TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


18.03.2017
15:41

Антиакционизм.

    Я получил очередное возражение на свой акцент, что художественно только то, что происходит от подсознательного идеала: "ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА чего-нибудь . . .

15.03.2017
14:31

И мои две копейки.

    Про фильм Кравчука “Викинг” (2016). Меня не удивляют обиды многих за то, какими плохими и отсталыми показаны восточные славяне в Х веке. Иной патриот даже пускается . . .

12.03.2017
16:44

Всё возвращается.

    Когда-то, - и помню, что взял это у Луначарского, - я высшим в искусстве считал идеологическое искусство. И потом к нему, как более низкое, пристроилось в моём . . .

11.03.2017
14:48

Загадка.

    Признаюсь, хотела набежать слеза, когда я прочёл в “Макаре Чудре” (1892) Горького: "А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос…”. Столкновение . . .

09.03.2017
12:13

Как понимать непонимаемое.

    Я читаю “Двойника” (1846) Достоевского и недоумеваю: что б могла означать эта несусветная выдумка – до натурализма описывать то ли сумасшедшего, то ли не знаю, что . . .

01.03.2017
12:00

Я в восторге.

    Я в восторге от чтения. Читаю Минаева. “Мягкая ткань” (2015). И вот в этом месте: "Люди стояли порой в ожидании чего-то целыми часами. Конечно же, это было ожидание . . .

26.02.2017
21:59

Антигомбрих 1.

    Начну с признания. Мне показалось скучным просто читать книгу Гомбриха “История искусства” (1950). И я решил, читая, с ним спорить, если захочется. А захотелось с . . .

20.02.2017
15:01

2-я премия "Большой книги" 2016 года.

    ,Казалось бы, ого что, а я боюсь об этой книге, "Авиатор", писать. – Почему? – Потому что недавно я написал о книге, получившей 1-ю премию, не признав книгу . . .

06.02.2017
14:44

Безнадёжно?

    С такого названия (но без вопросительного знака) я начал писать заметку о художнике Криволапе, решив попробовать с ним разобраться, когда впервые наткнулся на . . .

05.02.2017
22:45

Оно?

    Всё познаётся в сравнении, говорят. С другой стороны, аналогия относится к индуктивным методам познания… А я пишу попытку познать. И индукция "не гарантирует… . . .

03.02.2017
16:02

Опять.

    Кому что болит, тот о том и говорит. Мне – скучно. Я даже часто вспоминаю об отце школьного соученика. Тому больше 100 лет, и он жалуется, что у него нет денег поехать в . . .

31.01.2017
18:45

Ошибки учат.

    Я столько написал о Булгакове, что не уверен, стоит ли ещё о нём писать. Великий (для меня, по крайней мере) Гуковский считал, что все частности произведения . . .

25.01.2017
12:16

Напропалую...

    Почему Апухтин – не второй Пушкин?

     

    День ли царит, тишина ли ночная,

    В снах ли тревожных, в житейской борьбе,

    Всюду со мной, мою жизнь наполняя,

    Дума все та же, одна, роковая,

    - Все о тебе!

    С нею не страшен мне призрак былого,

    Сердце воспрянуло, снова любя...

    Вера, мечты, вдохновенное слово,

    Все, что в душе дорогого, святого,

    - Все от тебя!

    Будут ли дни мои ясны, унылы,

    Скоро ли сгину я, жизнь загубя,

    - Знаю одно: что до самой могилы

    Помыслы, чувства, и песни, и силы

    - Все для тебя!

    <1880>

    Если стихотворение не очень впечатляет, послушайте, как его поют под музыку Чайковского (тут). – Обалдеть! Лавина счастья! Вдруг! Было тихо и – вдруг!..

    Гимн секунде. Под журчание весенних ручьёв.

    Сколько дней ТАК журчат ручьи весной? – Вот столько и длится эта (у Чайковского) бурная любовь.

    А не, как у Апухтина: "до самой могилы”, “Дума все та же, одна, роковая”… Повторяемость какая-то нудная. Житейская борьба, жизнь тоже ассоциируется с чем-то длительным. "Снова” - тоже.

