакт-диска, но наверняка многие захотят и купят песню-другую. Компании, которые сумеют перестроиться с учетом этого обстоятельства, добьются успеха.
В своем видении перспектив мы исходим из того, что гибкость, творчество и новаторство должны быть присущи обеим сторонам - и создателям, и потребителям видеоконтента. И мы стараемся помогать им реализовывать эти качества - без усилий, посредством конвергентной сети>.