TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


27.04.2020
17:25

Ох, уж эта интертекстуальность...

    Все новые поколения требуют “прекрасного прошлого”, раз будущего больше нет, обычного будущего, которое должно наступить, и даже не прекрасного. Подогора. На . . .

26.04.2020
10:02

Неминуемый провал

    Текст, что ниже, огромной трудности для постижения. Но мне так нравится преодолевать трудности, что я уверен, что найдётся ещё кто-то, кому этот пример преодоления . . .

25.04.2020
11:15

Как я разбирался в прошлом

    Меня заставил разбираться в прошлом Дмитрий Быков. Западник (думаю, правильно будет так его назвать). По мне, экстремисту не только эстетическому, но и . . .

22.04.2020
13:34

Бегство от скуки

    Во время сидения на самоизоляции в пандемию короновируса со мной случилась неприятность: как-то не находилась очередная большая книга об искусстве, чтение . . .

21.04.2020
17:55

Два кино в один день

    Два кино в один день – извинительно для карантина. На конец одного я наткнулся на каком-то из каналов ТВ – “Дамы приглашают кавалеров” (1980). Режиссёр Киасашвили. Имя Карена Шахназарова там мелькнуло. Автором сценария оказался. А такое имя – многообещающе. Я взял и посмотрел его с самого начала по компьютеру, хоть когда-то его видел. – Не пожалел. Другое мне подсунул поисковик на запрос: “лучшее российское кино за 15 лет”. “Про любовь. Только для взрослых” (2017). Режиссёров – куча. – Выдумка оказалась худосочная.

    Прав Шахназаров – великое кино породил тоталитаризм лжесоциализма. Ибо он убил великую идею настоящего социализма, с убыванием тоталитаризма, но с сохранением коллективизма в виде заменяющей тоталитаризм анархии (нецентрального самоуправления). Вот смутная печаль от этого убийства и возвышала советские фильмы даже и на закате советской власти.

    Я в ТВ на это кино наткнулся с места, когда Саня (Куравлёв) охаживает сомневающуюся Аню (Неёлову) плыть с ним на пароходе.

    Она и познакомилась-то с ним не по своей воле. Объявили белый танец, а этот Саня вывернулся и сам пригласил.

    Неволя – образ СССР, заблудившегося с социализмом. Лучшими намерениями вымощена дорога в ад…

    Нудный этот Саня. Согнутый расчётливостью, правилами. Не удалось соблазнить Аню – замуж позвал. А та некрасивая. Её никто никогда замуж не звал. – Стерпится-слюбится, наверно, думает. Достойна же она – любви настоящей. Это понятно по её открытости миру и каждому человеку. Но жениться-то – по любви хочется, а не под давлением обстоятельств. Как мы все жили за несколько лет перед концом СССР. Как-то автоматически. Говорят коммунисты, что они – за коммунизм. А фактически – за мещанство, которое скорей к капитализму приведёт. И – мы перерождаемся в мещан потихоньку да помаленьку. Стерпится-слюбится. У него, вон, даже порывы бывают. Он героически аварию предотвратил. Он говорит проникновенно о принципиальности Джордано Бруно. Бедная Аня…

    Я вспоминаю, как сомневалась, идти за меня замуж или нет, моя будущая жена. Перспектива выйти за меня закрывала для неё туристические походы большой сложности. Большой – для того, чтоб закалять волю, необходимую в бедствии, которое явно вот терпит дело построения коммунизма в отдельно взятой, нашей стране.

    Вы смеётесь, читатель, а именно такая была моя будущая жена. Я её боготворил. И был где-то свой для неё по большому счёту. Но она опасалась мещанства. И всё-таки я её уговорил.

    Аню Саня – тоже. И вот они садятся на пароход, плыть в Новороссийск. Только вот… В ней с каждой минутой растёт что-то, отторгающее согласие.

    В этом месте я наткнулся в телевизоре на это кино. Не помню, как в первый раз, а теперь – смотрю и чувствую, ЧТО-ТО мне хотят сказать сценарист и режиссёр. ЧТО-ТО, на что слов у них нет.

    А это ж – редкость в наше время: смотреть кино и чуять, что режиссёром движет ЧТО-ТО, чему у него нет слов. Что я называю подсознательным идеалом автора.

    Рискованно, конечно, так думать. Странность какая-нибудь должна выдавать наличие у автора подсознательного идеала. Вот это неприятие приспособленчества, которым все жили в последние годы в СССР – оно разве не было странным тогда? Я не помню.