    Чайковским от Апухтина из временно`го взято только: "С нею не страшен мне призрак былого”. То, что соответствует забывчивости ребёнка из триады, что в “Так сказал Заратустра” Ницше. Есть только СЕЙЧАС. Пик любви.

    Так я воспринимаю музыку Чайковского в этом романсе. Признаюсь, зная для себя, что Чайковский – ницшеанец.

    В книге Познанского “Чайковский” об Апухтине написано в главе “Особенные дружбы”. И есть там слова о любви между соучениками: язвительным Апухтиным и покладистым и симпатичным Чайковским (который в училище вообще был всеобщим баловнем): "Обожание идеализированного сверстника — распространенное явление в подростковой психике… Со стороны же Чайковского, вероятно, имело место переживание другого рода — не столько физическое притяжение, сколько интеллектуальная загипнотизированность” (http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1023274/Poznanskiy_-_Chaykovskiy.html#n_1).

    Но Чайковский в искренности своего творчества не убоялся исключительности, то Апухтин – видим – явно не потянул на принципиальность.

    А быть и нашим и вашим (и индивидуалистом и прообщественным)… – Потому и не второй Пушкин. Тот себе не изменял, сколько ни менялся.

    Нет.

    Всё-таки не понятно. С какой стати Чайковский написал музыку счастья любви на слова о наваждении любви.

    Почему у Апухтина дни тревожны, жизнь – борьба, дума – роковая, а у Чайковского – брызги сиюсекундного счастья? В словах былое – страшное, безлюбовное, а в музыке – ничего негативного? Стихи – о спектре дней от ясных до унылых, смерть – близка, а…

    Ужас. Я вот что читаю о Чайковском всё в той же книге:

    "…несмотря на внешне развязное поведение, внутри он оставался тем же впечатлительным и пугливым подростком. Ипполит Ильич к странностям брата относил, по его своеобразному выражению, “трусливость к непрочности нашего организма”: “…стоило кому-нибудь указательные пальцы приставить к вискам, делая вид, что их надавливают, ему казалось, что человек этот если не умрет, то упадет в обморок, он от ужаса краснел и закрывал глаза”.

    Ларош отмечал: “Здоровьем он пользовался отличным, но необычайно боялся смерти, боялся даже всего, что только намекает на смерть; при нем нельзя было употреблять слова: гроб, могила, похороны и т. п., одно из величайших его огорчений в Москве состояло в том, что подъезд его квартиры (которую он по обстоятельствам не мог переменить) находился рядом с лавкой гробовщика””.

    То есть получается, что если Чехов стал ницшеанцем от близости смерти из-за чахотки, если сам Ницше создал свою философию, чуя, что он в любой день может сойти с ума (и сошёл-таки в итоге), то Чайковский почему-то ощущал возможность каждый день умереть. Может, от неожиданной смерти матери?*

    И, чтоб спрятаться от такого вот ужаса Этой жизни (от наличия в ней смерти), он и ударился в училище (где едва ли не царил гомосексуализм) и после его окончания, в свете и полусвете (где гомосексуализма тоже хватало), во все тяжкие ради ежедневных удовольствий? Любых?!.

    Тогда понятно, почему его так в обратную сторону шатнуло от этого набора слов апухтинского стихотворения: "тревожных”, “борьбе”, “роковая”, “страшен”, “унылы”, “сгину”, “загубя”, “могилы”. Из крайности – в крайность!

    А что? Если он был настолько нежным, что его категорически не устраивала сама Эта жизнь, раз в ней в принципе есть смерть.

    Стихотворение же Апухтина, если он был душою в полном слиянии с душой Чайковского (кроме слияния телесного), тоже тогда видится не непоследовательным. Оно – об изменённом психическом состоянии как таковом. То есть тяготеет к иномирию как к самой глубокой тайне и идеалу ницшеанства. Которое – в таком, крайнем, виде – даже и из подсознания в сознание не проникает.

    Русская публика, конечно же, не могла в то время постигнуть такой глубины Апухтина. Вот потому, хоть и ожидала, что он будет новый Пушкин, не дождалась.

    20 января 2017 г.

