Правительство, ⌠верстая■ бюджет 2002 года, согласилось со многими предложениями депутатов Государственной Думы по дополнительному финансированию служащих МВД и Минюста. Но реальное состояние правоохранительной системы, социальные проблемы ее работников таковы, что и теперь их будущее не вызывает оптимизма. Почему? Ситуацию комментирует заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Александр Куликов.
Среднемесячное денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел за последние десять лет уменьшилось в так называемом эквиваленте условных единиц с 218 до 70, а рядового и младшего начальствующего состава ≈ со 147 до 51.
Денежное довольствие лиц рядового и начальствующего состава уголовно-исполнительной системы Минюста РФ сегодня в полтора, а то и в два раза ниже средней зарплаты рабочих и служащих промышленных предприятий. В особо затруднительном положении младший инспекторский состав этого ведомства, то есть более половины всех работников ≈ 140 тысяч человек! Они выполняют служебно-боевые задачи по охране, конвоированию, надзору за осужденными и лицами, заключенными под стражу. Из них 25 тысяч ежедневно заступают на службу с боевым оружием. Но при этом их денежное содержание не превышает 1100 рублей в месяц.
Фактически семьи этих работников живут за чертой бедности. Крайне низкая оплата вынуждает привлекать женщин. Вот и получилось, что в следственных изоляторах и тюрьмах теперь каждый третий надзиратель, конвоир, охранник ≈ женщина.
Массовый отток опытных и высококвалифицированных кадров снижает надежность этих структур. Так, за 2000 год из органов внутренних дел РФ уволились 106 тысяч человек, на 1 сентября этого года ≈ уже 62 тысячи! Всего же за десятилетие эта цифра составила почти 1 миллион , и мы на сегодня имеем 70-процентное обновление всего состава органов внутренних дел России.
Не приходится удивляться и тому, что резко снизился качественный уровень работников, их профессиональная подготовка. В уголовно-исполнительной системе Минюста России у половины оперативных работников и начальников отрядов, третьей части сотрудников службы безопасности стаж работы в должности не дотягивает и до трех лет, а каждый второй в этой системе моложе 30 лет. Мы потом удивляемся, почему из Бутырки бегут!
Только за последний год в 30 территориальных органах уголовно-исполнительной системы, в первую очередь в промышленно развитых районах страны, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, численность личного состава уменьшилась на 5-10 процентов. Сложнейшее положение с кадрами ныне в Москве, в Московской, Свердловской, Пермской областях, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
В системе МВД России по состоянию на 1 января 2001 года в силу прежде всего чрезвычайно низкого денежного довольствия сократилась доля лиц с высшим образованием, особенно в ведущих подразделениях. Уголовный розыск ныне имеет 47 процентов сотрудников с высшим образованием, структуры по борьбе с экономическими преступлениями ≈ 49 процентов, следственные подразделения ≈ 72 процента, подразделения милиции общественной безопасности ≈ 45 процентов. Кто будет раскрывать преступления?
Только за последние пять лет из органов внутренних дел России, не прослужив и трех лет после окончания образовательного учреждения МВД, уволились свыше 5 тысяч молодых специалистов ≈ почти 10 процентов от ежегодного выпуска образовательных учреждений Министерства внутренних дел.
Нельзя не сказать и о другом, поистине трагическом положении, которое стало особенно характерным для органов внутренних дел страны в 90-е годы. Ежегодно из-за самоубийств мы теряем от 200 до 400 сотрудников. Причем относительный показатель уровня самоубийств почти коррелирует с суицидами среди гражданского населения России, в Вооруженных Силах РФ. Такого не было последние 20 лет ≈ в 70-е и 80-е годы ≈ в Советском Союзе. Излишне говорить, что основная причина ≈ тяжелейшие условия, в которых жили и работали эти умершие сотрудники.
В соответствии с законодательством РФ служба в правоохранительных органах, в войсках и органах государственной безопасности является особым видом федеральной государственной службы, с особыми, хочу обратить внимание, ограничениями прав тех граждан, кто служит, с особыми, специфическими условиями, ставящими подчас, а вернее было бы сказать, повседневно большинство этих людей на грань между жизнью и смертью при защите интересов государства и общества.
Так, только в 2000 году при исполнении служебных обязанностей погибли 592 сотрудника милиции. Хорошо известны факты гибели сотрудников правоохранительных органов в период проведения активных контртеррористических операций.
И депутаты Государственной Думы, и Правительство РФ понимают реальное положение дел в жизни и деятельности сотрудников правоохранительной системы страны. В 90-х годах Государственная Дума неоднократно принимала законы, направленные на усиление социальной защищенности работников этих органов. Вместе с тем практически по всем регионам складывается неприглядная картина по исполнению этих законов органами исполнительной власти в центре и на местах, что усложняет решение и без того трудноразрешимых жилищно-бытовых проблем работников правоохранительной системы.
Во многих регионах Российской Федерации жилищно-коммунальные службы отказывают сотрудникам в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. В Республике Ингушетия, в Ростовской области, в Бурятском автономном округе сотрудники и пенсионеры МВД вынуждены добиваться предоставления льгот только в судебном порядке. В 26 субъектах Федерации эти льготы предоставляются только частично. Аналогичное положение ≈ у сотрудников таможенной службы, прокурорско-следственных работников Генеральной прокуратуры и ее органов.
Особо злободневный вопрос ≈ о предоставлении жилья сотрудникам правоохранительных органов страны. В Министерстве внутренних дел на 1 января 2001 года на учете на улучшение жилья состояло 194 тысячи семей сотрудников, из них почти 20 тысяч ≈ работники уголовного розыска, более 10 тысяч ≈ участковые инспекторы, участников боевых действий в Афганистане ≈ почти 1,5 тысячи.
Нерадостные цифры можно приводить бесконечно и по другим правоохранительным органам. По Федеральной службе безопасности ≈ 5 тысяч. Органам прокуратуры только 21 квартира была выделена в последние годы для людей, которые стоят в очереди более десяти и двадцати лет. Всего же их почти 5 тысяч человек.
Правительство Российской Федерации в проекте бюджета 2002 года предусматривает увеличить в два раза денежное довольствие сотрудников этих органов. Но наши подсчеты показывают, что реальное повышение составит от 5 до 30 процентов. Это значит, что в 2002 году работников правоохранительной системы страны ожидают такие же сложности и проблемы, как и в предыдущие годы.