Комитет Государственной Думы по образованию и науке направил депутатский запрос в Министерство образования Российской Федерации с просьбой проинформировать депутатов о проводимой системой образования России борьбе с наркоманией.
Как сообщил депутатам заместитель министра Е.Чепурных, анализ ситуации свидетельствует о дальнейшем обострении проблемы. Министерство образования РФ признало предупреждение злоупотребления психоактивными веществами приоритетным направлением своей деятельности, разработало Концепцию профилактики и злоупотребления психоактивными веществами.
Разъяснительная работа ведется на всех уровнях образования ¾
от дошкольного до высшего профессионального ¾
в рамках программ, спецкурсов, факультативов, направленных на повышение общей культуры детей, родителей, педагогических работников. В систему подготовки педагогов включены дисциплины, в рамках которых изучаются такие темы, как подростковая наркомания, токсикомания, алкоголизм, медицинская помощь при острых отравлениях лекарствами и препаратами бытовой химии, формирование здорового образа жизни, роль и место учителя в профилактике заболеваний и так далее.
В штат образовательных учреждений вводятся ставки психологов-педагогов, социальных психологов, педагогов-организаторов, открываются кабинеты профилактики наркомании, наркопосты, службы доверия для детей, подростков, молодежи, нуждающихся в помощи. Дети, не посещающие школы, ставятся на учет и отправляются учиться. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, получили возможность отдыхать в летних оздоровительных учреждениях.
Для формирования единых принципов и основных механизмов антинаркотической работы в системе образования России, при Министерстве образования РФ создан Федеральный экспертный совет по проблемам профилактики злоупотребления психоактивными веществами. В его состав включены представители Минздрава, МВД, общественных организаций. Разрабатываются обучающие программы-тренинги для подростков и молодежи, направленные на формирование у них активной психологической защиты от приема наркотиков, подготовку волонтеров для работы в детско-молодежной среде. Почти во всех регионах проводятся акции антинаркотической направленности с участием подростков, молодежи и их родителей, СМИ, родительские собрания, конференции по проблемам профилактики наркомании среди детей и молодежи.
Но этого явно недостаточно. Необходима сеть региональных реабилитационных центров для несовершеннолетних, легко доступная специальная литература, межведомственное взаимодействие всех заинтересованных государственных и общественных структур на всех уровнях, изменение действующего законодательства, регулирующего вопросы противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков.
Несмотря на то, что концепция получила положительную оценку практически всех заинтересованных структур, выполнение многих предусматриваемых мероприятий возможно только при условии целевого выделения средств. Из-за отсутствия средств не удалось разработать на федеральном уровне специализированные образовательные программы по вопросам формирования здорового образа жизни, предупреждения злоупотребления психоактивными веществами, адаптированными к уровню и потребностям различных возрастных групп. В субъектах остро не хватает учебно-методических материалов, финансовых и кадровых ресурсов для организации полноценной профилактической работы.
Есть случаи, когда образовательное учреждение скрывает " наркотические " проблемы, любой ценой стремится избавиться от наркозависимых учеников или студентов. Это противоречит основным принципам государственной политики в области образования, целям и задачам профилактической работы в образовательной среде, нарушает права детей и подростков. Остается открытым вопрос о восстановлении системы медицинского обслуживания в образовательных учреждениях, системы ежегодных профилактических осмотров ¾
возможно, с обязательным тестированием на употребление наркотических средств или психотропных веществ. Не урегулированы вопросы защиты граждан от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию.