Лидер депутатской группы ╚Народный депутат╩ обратился к прези-денту страны Владимиру Путину с предложением решить проблему беспри-зорных детей.
Сегодня в России нет более важного вопроса, чем проблема беспризорных де-тей. Все не раз слышали о бедах, обрушившихся на наших детей и подростков. В стране тысячи фондов, защищающих права детей, но миллионы беспризорников об этом и не догадываются┘ В Российской Федерации почти 38 миллионов несовершен-нолетних. Если сложить цифры, приведенные в докладе Правительства РФ ╚О поло-жении детей в Российской Федерации╩, о безнадзорных и беспризорных, инвалидах, правонарушителях и преступниках, жертвах межнациональных и вооруженных кон-фликтов, сиротах и других обездоленных детях, то получается, что каждый четвертый российский ребенок ≈ в экстремальной ситуации. И это официальная, как всегда при-украшенная статистика. На самом деле ситуация еще горше. Специалисты считают, что в ╚зону риска╩ можно смело добавить еще от трех до пяти миллионов мальчишек и девчонок.
При множестве государственных и общественных структур под вывеской ╚за-щиты прав и законных интересов несовершеннолетних╩, полностью отсутствуют кон-троль за их деятельностью, отчетность перед государством и обществом. По моим данным, только в Москве зарегистрировано более пяти тысяч (!) различных фондов, имеющих в названиях слово ╚дети╩ и предусматривающих в уставах помощь ребенку. Тогда почему столько беспризорных, брошенных, никому не нужных детей?
Многочисленные обращения избирателей заставили меня задать эти вопросы и попытаться на них ответить. Например, кто и на каком уровне определяет в нашей стране функции министерств и ведомств, призванных защищать права несовершенно-летних? Кто координирует эту работу? Есть ли вообще в России ╚детская политика╩?
80-я статья Конституции гласит: именно Президент Российской Федерации оп-ределяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Но ведь вопросы семьи, детей и молодежи ≈ это и есть вопросы внутренней политики, причем приоритетные! Однако сейчас Главное управление внутренней политики Ад-министрации президента этими вопросами не занимается ╬ все отдано на откуп ис-полнительной власти. Не могу понять, почему. В администрации президента сущест-вует, например, целое управление по делам казачества, но нет ни одного человека, который бы координировал и контролировал ╚детскую╩ работу в нашем государстве. Кстати, Комитет ООН по правам ребенка уже рекомендовал России создать единый орган, ответственный за стратегию в области защиты прав детей. Таким органом мог бы стать, например, федеральный Центр по проблемам семьи, детей и молодежи при Президенте РФ.
Прекрасно понимаю, что предложение о создании еще одной государственной структуры ≈ не решение проблемы. Но ведь должен кто-кто разрабатывать основные направления государственной политики по защите прав и интересов семьи, детей и молодежи; по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них; координировать и контролировать работу федеральных и региональных структур в этих направлениях. Пока у нас здесь полная неразбериха.
До 1993 года проблемой детской безнадзорности занималось МВД. И опыт у милиции был, и специальная служба, и центры для несовершеннолетних, не имеющие аналогов в мировой практике - 93 центра по всей России, принимавшие и распреде-лявшие по всей стране и беспризорников, и заблудившихся, и правонарушителей. По-том указом президента эти задачи и соответствующее финансовое подкрепление бы-ли переданы в Минтруда. Теперь учреждения милиции принимают только детей-правонарушителей. А приюты работают как детские дома, но содержат несовершен-нолетних в своих стенах только полтора-два года ╬ из-за отсутствия материальных и технических возможностей. Получается, что из-за ведомственной неразберихи бес-призорные дети живут в подвалах и на чердаках, в канализационных люках, на вокза-лах и аэропортах. Увидит их сотрудник милиции ╬ а куда денет?
И еще штрих. Даже в благополучные для подрастающего поколения времена государство свои обязательства делило с родителями. Откройте Конституцию РСФСР 1978 года. Статья 60 вменяла в обязанность гражданам РСФСР ╚заботиться о воспи-тании детей, готовить их к общественно-полезному труду, растить достойными члена-ми социалистического общества╩. Аналогичная статья (66) была и в Конституции СССР. А сейчас? В нашей Конституции в статье 38: ╚Забота о детях, их воспитание ≈ равное право и обязанность родителей╩. Какая-то расплывчатость и неопределен-ность. Кстати, статья эта отнесена к правам граждан, а не к их обязанностям, что весьма примечательно. С такой философией немудрено, что у нас развелось столько родителей-кукушек, оставляющих детей на иждивение государства. Посмотрите на немцев: в Конституции ФРГ, например, записана обязанность государства контроли-ровать, как родители выполняют обязательства по отношению к детям...
Необходимо в самое ближайшее время разработать единую политику, ввести государственный контроль за положением в семье детей и молодежи. Слово и реше-ние ≈ за Президентом Российской Федерации.