Жилищно-коммунальная реформа, которую так долго обсуждали представители всех ветвей власти, общественность, средства массовой информации, похоже, обретает характер закона, затрагивающего интересы практически всего населения страны.
Отклоненные на пленарном заседании в первом слушании правительственные поправки к закону "Об основах федеральной жилищной политики", были возвращены на голосование и со второй попытки законопроект с длинным названием: "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" был принят в первом чтении. В соответствии с электронной распечаткой поименного голосования, "за" проголосовало 246 депутатов, "против" - 169.
Как считают инициаторы законопроекта, - а это Правительство РФ, депутатские фракции "Единство", "ОВР", СПС, ЛДПР, группа "Народный депутат", практически единогласно поддержавшие законопроект, - бояться реформы не следует. Депутаты полагают, что этот закон просто необходим народу. В первую очередь потому, что под его реализацию федеральный центр пообещал финансирование: в 2003 году на оплату льгот и субсидий предусмотрено 20,5 млрд. рублей бюджетных средств. Более того, закон напрямую увязан с бюджетом, и если его отклонить, пересматривать придется и главный финансовый документ года.
Ценность законопроекта, по замыслу его инициаторов, заключается в том, что ликвидируется правовой вакуум в вопросах финансирования льготников, а также вводится разграничение полномочий властей по механизму возмещения этих расходов. Ранее установленные федеральным законодательством нормы, определяющие размеры льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, сохраняются, за исключением льгот по оплате общей площади жилья членов семей ветеранов труда. Согласно статьи 3 законопроекта, полномочия по порядку предоставления льгот этой категории граждан определяются в субъектах РФ.
Из федерального бюджета возмещаются и расходы по предоставлению льгот Героям Советского Союза, Героям России, Героям труда, лицам, пострадавшим от техногенных катастроф, жертвам репрессий, инвалидам и семьям детей-инвалидов, и т.д. Эти обязательства охватывают всего 24 категории льготников и составляют в бюджете на 2003 год 13,8 миллиарда рублей.
Сохраняются также льготы для сельской интеллигенции: в проекте бюджета на 2003 год на эти цели предусмотрено 1,7 миллиарда рублей.
В статью 15 (о сроках перехода на полную 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг) внесены коррективы. Нуждающимся гражданам, в зависимости от размера прожиточного минимума, будут предоставляться адресные субсидии. Предусмотренные в законопроекте меры социальной защиты населения при оплате жилищно-коммунальных услуг обеспечены из федерального бюджета на 2003 год в объеме пяти миллиардов рублей.
Впервые на законодательном уровне Правительство наделяется полномочиями по формированию основ ценообразования в ЖКХ. Это позволит проводить единую техническую тарифную политику как в сфере производства, так и в сфере потребления энергосервисных услуг, тепла, газа и пр.
Однако, несмотря на все обещанные оптимистические перспективы, документ вызвал жесткое сопротивление многих депутатов. Мнения депутатов разных фракций полярно разделились.
Олег Шеин ("Регионы России"): Я считаю, что следует рассматривать вопрос не по льготам, а по самой системе оплаты коммунального хозяйства населением. Нормативы потребления завышены в несколько раз и людям придется проплачивать эти услуги втридорога. По расчетам авторов реформы, в сутки один человек, якобы, потребляет 295 литров воды. Следуя этой логике, семья из трех человек использует ежесуточно тонну воды - это такой объем, в котором можно утопиться. Однако, согласно показаниям счетчика, человеку достаточно не более 70 литров в сутки. Если мы живем в условиях рыночной экономики, население обязано платить лишь за то, что потребляет. 40 процентов тепла теряется на трассах, 25 процентов воды - на трубопроводах. Мы уже давно оплачиваем не сто процентов услуг, а все 200. Я предлагаю перейти на счетчики. И не за счет населения, а за счет государства.
Борис Надеждин ("Союз правых сил"): ЖКХ - это последняя, доставшаяся россиянам от советского периода сфера, в которой реформы реально не проводились. А реформа необходима: услуги оказываются качественно только тогда, когда за них платят. Что же касается льготников, то помогать нужно всем бедным и не только им. Будь то сельский учитель или ветеран труда. Нельзя подходить к категориям льготников механически. Но если мы не будем реформировать отрасль, то скоро вся страна превратится в сплошной Владивосток или Камчатку: все бастуют и никаких услуг.
Андрей Исаев ("Отечество Вся Россия"): Проблемы, которые стоят перед службами ЖКХ все равно придется решать. Льготы не могут быть сохранены за счет зарплаты тех, кто занимается этим жилищно-коммунальным хозяйством. Реформы не должны ущемлять социальные права наших граждан. Наша фракция выступает за закон, который, однако, надо совершенствовать. Для этого есть огромные резервы. Во-первых, следует более жестко обязать власти субъектов РФ принять нормативы, устанавливающие льготы для тех категорий граждан, права которых не учтены на федеральном уровне. Во-вторых, предусмотреть целевое финансирование льгот по оплате жилья для сельской интеллигенции. В-третьих, распространить единые нормы тарифов для государственных фондов жилья и для кооперативных.
Сергей Митрохин ("Яблоко"): Продавливая эти поправки в Государственной Думе наши "центристы" забыли о подлинной сути закона. Главная его "изюминка" заключается в том, что тарифы на жилищно-коммунальные услуги для подавляющего большинства населения - в том числе и для льготников - возрастут в три-четыре раза, однако, это никак не будет связано с реальными преобразованиями в ЖКХ и повышением качества коммунальных услуг.
Василий Шандыбин (КПРФ): Мы знаем: от реформ наш народ только страдает. У нас были приватизация, пенсионная реформа, денежная. Сейчас грядет коммунальная. Она приведет к тому, что 35 процентов российских граждан, живущих за чертой бедности, будут выселены в течение пяти лет в коммуналки, в ветхое жилье или просто выброшены на улицу. Ухудшится положение наших ветеранов, учителей и многих других. Особенно пострадает рабочий класс и трудовое крестьянство.