Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
05.05.2020 |
|
03.05.2020 |
|
30.04.2020 |
|
29.04.2020 |
|
27.04.2020 |
Ох, уж эта интертекстуальность...
|
26.04.2020 |
|
25.04.2020 |
|
22.04.2020 |
|
21.04.2020 |
|
19.04.2020 |
|
15.04.2020 |
Это новизна наблюдения или нет?
|
14.04.2020 |
|
10.04.2020 |
Это плохо Это плохо, что назвали "настоящей революцией” (https://news.mail.ru/society/36906463/?frommail=10) открытие того, что левша Леонардо да Винчи пользовался обеими руками, когда рисовал набросок долины реки Арно. Леонардо да Винчи. Набросок реки Арно. 1473. Перо, чернила. Он, наверно, всё-таки не пером сделал нежно-серые площади, а пальцем… И чернила использовал разной густоты. В бледное чуть макал палец и водил им… Надпись внизу сделана бледными чернилами. Кроны деревьев – тоже. Дальние горы – тоже. Но не согласитесь ли, что вот здесь Филиппо Липпи. Мадонна с младенцем и двумя ангелами. 1465. Фрагмент. и здесь Боттичелли. Мадонна делла Лоджиа. Ок. 1467. Фрагмент. Боттичелли. Покаяние Святого Иеронима. 1480-1490. Фрагмент. воздушная перспектива чувствуется гораздо хуже, чем у Леонардо. Хоть у Липпи и Боттичелли – живопись, а у Леонардо – рисунок пером. Так в том-то и заслуга Леонардо, что он осознаннее относился к воздушной перспективе, чем другие. Он даже словами выразил это. Даже термин “воздушная перспектива” выдумал. И в том – ценность наброска Леонардо, в открытии в области изобразительной техники, а не в том, что он тут двумя руками рисовал. Технические открытия мало значимы для вечной жизни искусства. Важнее умение передать радость жизни, которая не зависит от времени создания (разве что средневековье – с его радостью смерти – должно быть исключено). Раннее Возрождение, примеры из которого я привёл, дают эту радость – зародышами воздушной перспективы. И это – эстетическая ценность, более высокая, чем техническая. Вечная, потому что радость ценности жизни вечна. Ещё важнее то особое состояние (общения двух подсознаний), какое возникает – если возникает – от картины. Такое способно автора обессмертить. Как Липпи и Боттичелли (см. тут, и вы поймёте почему: там рассматривается не фрагмент, а целая картина). Но не может обессмертить Леонардо этот набросок. Он здесь просто вооружился для другого технического открытия, сфумато (рисовать лица, окружёнными воздухом). Вот оно-то – даже не оно, а то, как он им распорядился (для общения подсознаний) – и обессмертило его. – А новооткрытая “настоящая революция” - медь звенящая или кимвал звучащий. 9 апреля 2019 г.
|
09.04.2020 |
|
07.04.2020 |
|
05.04.2020 |
|
04.04.2020 |
|
03.04.2020 |
Почему Бродский писал по-русски и вне родины
|
02.04.2020 |
Всё глубже и глубже и глубже. (Читаем Лосева.)
|
31.03.2020 |
Поражение, почти равное победе
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"