На пресс-конференции в Государственной Думе было представлено недавно созданное Межфракционное депутатское объединение (МДО) "Авиация и космонавтика России". В объединение вошли 55 депутатов, среди которых - космонавт Виталий Севастьянов, всю жизнь отдавший военной авиации генерал Николай Безбородов, бывший начальник космодрома Свободный - генерал Александр Винидиктов, руководитель депутатской группы "Народный депутат" - а в прошлом директор авиазавода - Геннадий Райков и другие известные специалисты, связавшие свою судьбу с авиацией и космосом. О том, какие задачи ставит перед собой новое объединение рассказал корреспонденту "ДП" член МДО, депутат Госдумы АЛЕКСАНДР БЕЛОУСОВ.
- Александр Николаевич, вы много лет проработали в авиационной промышленности, в частности, в конструкторском бюро им. Кузнецова. Проблемы, поднимаемые МДО, вам знакомы и близки. С чего планируете начать работу, с какими инициативами будете выходить?
- Перед авиакосмическим комплексом стоят сегодня поистине глобальные задачи. Стране, которая первой вышла в космос, не подобает оставаться на задворках прогресса. А сколько шансов мы сегодня упускаем! Европарламент запретил полеты наших самолетов из-за повышенных шумовых характеристик российских авиадвигателей. За границу в настоящее время летает только 65 отечественных машин, при том что в российском авиапарке количество самолетов иностранного производства достигло 35 - вдвое больше, чем в прошлом году. Хотя как специалист могу сказать, что по перспективным разработкам как военных, так и гражданских самолетов мы сегодня опережаем любую развитую страну, в том числе и США, примерно на 8-10 лет. И вот несмотря на это - сужаем рынок производства и реализации собственных самолетов, поскольку новая техника у нас внедряется из рук вон плохо. И если ситуация не изменится, то со временем наши разработки никому не будут нужны или их перекупят конкуренты.
Чтобы исключить худшие сценарии развития, еще в августе этого года члены МДО провели совещание с участием ведущих авиационных конструкторов и гендиректоров авиазаводов. В результате нами было предложено ускоренное развитие отрасли согласно продуманной концепции и программе развития космонавтики и авиации. Эта программа проходит последние согласования с Правительством РФ, а в проекте бюджета 2003 г. предусмотрено увеличить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в авиации примерно на 30-40%.
Еще одно совещание МДО было посвящено проблемам развития космонавтики, состоянию космодромов Байконур, Свободный, Плесецк. Оно было проведено совместно с российским Авиакосмическим агентством. Результатом явился Указ Президента РФ, согласно которому между государственными ведомствами четко распределена ответственность за состояние космодромов.
Возродить российскую авиацию
- Сегодня огромное количество авиазаводов практически остановлены и выпускают в год всего по несколько самолетов. В страну хлынул поток иностранных машин. Как изменить ситуацию в пользу российского производителя?
- Именно эту задачу и законодательно, и организационно призвано решить наше МДО. А ситуация в отрасли действительно очень сложная У нас было 16 авиационных заводов, 14 заводов-производителей моторов и сотни предприятий-смежников (в общей сложности почти 300), на которых работало около 5 миллионов человек. Сегодня же количество работающих снизилось практически впятеро. На каждом авиапредприятии идёт процесс старения кадров. Но и это не самое страшное. Еще хуже то, что на оборонных заводах осталось очень мало заказов. Вот почему авиакосмическую отрасль надо спасать. И смотреть на нее необходимо прежде всего как на главного <потребителя> последних достижений науки и высоких технологий. Вкладывая средства в авиацию, мы тем самым даем толчок к развитию и смежным отраслям, привлекая практически весь промышленный потенциал страны.
- Кто же виноват в том, что без опережающих вложений у нас не получают развития супертехнологии?
- С попустительства высокопоставленных чиновников утвердилась порочная практика покупать <Боинги> и "Аэрбасы" у США и Евросоюза, а свои собственные разработки бросать на произвол судьбы по причине отсутствия финансирования. Помочь отрасли смогут только мощные инвестиции и четко продуманные планы её возрождения.
