Современное развитие вычислительной техники, телекоммуникационных технологий, в первую очередь связанных с глобальными информационными системами, позволяет миллионам людей не только обмениваться информацией, получать необходимые знания из огромных накопленных информационных ресурсов, но и вести новыми средствами коммерческую деятельность, что и принято называть сейчас электронной коммерцией, или электронной торговлей. Всё большее число сделок в международной торговле заключается с помощью электронного обмена данными.
В 2000 году объем розничных продаж в мировом Интернете составил около 80 миллиардов долларов, около 30 тысяч фирм продавали свои товары и услуги через Интернет. Правительства и парламенты ведущих стран мира также рассматривают электронную торговлю как одну из важнейших составляющих малого и среднего предпринимательства. Сегодня доля малого предпринимательства в доходах электронной торговли составляет более 20 процентов и в ближайшие годы значительно возрастет.
По мере развития электронной торговли во всем мире происходит заметная трансформация в подходах к ее регулированию: от упора на саморегулирование к жесткой правовой регламентации. Организация Объединенных Наций в 1997 году приняла "Типовой закон об электронной торговле", рекомендованный как базовый документ для национальных законодательств. В мае 2000 года Европейский парламент одобрил директиву, касающуюся правовых аспектов электронной торговли в Европе, сделав тем самым значительный шаг к гармонизации национальных европейских законодательств.
О ее развитии в России рассказывает корреспонденту ДП один из разработчиков федерального закона Об электронной торговле депутат Госдумы Леонид Маевский.
Нашу повседневную жизнь уже трудно представить без Интернета. Однако притом, что годовой оборот всей российской Интернет-экономики составляет в настоящее время около 250 миллионов долларов, доля электронной торговли равна лишь 33 миллионам долларов, 3 миллиона из которых приходится на продажу товаров и услуг непосредственно потребителю.
Электронный бизнес был позитивно воспринят юридической практикой, поскольку его становление совпало с процессом общей модернизации российской правовой системы. Однако в целом сохраняется большая неразвитость и фрагментарность правовых норм, затрагивающих так называемую электронную торговлю. Такие нормы являются юридическим барьером для электронной торговли в России и интеграции ее в мировое экономическое пространство. В этой связи наряду с совершенствованием всей правовой инфраструктуры предпринимательства требуется специальный юридический подход, адресный подход к электронной торговле, к электронному бизнесу.
Существенным условием развития электронного бизнеса в России и является принятие федерального закона "Об электронной торговле", при помощи которого будут регулироваться правовые отношения, возникающие в процессе обмена электронными документами при совершении сделок в сфере предпринимательства. Так, в соответствии с существующими законодательными актами нашей страны, зарубежных стран электронная торговля в предлагаемом законопроекте охватывает весь спектр сделок, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, но не ограничивается ими.
Целью законопроекта является обеспечение правовых условий для электронной торговли: закрепление прав и обязанностей лиц, осуществляющих электронную торговлю, определение правил совершенствования сделок с использованием электронных документов, подписанных аналогами собственноручной подписи, а также признание электронных документов в качестве судебных доказательств.
Электронная торговля бесперспективна, если ее участники не будут иметь возможность защиты своих прав и своих интересов в законодательных процессах, в суде. Законопроект предусматривает норму предоставления электронных документов в качестве судебных доказательств. Однозначно устанавливается, что допустимость доказательств не может отрицаться только на том основании, что они представлены в виде электронных документов. Таким образом, законопроект относит электронные документы, подписанные при помощи электронной цифровой подписи, к числу письменных доказательств.
Решается также вопрос о подлиннике и копиях электронных документов. Обстоятельной регламентации подвергаются в законопроекте правила обмена электронными документами: отправка, подтверждение получения и сохранение электронных документов.
Вслед за современным зарубежным законодательством об электронной торговле предлагаемый законопроект предусматривает ряд необходимых положений, которые определяют условия ответственности информационных посредников (провайдеров сетевых услуг) за передачу электронных документов.
Центральное место в законопроекте занимает глава, посвященная лицам, осуществляющим электронную торговлю, и определяющая правовое положение последних. Электронная торговля может осуществляться юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или гражданином, зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя. Право осуществлять электронную торговлю возникает с момента регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". Законопроект также устанавливает, что лица, осуществляющие электронную торговлю, обязаны предоставлять клиентам и уполномоченным государственным органам информацию о своем правовом положении и деятельности, а также обеспечивать легкий, прямой и постоянный доступ к данной информации.
Механизму заключения и исполнения сделок в электронной торговле посвящена самостоятельная глава законопроекта "Заключение договоров в электронной торговле". Данный механизм состоит из следующих элементов: установление законности и действительности договоров, заключенных электронным способом, обязанность их исполнения в строгом порядке, соблюдение порядка заключения договоров в электронной торговле.