В 2001 году процесс подготовки заметно ускорился. В наших средствах массовой информации количество аргументированных публикаций о пользе вступления России в ВТО равно числу материалов, предостерегающих правительство от этого шага. На страницах " Думской панорамы " своим видением проблемы делится заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Юрий Медведев.
Правила едины для всех
Присоединение к Всемирной торговой организации - процесс сложный, а потому длительный. " Стране-абитуриенту " в рамках специально учреждаемой рабочей группы приходится вести переговоры с десятками государств-членов ВТО, и для успешного их завершения необходим консенсус. Предмет переговоров - выработка договоренностей по многим фундаментальным проблемам.
Обсуждается взаимоприемлемый уровень таможенно-тарифной защиты внутреннего рынка претендента с учетом правил, принятых в ВТО, необходимость либерализации доступа на рынки услуг и вопросы соответствия национального законодательства новичка, его правоприменительной практики и действующих механизмов регулирования торговли товарами и услугами правовому фундаменту ВТО.
Но если компромиссы - единственный путь решения двух первых вопросов, то решение " проблемы номер три " предполагает приведение национального законодательства в соответствие с едиными международными нормами и правилами. Без этого ни одна страна не может быть полноценно " встроена " в глобальное правовое пространство.
Как правило, присоединение к ВТО означает переход страны к более либеральной модели внешнеэкономических связей, ослабление степени протекционистской защиты национальной экономики, а значит, и усиление конкуренции иностранных экспортеров на внутреннем рынке. Неудивительно поэтому, что часть российских предпринимателей и политики, отражающие их интересы, опасаются присоединения к ВТО. Логично, что " плату " за присоединение начинают сравнивать с потенциальным выигрышем.
Потенциальные выгоды всегда оценивать приятнее, начну с них.
Сплошные " плюсы "...
Прежде всего Россия сможет улучшить условия реализации своих товаров, особенно продукцию обрабатывающей промышленности, и услуг на рынках стран-членов ВТО, соответственно - расширить экспорт. Одновременно мы получим возможность ускорить модернизацию структуры экспорта: повысить долю промышленной продукции и, соответственно, снизить долю сырьевой составляющей.
Конечно, успешно развивать экспорт можно и вне рамок ВТО. Скажем, за последние 15 лет стоимость экспорта китайских товаров возросла более чем в восемь раз, а доля в экспорте промышленной продукции поднялась с 30 почти до 90 процентов. Секретов никаких нет: политическую стабильность в Поднебесной западный капитал оценил в 340 миллиардов долларов прямых инвестиций. Мы пока можем только мечтать о таких финансовых вливаниях. Однако, по оценкам экспертов Минэкономразвития, после вступления в ВТО Россия за несколько лет сможет получить выигрыш от экспорта до 18 миллиардов долларов.
Еще один положительный фактор - ускорение модернизации нашей экономики. " Правила игры " , действующие в рамках ВТО, потребуют ускоренной ломки многих унаследованных от прошлого порядков. Жесткие временные рамки адаптации к новым условиям могут ускорить перемены как в сфере законодательства, так и в реальном производстве, что соответствует общему курсу либерализации экономики страны.
Давайте поймем еще одно: принимая государство в ряды ВТО, мировое сообщество как бы выдает ему сертификат качества его национальной экономики. Сейчас, например, у нас многие болезненно воспринимают проволочку с признанием за Россией рыночного статуса, справедливо указывая на то, что это оборачивается реальными потерями для наших экспортеров. Некоторые даже требуют, чтобы вопрос о присоединении страны к ВТО решался только после того, как этот статус будет признан. Между тем, факт принятия в члены ВТО будет свидетельствовать о том, что Россия признана страной с рыночной экономикой, и вопрос о статусе будет закрыт.
...И возможные " минусы "?
Идея вступления в ВТО у нас часто отвергалась: это, мол, нанесет непоправимый ущерб российской экономике, приведет к свертыванию ряда отраслей, росту безработицы и подорвет основы устойчивого экономического роста. В последние годы тональность стала меняться, ныне предлагается " поспешать не торопясь " . Предприниматель О.Дерипаска, например, считает, что сначала надо принять стратегию развития страны, потом несколько лет ее реализовывать и только оценив результаты собственной работы обсуждать вступление в ВТО. Разумеется, несть числа рассуждениям о том, что баланс выгод и потерь от присоединения России к ВТО остается до конца не просчитанным, а потому последствия для страны будут заведомо неблагоприятными.
Прежде всего противники вступления в ВТО заявляют, что расширение доступа иностранных производителей и экспортеров на российский рынок - угроза экономической безопасности страны. При этом потенциальный выигрыш для российского экспорта и связанного с ним национального предпринимательства во внимание не принимается.
Аргументы просты: после присоединения к ВТО национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования на российском рынке будет распространяться и на иностранные товары и услуги и не должен " создавать защиту для внутреннего производства " , как записано в нормативных документах ВТО.