    Сам я как раз в принципе готов был тогда почуять такую странность, потому что сам жил всю жизнь неприспособленцем (почему и чуяла во мне своего моя будущая жена) и был исключением из правила. Но я просто не помню, как я тогда отнёсся к этой картине.

    Сейчас мне важно просто оценить, создатели картины отмежёвывались от официально – но не на деле! – на словах поощряемого властью и обществом неприспособленчества? Гражданской активности (когда в ходу была шутка – инициатива – наказуема)…

    Модно ж думать, что, сделав своего Саню таким правильным, они сознательно отмежёвывались. А не подсознательно.

    Или всё же… Он же, Саня, как-то поверхностно правильный. Ну как это – повезти с собой на курорт вырезку из газеты, где заметка о том, как он предотвратил аварию и как награждён. Этакая расчётливость: вдруг встретит пару себе – надо будет подкрепить намерение жениться заметкой. – Хуже того! Он же набор фотографий себя (чем-то выигрышных) с собой захватил. – Ещё хуже! Он же фото брата-москвича захватил. Зовущего, мол, переехать из Сибири в Москву. Но он-де, Саня, не летун. Основательный человек. – Это ж ужас, какая расчётливость.

    Меня от Сибири, куда мечтами тянулась моя будущая жена (я даже пообещал, вроде, искренне, что мы завербуемся на время куда-то туда) отвращала смутная тяга вот-вот начнущего писать искусствоведа (для чего мне не Сибирь была нужна, а Москва). Но я это осознал много-много позже. А Саня ж сделан авторами просто страшилищем от рациональности.

    Как так у авторов получилось? Осознанно или нет? Если осознанно, то – чтоб Аня всё-таки сбежала с парохода, аж уже поднимающего трап. Спрыгнула.

    Но что, если и подсознательно. В смутной надежде, что коммунистическую идею не убить. (Я, например, называвший СССР – в пику Рейгану – империей Лжи, смутно надеялся, что количество Лжи перерастёт в качество, и сама власть откажется от презумпции тоталитаризма. Его выплеснут, как воду из купели. А что вышло? – Вышло то, чего я не ждал: вместе с водой выплеснули и младенца, неконтрастное общество, уже бывшее даже и при лжесоциализме.)

    Это достаточно далёкие думы (они, судя по теперешнемуШахназарову, могли быть и у него тогдашнего). Настолько далёкие, что их и подсознательными на то время можно посчитать. Только из-за всех пертурбаций ставших только теперь ясно осознаваемыми. – Та самая великая идея, способствовавшая рождению хорошего советского кино даже и перед концом СССР.

    Хотя. (Всё ж в гуманитарной области не стопроцентно точно.) Зачем сделано такое чудо, что Саня (самолётом, наверно) приехал в городок Ани раньше её (ехавшей, наверно, поездом)? Приехал, чтоб отдать ей забытый ею подаренный им камень с какой-то горы, про которую есть какая-то легенда о любви.

    Он ведь покорил её там, у моря, тем, что поднялся из ресторана в номер и сбрил усы, вдруг это из-за них Аня в нём сомневается. Покорил телесным. А в финале фильма – духовное. Авторы не сдержались и выдали образ своей мечты: гармония телесного с духовным. Но это не идеал тира Высокого Возрождения. Фильм грустный. Свершение идеала отнесено в сверхбудущее.

    Но. Уж такой-то нюанс, наверно, точно можно считать подсознательным.

    В общем, отличное кино. Художественное – на мой вкус эстетического экстремиста, считающего, что художественно только то, что несёт следы подсознательного идеала.

     

    А “Про любовь…” тогда – просто ремесленная вещь. Даже не прикладное, приложенное к той же идее сверхценности гармонии телесного и духовного. Простая иллюстрация этой идеи.

    Тут стремление вызвать (сохранить) любовь проходит через опасность впасть в сверхценность секса.

    Ну правда – вот эти фабулы отдельных фильмов, из которых состоит фильм…

    Жена, чтоб оживить чувства мужа переступает через себя и делает ему минет. Не отвлекает и это того от дум о работе. Они решают попробовать поменяться партнёрами с какой-нибудь супружеской парой. (Есть какая-то, мол, обслуга на этот счёт, и они из набора фотографий семейных пар, готовых на такие вещи, выбирают себе одну.) Там муж садист, бьёт женщин кнутом. Жена первого кричит. В её муже пробуждается ревность. Он бросает жену садиста, бросается спасать свою жену, спасает и несёт её на руках вон. Комично. Не только по комнате, но и по лестнице вниз, но и по улице. Причём она изрядно полная, много весит, а он не выглядит способным нести такую.

