Призыв к единению явно ощущался в зале заседаний Государственной Думы, где собрались председатели законодательных органов субъектов Российской Федерации, чтобы обсудить итоги законотворческой деятельности российского парламента за 2001 год, а также наметить перспективы на 2002 год. Решался вопрос и о том, чтобы превратить совещание глав парламентов всех уровней в постоянно действующий консультативный орган.
Тщательней работать над законами
Председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев, открывая встречу, отметил растущую роль региональных парламентов в формировании законодательной базы страны. В начале весенней сессии 2001 года в план законотворческой работы Госдумы было включено 90 законопроектов, инициированных законодательными органами субъектов Федерации. В осеннюю сессию их было 96, а в весеннюю сессию 2002 года региональные законодатели представили уже более 120 законопроектов. Эти цифры говорят сами за себя. Не без помощи региональных законодательных органов в 2001 году были приняты и вступили в силу такие важные законы, как " О рекламе ", " О внесении дополнений в статью 326 Уголовного кодекса РФ ", " О внесении дополнений в статью 2 закона " О государственной защите судей, должностных лиц, правоохранительных и контролирующих органов ".
Однако, как отметил Геннадий Селезнев, "большая часть законопроектов, представленных в Думу законодательными органами субъектов Федерации, или отклоняются, или снимаются с рассмотрения". Председатель Госдумы призвал коллег не обижаться на Федеральное Собрание, ошибочно полагая, что Госдума "постоянно топит законодательные инициативы из регионов и не дает им ход", а проанализировать причины, по которым был забракован тот или иной законопроект. В одних случаях большинство депутатов выражало несогласие с концепцией закона. В других - против высказывались президентская сторона или правительство. Нередко законодательные инициативы регионов дублируют друг друга или законодательные акты, разрабатываемые в Госдуме или Правительстве РФ. Бывает, что инициатива регионального законодателя снимается с рассмотрения из-за отсутствия представителя или его доверенного лица. Многие сопроводительные документы не содержат финансово-экономическое обоснование, заключение Правительства РФ, грешат и другими юридическими недоработками. Председатель Госдумы порекомендовал региональным законодателям обратить внимание и на соблюдение конституционных и регламентных норм, чтобы не возникало препятствий на первых стадиях рассмотрения законодательных инициатив на Совете Думы.
Вместе с тем Геннадий Селезнев признал, что Дума " довольно часто создает для регионов напряженную ситуацию, рассылая на отзывы законодательные инициативы и отпуская для этого предельно сжатые сроки. Нередко региональные парламенты жалуются на то, что те или иные комитеты Госдумы волокитят рассмотрение их законопроектов. В некоторых случаях это действительно имеет место " . Председатель Госдумы также признал и обоснованность жалоб на отсутствие своевременной информации о ходе рассмотрения законопроектов.
Вскрывая недостатки в работе законодателей всех уровней, Геннадий Селезнев наметил конкретные меры по координации их деятельности. Наряду с традиционными мероприятиями, проводимыми в целях сближения и регулирования законодательного процесса в стране, такими, как выездные семинары парламентариев, стажировки региональных законодателей в профильных комитетах Госдумы, издание справочной и методической литературы, он предложил " создать постоянно действующее совещание председателей законодательных представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации " . Эта идея, как пояснил Г.Селезнев, исходит не столько от Государственной Думы, сколько от самих региональных законодательных собраний. Планируемый институт - не попытка возродить некую вертикаль законодательных органов власти. Он будет иметь исключительно координационные, совещательные функции.
"Мы отнюдь не собираемся создавать этот орган - как бы он ни назывался - при Государственной Думе и тем более при Председателе Государственной Думы. Это было бы нарушением конституционной нормы о федеративном устройстве нашего государства, предполагающего, что федеральные и региональные уровни государственной власти имеют свои самостоятельные органы, в том числе законодательные", - заметил Геннадий Селезнев. - Мы предлагаем сформировать постоянно действующее рабочее совещание на базе всего Федерального Собрания при активном участии представителей Президента РФ, Правительства РФ, других субъектов права законодательной инициативы ".
