Одним из важнейших законопроектов, принятых Государственной Думой нынешнего созыва, обещает стать федеральный закон " Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения " . Над ним работали шестнадцать депутатов из разных фракций и групп. Комитет по аграрным вопросам обратился к Совету Государственной Думы с просьбой направить проект закона для обсуждения, подготовки замечаний и предложений Президенту РФ, в Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Арбитражные суды.
Законопроект определяет особенности гражданского оборота земли сельскохозяйственного назначения и устанавливает формы и методы его государственного регулирования.
" Сельскохозяйственные угодья, - гласит статья 1, - это земельные участки, занятые пашней, сенокосами, пастбищами, многолетними насаждениями и залежами " . Необходимость урегулирования земельных отношений, полагают разработчики законопроекта, назрела давно. " Если использование и оборот земельных участков, предоставленных гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективного садоводства, животноводства и огородничества, входящих в категорию земель сельскохозяйственного назначения, уже урегулированы земельным и гражданским законодательством, то правовое положение с землями сельскохозяйственных организаций, крестьянских фермерских хозяйств с земельными участками, а также с земельными долями остается неурегулированным ".
Во время реорганизации в 1992-1993 годах колхозов и совхозов около 13 миллионов граждан получили земельные доли общей площадью 137 миллионов гектаров. Примерно шестьдесят процентов досталось работникам колхозов и совхозов, а сорок процентов - пенсионерам хозяйств и труженикам социальной сферы на селе. Таким образом, констатируют авторы законопроекта, " в законодательстве сразу было заложено, что часть земельных долей будет обрабатываться не их собственниками ".
Многие люди (причем с каждым годом их число возрастает - выход на пенсию, переезд на другое место жительства, наследование и так далее), сделавшись собственниками земельных долей, сталкиваются практически с неразрешимыми проблемами, пытаясь как-то распорядиться собственностью. Воспользоваться гражданским законодательством в данном случае нельзя, так как для всех сделок с землей требуется определить границы земельного участка в натуре (на местности).
" Раздел 137 миллионов гектаров на 13 миллионов земельных участков, - утверждают разработчики законопроекта, - обязательно вызовет социальную напряженность в обществе. Кому-то земельный участок достанется рядом с центральной усадьбой хозяйства, а кому-то ¾
за тридцать-сорок километров от нее ".
Каким же образом с помощью нового закона на селе, наконец, будет наведен порядок?
Во-первых, владелец земельной доли будет обязан в течение трех месяцев со дня ознакомления с соответствующим законом распорядиться своей земельной долей тем или иным способом. В законе устанавливаются особенности осуществления конкретных сделок с земельными долями: купля-продажа, дарение, мена, передача на условиях договора ренты и договора пожизненного содержания с иждивением, наследование, передача в уставный капитал или паевой фонд, залог (ипотека), отказ от земельной доли, выкуп земельных долей для государственных и муниципальных нужд. Во-вторых, земельные участки, собственники долей которых в течение года со дня вступления в силу будущего закона не распорядятся ими, поступят в собственность муниципальных органов исполнительной власти. В-третьих, вводится определение малоземельных районов, в которых субъекты Федерации могут устанавливать " иной режим оборота земель ".
Основными же принципами государственного регулирования оборота земель, по мнению разработчиков, должны быть следующие: признание у собственника и пользователя земельным участком ранее возникших прав; запрет на изменение целевого назначения и разрешенного использования земельного участка (кроме случаев отчуждения земель сельхозназначения для государственных и муниципальных нужд); преимущество граждан, имеющих опыт работы в сельском хозяйстве и соответствующую квалификацию при приобретении земельного участка; предоставление иностранным гражданам земель сельскохозяйственного назначения на праве аренды на срок, установленный законом с правом последующего выкупа; запрет на продажу, дарение, мену бесплатно полученных земель в течение трех лет с момента получения; установление ответственности собственника и владельца земли за ее продуктивное использование, а также нарушение правил рационального использования земли, утвержденное земельным законодательством.