За осеннюю сессию 2002 года Приемная Государственной Думы рассмотрела свыше 17,8 тысячи писем и телеграмм, на личном приеме побывало более 2 тысяч посетителей. Депутатские объединения приняли 548 посетителей. Во фракции, депутатские группы и депутатам направлено 2936, в комитеты Госдумы 1429 обращений.
Большинство авторов - инвалиды и участники Великой Отечественной войны, ветераны труда, инвалиды труда и с детства, члены многодетных и неполных семей, а также пенсионеры и работники бюджетной сферы.
Как свидетельствует почта, россияне внимательно следят за работой Государственной Думы, особенно над законопроектами, затрагивающими интересы основных социальных слоев населения. Они резко критиковали законопроекты <О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации <Об основах федеральной жилищной политики> и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг>, <О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год>. Высказывали замечания по проектам законов, касающихся реформы российского железнодорожного транспорта, а также Концепции реформирования системы оплаты труда работников отраслей бюджетной сферы.
Об эффективности социальной политики
Наиболее актуальной по-прежнему была тема повышения эффективности социальной политики. Она звучала в каждом втором обращении, рассмотренном Приемной. Авторы требовали принятия законодательных актов, направленных на обеспечение роста денежных доходов населения, доступности качественного образования и медицинского обслуживания, сокращение социальной бедности, а также на реформирование пенсионного обеспечения в интересах большинства населения. Вопросы совершенствования пенсионного законодательства содержались в каждом девятом обращении. 37 процентов писем социального блока затрагивали вопросы государственной жилищной политики и предоставления жилья; 30 процентов низкой оплаты труда работников бюджетной сферы. Авторы требовали с 1 января 2003 года в 1,5 раза увеличить заработную плату всем работникам бюджетных отраслей. Одним из центральных из 1250 обращений участников общероссийской акции протеста профсоюзов <За достойную заработную плату и социальные гарантии> было требование приблизить минимальную зарплату к прожиточному минимуму, что, по мнению авторов, <социально справедливо и экономически необходимо>.
О жилищно-коммунальной реформе
Заметное место в социальном блоке занимали вопросы, касающиеся жилищно-коммунального хозяйства. Массовый характер имели отклики граждан на принятый в первом чтении проект федерального закона <О внесении изменений и дополнений в Закон РФ <Об основах федеральной жилищной политики> и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг>. В адрес Госдумы поступило более 4000 обращений, авторы которых резко осуждали его и требовали от депутатов Государственной Думы голосовать против его принятия.
В письмах работников жилищно-коммунального хозяйства в свою очередь говорилось о необходимости государственной помощи для модернизации отрасли: <Проводимая в отрасли реформа не улучшила экономическое положение предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги не оказало заметного влияния на техническое состояние отрасли и материальное положение работников. Жизнь показала, что без государственной поддержки и инвестиций не преодолеть разрушение этой жизнеобеспечивающей отрасли>, - говорилось в характерном обращении работников жилищно-коммунального хозяйства Владимирской области.
О федеральном бюджете
Одно из центральных мест занимала почта, связанная с принятием Госдумой Федерального закона <О федеральном бюджете на 2003 год>. Авторы с сожалением указывали на неиспользованную в 2002 году возможность кардинального улучшения положения в экономике, критиковали недостаточное финансирование здравоохранения, образования, науки, культуры, агропромышленного комплекса и требовали увеличить ассигнования на создание условий для роста экономики и поддержку бюджетного сектора. Предлагали разработать и принять федеральные законы, направленные на повышение эффективности правового регулирования налоговых правоотношений и создание наиболее благоприятных условий для малого предпринимательства.
Многочисленной была почта, касающаяся законопроекта <О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год>. Более 300 авторов настаивали на сохранении статьи расходов на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей в размере не ниже уровня 2002 года. Каждое пятое обращение касалось проблемы восстановления сбережений, вложенных в Сберегательный банк Российской Федерации до 1992 года.
Значительное внимание в экономическом блоке почты уделялось обсуждению Думой вопросов реформирования железнодорожного транспорта. Стратегические, исторические, географические и экономические особенности России таковы, говорилось в обращениях, что ее железнодорожный транспорт должен функционировать как единый государственный комплекс. Подчеркивалась необходимость совершенствования отношений этой сферы в рамках действующего Федерального закона <О федеральном железнодорожном транспорте>. Для кардинального решения проблем, особенно с обновлением изношенных основных производственных фондов, предлагалось разработать государственную программу развития и укрепления материально-технической базы железнодорожного транспорта.
О государственном управлении и конституционных правах граждан
Более 2 тысяч писем и телеграмм были посвящены деятельности органов государственной власти, проблемам национальной и миграционной политики, гражданства, внешней политики государства. Каждое четвертое письмо этой группы затрагивало деятельность Государственной Думы, депутатских объединений, комитетов, комиссий и депутатов. Свыше 100 писем касались правового регулирования избирательной системы в Российской Федерации. В 500 обращениях говорилось о необходимости внесения изменений в отдельные положения Конституции РФ.
Среди обращений, касающихся совершенствования правовых механизмов реализации прав и свобод граждан, особой остротой отличались письма бывших граждан СССР, переехавших до 1 января 2001 года в Российскую Федерацию из государств, входивших ранее в состав СССР, но не использовавших возможность оформления российского гражданства в порядке регистрации. Согласно Федеральному закону <О гражданстве в Российской Федерации> эти люди считаются иностранными гражданами или лицами без гражданства и не могут пользоваться социальными правами наравне с лицами, оформившими российское гражданство. Для снятия социальной напряженности, возникшей в связи с реализацией этого закона, авторы просили депутатов упростить процедуру получения гражданства Российской Федерации лицам, имевшим гражданство СССР.
Заметными были обращения по проблемам местного самоуправления. По мнению авторов, именно на уровне местного самоуправле-ния берет начало неэффективность исполнения законов, поскольку федераль-ное законодательство возлагает на региональные и местные бю-джеты исполнение ряда обязательств, не предоставляя источники финансирова-ния. Авторы предлагали распределить полномочия по уровням власти в соответствии с реальными возможностями муниципальных образований, обеспечить развитие межбюджетных отношений на основе нормативного определения объемов финансирования государственных (конституционных) социальных гарантий.
Часть почты касалась деятельности электронных и печатных средств массовой информации. В ней указывалось на недостаточное, по мнению авторов, информирование граждан о законотворческой деятельности парламента, об участии и позиции их избранников в решении насущных для населения вопросов. Звучало немало претензий в адрес СМИ и проводимой ими информационной политики. Граждане просили законодательно ограничить показ зарубежных фильмов, пропагандирующих культ насилия и жестокости. Обращая внимание на увеличивающееся потребление спиртных напитков молодыми людьми, в особенности пива, авторы настаивали на скорейшем принятии закона <О внесении дополнения и изменений в статью 16 Федерального закона <О рекламе>, направленного на введение в СМИ ограничений на рекламу пива.