Госдума одобрила в третьем чтении пакет законопроектов о реформировании МПС. По просьбе <ДП> основные аспекты принятого документа комментирует один из инициаторов реформы депутат Госдумы, член комитета по энергетике, транспорту и связи ВИТАЛИЙ ПРЕДЫБАЙЛОВ.
- Пакет законопроектов о реформе железнодорожного транспорта состоит из нескольких документов. Один из них проект закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", регламентирующий основы государственного регулирования железнодорожного транспорта. Во втором чтении в него внесены нормы, закрепляющие права пользователей услуг на получение необходимой информации о деятельности организаций железнодорожного транспорта, на участие в формировании графика движения поездов по сети железных дорог. В новой редакции закреплен ряд социальных гарантий: право железнодорожников на льготный проезд, социальная поддержка пенсионерам, единый порядок аттестации и повышения квалификации работников железнодорожного транспорта.
Статья 25 закона регламентирует обязанности работников, устанавливает жесткие дисциплинарные критерии. В ней, в частности, отмечается, что забастовка как средство разрешения трудовых споров специалистов, деятельность которых связана с обеспечением безопасности на железнодорожном транспорте, движением поездов, маневровой работой и обслуживанием пассажиров, не допускается.
Законопроект "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" затрагивает основные вопросы функционирования транспорта начиная от преобразования железных дорог в государственные унитарные предприятия и сохранения понятия железных дорог как хозяйствующего субъекта, объединяющего функции перевозчика и владельца инфраструктуры, до расширения прав пассажиров и установления четких требований к вокзалам, станциям и оказываемым на них услугам. В документе четко определен механизм приема, рассмотрения и согласования заявок на перевозку грузов на всех стадиях. Строго регламентированы случаи ограничений приема и согласования заявок.
Третий документ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" определяет порядок приватизации госимущества в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" и особенности его функционирования. В ходе подготовки законопроекта большое внимание уделялось обеспечению сохранности имущества и целостности системы единого хозяйствующего субъекта и железнодорожного транспорта в целом. В него включены нормы, уточняющие правовой режим ограниченного в обороте имущества и расширяющие его перечень, исходя из соображений национальной безопасности и обороноспособности государства. Предусмотрены и нормы об обязательном ежегодном аудите деятельности хозяйствующего субъекта, ежегодной финансово-хозяйственной отчетности перед депутатами Госдумы. Это обеспечит прозрачность бухгалтерской отчетности. Решены также вопросы внесения в уставный капитал объектов социальной сферы, трудоустройства работников ликвидируемых предприятий.
Обсуждение этого документа проходило в острых дискуссиях. Главные споры развернулись вокруг внесения в уставный капитал "РЖД" земельных участков, на которых расположены пути 133 миллиона гектаров, а также льготной регистрации прав на землю и недвижимое имущество. Депутаты приняли поправку, которая запрещает вносить землю в уставный капитал "РЖД" и предусматривает, что за регистрацию своего имущества железнодорожники должны платить из бюджета Министерства путей сообщения.
В четвертом документе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О естественных монополиях" речь идет о естественных монополиях, попадающих в сектор функционирования железнодорожного транспорта.
По плану правительства, МПС будет разделено на две части: государственную структуру и хозяйствующий субъект ОАО "Российские железные дороги". В собственность ОАО перейдут железнодорожная инфраструктура, локомотивы, подвижный состав и вспомогательные предприятия отрасли. 100 процентов акций "РЖД" будут закреплены в федеральной собственности. А инфраструктура - рельсы, специальные сооружения и диспетчерские объекты - могут быть приватизированы, но после принятия специального закона.
Расходы "РЖД" на обеспечение перевозок для государственных нужд и выполнение мобилизационной подготовки компенсируются из бюджета. За срыв сроков доставки перевозчик платит штраф в размере стоимости перевозки. Перевозчик за свой счет хранит и возвращает груз, доставленный не по адресу.
Новые законы, несомненно, будут способствовать модернизации железнодорожного транспорта в соответствии с современными рыночными критериями экономики.