Сегодня в теневом бизнесе оказались многие отрасли бывшей социалистической экономики. И даже с переходом на рыночные условия образцового капиталистического хозяйства не получилось. Особенно же отвратительно обстоят дела с переработкой отходов и лома цветных металлов. Многим памятно, как в свое время за счет их вывоза из России обогатились Прибалтийские республики, не имея ни своих ресурсов, ни базы по переработке. Но только нынешнее медно-алюминиевое ⌠пиратство заставило правительство и отечественных законодателей забить тревогу. В результате цветной лом законодательно объявили стратегическим сырьем. Однако симптомы излечения на этом рынке пока не проявились. О том, почему так происходит, в беседе с корреспондентом ⌠ДП■ рассуждает член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валерий Гальченко.
≈ На мой взгляд, правовую основу создают недоработки и противоречия в отечественном законодательстве. С цветметовскими нелегалами, казалось бы, борются по всему спектру законодательного поля. Кроме специального закона в мае нынешнего года Правительство РФ издало Постановление ╧ 367 ⌠Об утверждении положения о лицензировании деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов■. К предприятиям и предпринимателям, занимающимся этим видом деятельности, установлены жесткие лицензионные требования. И если у новоявленного ⌠металлиста■ сегодня нет земельного участка, крытых складских помещений с грузоподъемными механизмами, отсутствует весовое оборудование, внесенное в госреестр, нет мехножниц и дозиметрического оборудования, разрешенных к промиспользованию, если не аттестована химлаборатория, то за переработку лома браться нельзя. В федеральном законе ⌠О промышленной безопасности опасных производственных объектов■ также немало пунктов, воспрещающих непрофессиональную, безлицензионную эксплуатацию таких производств. Однако сколько бы нормативных преград на пути нелегальных переработчиков не ставили, их огромная армия, как и прежде, предпочитает работать, не соблюдая буквы закона.
Статистика свидетельствует: ситуация все хуже и хуже...
≈ По некоторым оценкам, незаконный оборот лома и отходов цветных металлов зашкаливает за 70%. И самое частое проявление незаконности ≈ нелегальное производство, которое ведется в примитивных печах без соблюдения норм хранения и экологических требований. Продукция, хотя и значительно дешевле, чем на лицензионных предприятиях, безобразного качества. Естественно, и налоги государству горе-производители не платят, а незаконные доходы уходят в карманы подпольных ⌠металлистов■.
Почему же несмотря на объявление цветных металлов стратегическим товаром положение не выправляется?
≈ Как я уже говорил, больше всего мешают пробелы и бессистемность в законодательстве. В первую очередь, слабость нормативно-правовой основы для пресечения теневиков. И хотя правоохранители часто устанавливают факты безлицензионного выпуска металла, незаконного его хранения, реализации и даже обнаруживают целые плавильные производства, ситуация не меняется. Как правило, главные зачинщики ⌠огненных цехов■ в милицию не попадают, задерживаются лишь так называемые физлица ≈ бомжи, люди, потерявшие работу, пенсионеры, беспризорники и т.д. ⌠Крестные■ же отцы незадачливых плавильщиков ничем себя не легализуют. Можно, конечно, долго сетовать, что обнаруженные ⌠горны■ подпадают под ст. 171 УК ≈ ⌠Незаконное предпринимательство■. Но подобная констатация также ни к чему не приводит. Теневиков отнюдь не пугает грозная формулировка, что предпринимательская деятельность без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) карается законом, поскольку знают, что кара может прийти только в двух случаях: если деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере. А вот доказательств фактов получения сверхприбыли, или ущерба государству, да еще в крупных размерах в практике милиции не было ни разу.
¾ Но разве не доказательство ¾ тысячи изуродованных охотников за металлами, которые покалечились и обгорели, снимая под напряжением провода со столбов для алчных приемщиков?