    Или вот: стеснительность некого юноши, заставляет некую девушку попросить своего родного дядю лишить её девственности. Тот ошарашен. Та раздевается, чтоб того подбодрить. Он, чтоб её отвратить, спрашивает:

    "- Что тебя интересует: классика или полный пакет?

    - Пол… Классика.

    - Хорошо (Садится рядом с нею на диван). Тогда давай по-полному. Э. Значит, для начала ты снизу (поднимает обе руки вверх), я сверху. Потом я снизу, ты сверху. Потом я сзади. Уф (хватается за лоб). Потом посмотрим (встаёт с дивана и отходит).

    - Дядя Лёша. Вы можете как-нибудь по-другому?

    - В каком смысле – по-другому? Это как?

    - Ну, как будто вы меня любите. (Пауза)

    - Нет. Не могу. Я – нет.

    - Спасибо (начинает одеваться)”.

    Сумасшедший звонок в дверь. Дядя Лёша открывает. Получает удар в зубы. Это каким-то чудом тот юноша, узнавший всё, врывается, всё громит. Девушка ему кричит: “Ничего не было!”. Отцепляет его от дядя Лёши. Прикрывает грудь в лифике рубашкой. И в кадр врывается музыка счастья.

    Ну и так далее – фильм за фильмом.

    "Если современный роман или драма показывают нам автоматических действующих лиц, не оказывающих никакого сопротивления авторскому щелчку, посылающему их направо или налево… [то] бессознательное… было… закрыто, т. е. прибрано к рукам, подчинено рассудку и сознанию” (Вейдле. Умирание искусства. https://predanie.ru/book/73253-umiranie-iskusstva/).

    Назначил – кто там? – продюсер, Анна Меликян, что гармония низкого и высокого всесильна. И режиссёры: Сайфуллаева, Руминов, Меркулова, Гигинеишвили, Шелякин, Чупов и сама Меликян, - понеслись лепить лажу.

    А кто-то в неком сайте ставит этот фильм на первое место из лучших за последние 15 лет…

    Это перечисленная орда режиссёров мечется, как бы угодить. И капитализм, да, это то, что ниже пояса, и от этого народ отвратило, и надо к нему подольститься. А в то же время это ж такая сила, то, что ниже пояса. Как и ему не прислужить.

    Первый сегодняшний фильм был вдохновлён протестом. А откуда взять вдохновение авторам второго, если никто не притесняет? Свобода! – А искусству – смерть. Оно ж призвано испытывать сокровенное. С целью совершенствования человечества это так глубоко спрятано за испытанием, что совершенствования как бы и нет. А не имея святого за душой…

    Или для мещанина я – святое? А такое я – очень грубо говоря, но всё-таки – прокапиталистическое. А капитализм – это, повторяю, то, что ниже пояса… Ну так надо проводить в его интересах овертон.

    Что это? – Это технология продвижения в капиталистическом обществе тех ценностей, которые пока не приняты, но находятся в русле того, что ниже пояса. Например, минет, флагелляция, запланированная дефлорация…

    Может быть, что этот овертон – подсознательный идеал Меликян и её команды? А лично я просто не способен почуять странность как след именно такого подсознательного идеала (сатанизма, что ли)? И потому не могу квалифицировать “Про любовь…” как не только неприкладное (высшее), но и как прикладное (низшее) искусство.

    Может, неоказывание "сопротивления авторскому щелчку” есть как раз та странность, какую заставляет авторов сделать он, подсознательный идеал сатанизма?

    Я подумал, что это про самый страшный тип идеала, ницшеанство, сказано у Сурикова: смещать соотношение (Зла к Добру) в художественных моделях в пользу зла (5/8 к 1/8) в надежде на активизацию каких-то внутренних резервов сопротивления злу – в том состоит от ницшеанства польза для совершенствования человечества при испытании его искусством.

    Так, может, сама природа позаботилась, чтоб у человечества не было естественного (подсознательного) механизма ухудшения человечества? А то, что от сознания, то не естественное. То – искусственное. Так искусственное-то может быть чем угодно. В том числе и сатанизмом.