Да, для некоторых секторов нашей экономики расширение присутствия на отечественном рынке иностранных экспортеров и усиление конкуренции с их стороны может оказаться серьезным испытанием. Уровень конкурентоспособности таких секторов и видов производств по международным критериям остается крайне низким, и если бы присоединение к ВТО у нас осуществлялось " любой ценой " , как пытаются доказывать некоторые эксперты, они бы рухнули. В действительности российские представители на переговорах с ВТО прилагают все усилия, чтобы максимально облегчить российскому предпринимательству процесс адаптации.
Применительно к товарам, важнейшим считается уровень фиксируемых ставок таможенных тарифов, который будет определен на переговорах, и условия их последующего снижения до оговоренных пределов. Нам уже удалось согласовать 70 процентов позиций товарной номенклатуры на приемлемых для российской стороны условиях, правда, согласование остающихся 30 процентов - а это свыше трех тысяч тарифных позиций - будет особенно сложным.
Но у нас есть " запас прочности " : на таможенно-тарифных переговорах наша делегация намерена ориентироваться на базисную средневзвешенную ставку пошлины в 19 процентов - и это при том, что в действующем российском тарифе такая ставка определена в 11,4 процента. Наша делегация подчеркивает, что, если Россия столкнется с ситуацией, когда таможенные тарифы пришлось бы снижать до пределов, превышающих потенциальные выгоды от присоединения к ВТО, правительству не будет рекомендовано вступать в эту международную организацию.
К тому же нормами ВТО предусмотрены так называемые " защитные меры " , позволяющие временно ограничивать доступ некоторых товаров на отечественный рынок, если их импорт нанесет ущерб национальной экономике. Наконец, на крайний случай нормы ВТО не исключают возможности поднять даже зафиксированную в результате переговоров ставку пошлины.
Помимо тарифов правила ВТО предусматривают и нетарифные ограничения, антидемпинговые и компенсационные пошлины, положения в отношении внутренних налогов, сборов и правил, относящихся к внутренней торговле, технические барьеры в торговле, санитарные и фитосанитарные нормы. Если бы нам пришлось вводить новые порядки сразу же после присоединения к ВТО, то российскому предпринимательству пришлось бы туго. Однако правила ВТО предусматривают предоставление странам с " переходной экономикой " льготного периода адаптации.
Жизнь покажет ...
Особо всех волнуют последствия присоединения к ВТО для сельского хозяйства, поскольку изменится таможенный тариф, будут ограничены размеры внутренней финансовой поддержки и экспортных субсидий. Пока нашей делегации приходилось заниматься главным образом именно финансовой поддержкой и субсидиями. Последнее по времени российское предложение определяет начальный среднегодовой объем финансовой поддержки сельского хозяйства в 16,2 миллиарда долларов и конечный, через шесть лет, в 12,9 миллиарда долларов, а экспортные субсидии - соответственно в 726 и 465 миллионов долларов. Финансовые обязательства в сфере сельского хозяйства ничем нам не грозят, ведь предложенный объем поддержки многократно превышает ее нынешний уровень.
В пропагандистской кампании противников присоединения к ВТО используются и другие аргументы для доказательства губительности этого шага. Утверждается, например, что вступление в ВТО тормозит развитие национальной экономики. Но, если обратиться к опыту стран, ставших членами ВТО, скажем, после 1970 года, то он свидетельствует об обратном. В большинстве случаев, годы, следовавшие за присоединением к ВТО, были в этих странах периодом ускорения темпов роста ВВП. Были, конечно, и " провалы " , но они, как правило, всегда были связаны с внутренними неурядицами.
Еще одной из угроз, связанных с вступлением в ВТО, считается снижение поступления импортных таможенных пошлин, которые сегодня составляют весомую долю доходов российского бюджета. Однако бессмысленно предрекать одновременно и массовый наплыв импортных товаров, грозящий погубить отечественное производство, и снижение поступлений от обложения их таможенными пошлинами, не так ли? Даже если ставки таможенных тарифов будут снижены, объем таможенных платежей увеличится вместе с увеличением доступа иностранной продукции на российский рынок.
Итоговый баланс выгод и потерь от присоединения России к ВТО до выработки окончательных договоренностей подводить рано, у кабинета министров и Федерального Собрания всегда остается свобода действий.
" Концепция внешней политики Российской Федерации " фиксирует цель: способствовать формированию справедливой международной торговой системы при полноправном участии Российской Федерации в международных экономических организациях, обеспечивающем защиту в них национальных интересов страны. Сегодня в ВТО входят 142 страны, Китай стал 143-ей, 25 государств оформляют свой " союз " . Они тоже просчитывали возможные плюсы и минусы, сделав окончательный выбор в пользу ускорения социально-экономического развития и отказавшись от самоизоляции.
Именно поэтому мы сегодня ведем непростые переговоры о дате вступления во Всемирную торговую организацию.