Бюджетное финансирование ВПК, и прежде всего авиации, составляет не более 12-18 процентов от потребности. И поскольку такое положение нетерпимо, для поддержки ВПК (не без участия МДО) в прошлом месяце была создана Межведомственная комиссия при Совете Безопасности РФ. Она будет заниматься вопросами стратегии и планирования для обеспечения новой концепции национальной безопасности страны.
- Но может быть все дело в том, что в авиакосмической отрасли плохо идут реформы и нет акционирования?
- В корне не согласен с такой постановкой вопроса. Прежде чем реформировать оставшиеся у ВПК в основном государственные унитарные предприятия надо знать конечные цели реформ. А они пока не определены. В стране до сих пор не соблюдается конституционное равенство всех видов собственности, не определены предприятия для конверсии. Но не смотря на это "стратеги" приватизации уже выставляют львиную долю авиакомплекса на продажу. Сравните: правительство внесло в Думу законопроект по бюджетному кредиту РАО "ЕЭС России" в сумме 5 миллиардов рублей, прекрасно зная, что этот хозяйствующий субъект более чем наполовину частный (52 процента акций принадлежит акционерам). А вот о том, чтобы дать аналогичный кредит государственному Росавиакосмосу, речь не идет. Отсюда следует вывод, что равенства частной и государственной собственности в стране пока не наблюдается.
- Что же требуется сделать на законодательном уровне, чтобы российский авиапроизводитель не исчез окончательно?
- Уже сегодня МДО систематизировало все <авиакосмические> законы, поступившие в Думу за три созыва. Только за осеннюю сессию мы должны решить судьбу 16-ти законопроектов. И еще 20 ждут своей очереди. Дело, конечно, не в цифрах, а в том, что стране, государству необходимо провести ревизию законодательной базы отрасли, выявить "белые пятна", мешающие эффективному развитию авиакосмического комплекса и законодательно прописать самые современные формы работы авиаторов и космонавтов начиная от лизинга и кончая передовыми механизмами хозяйствования.
Проблемы коммерческого космоса
- Сегодня уже мало кто помнит, что 1 марта 1993 г. был подписан Президентский Указ "О создании второго государственного испытательного космодрома "Свободный". Первый этап выполнения указа уже реализован. С нового космодрома проведено четыре запуска, три из них - международные. На остальное, говорят, денег нет...
- Мы поручили Счетной палате проверить, как должностные лица из ракетных войск стратегического назначения используют средства, полученные от коммерческих запусков за период с 1 сентября 1997 года по 1 июня 2001 года. Но несмотря на установленный трехмесячный срок проверки, ответа до сих пор не получили.
- И судьба Байконура не ясна?
- Для него-то как раз самые тяжелые времена прошли. После подписания документов, разграничивающих полномочия Казахстана и России, жизнь на Байконуре улучшилась, условия работы офицеров и специалистов, связанных с запусками, вошли в нормальную колею.
- Зато СМИ сообщают, что денег на финансирование Международной космической станции (МКС) хватает лишь на обслуживание ее ракетами <Прогресс>.
- Положение здесь не безнадежно. Финансирование МКС в 2003 году предусмотрено не в меньшем объеме, чем в нынешнем. Ежегодно Россия запускает по два корабля-спасателя на "Союзах" и по шесть <Прогрессов>. США, как известно, отказались разрабатывать свои спасатели, а без них МКС нежизнеспособна. Во всем мире теперь только Россия способна выполнять подобную работу. Кроме того, американские <Шаттлы> не умеют выполнять и некоторые другие функции, в частности, заправлять станцию. Для этого опять-таки годятся только наши <Прогрессы>. Удручает, правда, что США предлагают чуть ли не на треть уменьшить грузопоток на орбиту. Поэтому сегодня ведутся переговоры о том, чтобы сохранить достигнутые объемы полетов к МКС. Я думаю, что у российских космических программ перспективы хорошие.