    Вот Пушкин. Исключительно художественная натура. Хоть сам он в творчестве в ницшеанство не впадал никогда, но герои у него во множестве были ницшеанцами. Так если такой Пушкин не признавал ценности в сатанизме, то, может, потому, что тот и искусство (естественное, со следами подсознательного идеала) несовместны? В жизни гений и злодейство, мы знаем, совместны. Но для Пушкина, может, как ультрахудожника, в искусстве и не может быть злодейства. Только в жизни. А там, дескать, пусть будет. Только б нам с ним не встречаться. Что и выражено в “Путешествии в Арзрум”:

    "В войске нашем находились и народы закавказских наших областей, и жители земель, недавно завоеванных. Между ими с любопытством смотрел я на язидов, слывущих на Востоке дьяволопоклонниками. Около 300 семейств обитают у подошвы Арарата. Они признали владычество русского государя. Начальник их, высокий, уродливый мужчина в красном плаще и черной шапке, приходил иногда с поклоном к генералу Раевскому, начальнику всей конницы. Я старался узнать от язида правду о их вероисповедании. На мои вопросы отвечал он, что молва, будто бы язиды поклоняются сатане, есть пустая баснь; что они веруют в единого бога; что по их закону проклинать дьявола, правда, почитается неприличным и неблагородным, ибо он теперь несчастлив, но со временем может быть прощен, ибо нельзя положить пределов милосердию аллаха. Это объяснение меня успокоило. Я очень рад был за язидов, что они сатане не поклоняются; и заблуждения их показались мне уже гораздо простительнее”.

    18 апреля 2020 г.

19.04.2020
21:01

Выдохнули!

    Это я себе скомандовал пуститься в очередную авантюру. Почему авантюра? – По нескольким причинам. Во-первых, в науку об искусстве не вошло такое полезное . . .

15.04.2020
18:53

Это новизна наблюдения или нет?

    Некто Охоцимский написал по поводу библейских эскизов Иванова: "Штраус объяснил Иванову, что “вначале был образ”, а Библия – это лишь его словесное описание . . .

14.04.2020
18:30

Народное творчество

    Разозлили меня один лялякающий товарищ. Восхитился народным творчеством во время карантина из-за короновируса. Вот один из объектов его восхищения. Я, по его . . .

10.04.2020
10:46

Это плохо

    Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал . . .

09.04.2020
16:26

Удар

    Я получил крепкий удар по моему самому яркому наблюдению – что в “Явлении Христа народу” Иванова никто Христа не видит. А если не по наблюдению, то по выводу из . . .

07.04.2020
15:53

Ну что поделать...

    Каждый плюс, как говорится, имеет свой минус. Так и со мной, толкователем произведений неприкладного искусства. Слишком много их истолковал. Настолько много, что . . .

05.04.2020
09:47

Микены и Украина

    Есть шанс что-то внятное сказать о такой вот скульптуре. Богиня со змеями (малая). Ок. 1600 г. до н. э. Фаянс, глазурь, пигменты, обжиг. Можно объяснить, почему . . .

04.04.2020
22:40

Авось...

    Авось, сама трудность задачи сотворит чудо, и я смогу… Ну чего уж мелочиться? – Смогу увидеть у Полозковой в подсознательном идеале – только не плюйтесь – . . .

03.04.2020
18:03

Почему Бродский писал по-русски и вне родины

    Бродский разочаровался во всём Этом свете. Естественно. Стал ницшеанцем. То есть его подсознательным идеалом было принципиально недостижимое метафизическое . . .

02.04.2020
11:11

Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)

    Всякий стиль углублен до мировоззрения, а всякое мировоззрение конкретизировано и доведено до стиля. Лосев. Прочли, читатель, эпиграф? А я хочу ещё большей . . .

31.03.2020
12:22

Поражение, почти равное победе

    Я вздумал опубликоваться в рецензируемом журнале. Смешно началось. За эл. почтой следят и вставляют соответствующую рекламу. Ну вдруг вставили рекламу помощи . . .

29.03.2020
16:31

Провал или спасусь?

    Я был очень благополучен, обнаружив соответствие спусков и подъёмов на большой Синусоиде идеалов в искусстве истории смены общественных формаций (см. тут). Тем . . .

28.03.2020
12:32

На что я уповаю

    Так жаль, что каждый раз, начиная писать, я стою перед проблемой ввести в курс того почти маниакального состояния, которым я одержим: поиском следов . . .

26.03.2020
09:38

Что-то про ничто

    К непосредственному впечатлению в случае с песней Веберна “Как я рад!” (1934) обращаться бессмысленно, но я предлагаю обратиться, чтоб удостовериться (слушать тут) . . .

25.03.2020
17:52

Красота и водка

    Почему вымерли ненандертальцы? Оттого, что оледенение Европы кончилось? Мамонты исчезли, главная еда неандертальцев? Или сжили их со света более умные . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100