≈ Как ни печально, это в расчет не принимается. Ведь для полного доказательства государственного ущерба требуется проведение серьезных и дорогостоящих оперативных мероприятий и столько времени и сил, что за это никто не берется. Правда, констатацией ⌠нелицензионщиков■ структуры УВД, как мы говорили, все же занимаются. Но ⌠задержки■ куч металлического мусора и примитивных печей ничего не дают. Арест оборудования и перевоз его в место даже временного хранения требует специальной техники, а ее нет. И опечатывать незаконное имущество на месте и выставлять посты бессмысленно. Стоимость объекта задержания бросовая, и задержанные не скрывают, что свои доморощенные печки они спокойно возведут на следующий день, в другом месте. О проведении оперативных мероприятий нет речи. Сюда как минимум нужно задействовать двух-трех человек не менее чем на квартал. А поскольку у милиции хронический дефицит кадров (ведь еще и основной обязанностью по расследованию грабежей, убийств и т.д. надо заниматься), то реально никто за ⌠печные дела■ не берется.
≈ А не проще ли арестовывать ⌠нелегалов■ за незаконное производство? Разве отливки не ⌠вещдоки■?
≈ Увы. Для доказательной оценки необходима экспертиза. А профессиональных экспертов в районных управлениях нет. Поэтому и повторения серии ⌠Следствие ведут знатоки■ здесь в перспективе не предвидится. Из-за отсутствия специалистов почти невозможно привлечь нарушителей и по статье 250 УК РФ ⌠Загрязнение вод■, по другим статьям (251, 254 УК РФ ≈ ⌠Загрязнение атмосферы■ и ⌠Порча земли■). Тут опять же требуется либо установление факта нанесения вреда здоровью людей, либо проведение трудоемкой и дорогостоящей экологической экспертизы, чего милиция сегодня сделать не в состоянии. Вот и растет ущерб. Теперь машиностроительные предприятия повсеместно получают некачественные алюминиевые сплавы, а это отражается на качестве продукции и подрывает развитие высокотехнологичных предприятий, работающих с лицензией и платящих налоги. А самое главное, зло не пресечено. Кражи цветных металлов по-прежнему продолжаются и без всякого преувеличения подрывает основы национальной безопасности в промышленности, снижают конкурентоспособность отечественной продукции, дискредитируя ее на внутреннем и внешнем рынках.
≈ Что могли бы предложить законодатели для борьбы с теневиками, чтобы пресечь незаконный оборот лома?
≈ Для решения вопроса, действительно необходимо вести борьбу с выявленным злом. И поскольку у всех на глазах творятся вещи очевидные, то поправки в Кодекс РФ об административных нарушениях и в Уголовный кодекс РФ должны расширительно толковать понятие ⌠ущерб государству■. Думается, не надо зацикливаться только на денежном выражении ущерба в виде неуплаты налогов. Его надо толковать прежде всего как удар по престижу государства, особенно при производстве заведомо некачественной продукции, идущей на экспорт, и как ущерб экономической стабильности (подрыв экономических условий и ритмичной работы добросовестных налогоплательщиков). И уж если металлосодержащие отходы провозглашены стратегическим товаром, то и нелегальную работу с ним следует квалифицировать иначе, нежели ⌠незаконное предпринимательство■.
Надо узаконить и личную ответственность за ведение деятельности без лицензии. И, если невозможно определить действующую организацию, занимающуюся незаконным производством, то независимо от дохода под ответственность должны подпадать непосредственные участники, попавшиеся у ⌠самопальных горнов■. Можно, конечно, предусмотреть и денежные штрафы, и лишение свободы за особо злостные и неоднократные нарушения.
Уж если мы хотим видеть Россию сильной, богатой и заботящейся о своих гражданах, то прежде всего должны сделать производство цивилизованным. И пока не перейдем от деклараций к реальным действиям, никакого нормального бизнеса не будет. И не только цветмет, но и другие сферы экономики будут попадать в тень, а люди ≈ по-прежнему гибнуть от опасных промыслов