" Процветают регионы ¾
процветает Россия! "
В этих словах Председателя Совета Федерации Сергея Миронова отразилась новая стратегия работы Федерального Собрания с региональными законодателями. "Для Совета Федерации, - сказал он, обращаясь к участникам совещания, - который, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, наполовину состоит из представителей региональных законодательных собраний, плотное, тесное взаимодействие с вами, - это, если угодно, альфа и омега всей работы".
Сергей Миронов поддержал идею создания постоянно действующего совещания законодателей всех уровней как эффективного, координирующего органа. Обратил внимание участников на низкий процент законодательных инициатив из регионов и их крайне неквалифицированное оформление: "Более половины законопроектов, подготовленных законодательными органами субъектов Федерации, не преодолевают даже процедуры первого чтения. Многие из них вообще возвращаются без рассмотрения из-за ненадлежащего оформления, отсутствия заключения правительства. Инициативы " идут в отвал " из-за низкого качества их юридической проработки, несоответствия федеральному законодательству и Конституции Российской Федерации ".
По мнению Председателя Совета Федерации, необходимо совершенствовать технологию разработки законодательства с помощью специальных нормативов и актов. Отсутствие законов по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ объективно провоцирует региональные власти на опережающее принятие собственных законов, что ведет к возникновению противоречий. Не работает пока в полном объеме статья 13 Федерального закона "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов", устанавливающая порядок участия субъектов РФ в федеральном законодательном процессе.
" Работа Совета Федерации на профессиональной основе и задача повышения роли российских регионов в законодательном процессе заставляют еще раз задуматься об общих технологиях законодательной деятельности, в частности, о нормах, которые мы заложили в проект федерального закона "О порядке принятия федеральных и федерально-конституционных законов", который, к сожалению, уже несколько лет лежит без движения ", ¾
отметил Председатель Совета Федерации.
Сергей Миронов считает, что для создания правовой базы долгосрочной государственной политики необходимо принципиально изменить организацию законотворчества, отказаться от практики принятия отдельных законов и перейти к формированию системы законодательства, созданию постоянно действующих механизмов как общего характера, так и обеспечивающих системность каждой стадии прохождения законов. По его мнению, необходимо положить конец фрагментарности и беспорядочности в работе региональных законодателей, когда отсутствие системности порождает "фактор случайного заполнения пробелов и пустот в правовом поле страны. " Складывается впечатление, - сказал Сергей Миронов, - что игроки на этом поле играют каждый за себя и на всех секторах сразу. Думается, необходимо существенное усиление механизмов планирования и координации деятельности субъектов права законодательной инициативы".
Председатель Совета Федерации предложил конкретную методику работы с региональными законодателями. Совет Федерации совместно с законодательными органами страны будет разрабатывать концепцию развития регионального законодательства в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, оказывать методическое содействие органам государственной власти субъектов РФ в подготовке проектов федеральных и региональных законов, запросов в Конституционный суд для совершенствования правового регулирования в сфере совместного ведения. Сергей Миронов высказался также за привлечение к координационно-методической законотворческой деятельности полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.
Руководители думских комитетов, выступившие перед участниками встречи, рассказали о работе над законопроектами, имеющими для регионов первостепенное значение. Представители субъектов Федерации поделились своим видением координации деятельности региональных законодательных органов и Федерального Собрания. Все выступающие говорили о необходимости укреплять взаимосвязь между законодателями всех уровней и сверять свой законодательный пульс по "федеральным часам".
Как заметил один из участников совещания депутат Адриан Пузановский корреспонденту "ДП", " было высказано все, что наболело. Несомненно, проблем и разногласий между центром и регионами будет гораздо меньше, когда совещание начнет работать на постоянной основе".