    *- А ведь это не так. Вы что: намерено “забыли”, ЧТО написано о смерти матери в цитируемой вами книге? – Вот: “Жена Анатолия Ильича, Прасковья Чайковская, также подчеркивала культовое отношение композитора в зрелом возрасте к памяти матери: “Хотя он потерял ее в четырнадцатилетнем возрасте, он не мог говорить о ней без слез на глазах. Каждый год в день ее рождения он шел в церковь и молился за нее”. Однако не следует преувеличивать влияние ее смерти на его еще очень юную душу. Модест, один из главных творцов “мифа о Чайковском”, старается уверить читателя, что это событие потрясло Петра до самых глубин и едва ли не определило дальнейший ход его душевной жизни. На первый взгляд это кажется убедительным, тем более что и сам композитор со скорбью вспоминал смерть матери в письме к Н. Ф. фон Мекк от 23 ноября/5 декабря 1877 года из Вены: “Я, несмотря на победоносную силу моих убеждений, никогда не помирюсь с мыслью, что моя мать, которую я так любил и которая была таким прекрасным человеком, исчезла навсегда, и что уж никогда мне не придется сказать ей, что после двадцати трех лет разлуки я все так же люблю ее”.

    Этому утверждению, однако, противоречит позднейшее, хоть и беглое признание, сделанное им в письме Модесту в апреле 1891 года после смерти их сестры Александры и в связи с тревогой по поводу того, как может отразиться смерть матери на его любимом племяннике Владимире Давыдове, которому тогда было двадцать лет: “Боюсь ужасно за Боба, хотя и знаю по опыту, что в эти годы подобные горести переносятся сравнительно легко”. Придаточное “хотя и знаю по опыту” выглядит почти как оговорка, но мы знаем из психоанализа, что именно оговорки и сходные формы речи адекватно передают работу подсознания (то есть чувств), в то время как позитивные заявления, в силу их зависимости от защитных механизмов, часто предназначены к диссимуляции — сокрытию или искажению подлинных переживаний. И действительно, научные исследования свидетельствуют, что дети, потерявшие кого-то из родителей в раннем отрочестве, довольно быстро преодолевают вызванный болью импринтинг и в дальнейшем развиваются без особенных проблем. Процитированная же фраза из письма Чайковского к фон Мекк естественно вписывается, как интонацией, так и содержанием, в стиль их отношений, особенно на ранней стадии, когда композитор и его благодетельница только узнавали друг друга”.

    - Но правда ли, что "научные исследования свидетельствуют”?

    "Сообщения о реакции детей на знакомство со смертью противоречивы” (http://www.psychol-ok.ru/lib/rheingold/mtis/mtis_05.html).

    “По-видимому, все пути ведут к материнско-детским взаимоотношениям как к источнику комплекса смерти в его катастрофических аспектах” (Там же).

    “Считается, что психогении являются самыми распространенными формами психической патологии” (http://syntone.ru/book/psihogennye-rasstrojstva-u-detej-i-pod-rostkov/).

    Повышенного страха смерти.

    "Психогенные развития личности чаще встречаются в период пубертатного криза (12—18 лет)” (Там же).

    Мать Чайковского умерла, когда ему было 14 лет. Но он был такой чувствительный, что как бы меньше ему было.

    "…острые психогенные воздействия у детей младшего возраста (от1года до8—9лет) чаще всего вызывают реакции, основным содержанием которых является страх” (Там же).

    Что такое сенситивный? – Это период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. И вот:

    "В анамнезе сензитивных личностей часто зафиксирована ранняя смерть одного из родителей” (Там же).

    Но чего я действительно не могу объяснить – того, почему Чайковский разным людям по-разному написал о том, как он перенёс смерть матери. Кому-то он врал.

    21.01.2017.

     

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
338005  2017-01-25 12:28:35
Константин Бучельников
-

23.01.2017
15:50

Когда сразу всё понятно.

    Я как-то открыл роман “Новь” Тургенева, стал читать и тут же бросил. Не из подсознания писано. Тенденциозно. Почему я так решил? Пожалуйста: "…лет двадцати семи, . . .

22.01.2017
12:36

Фантазия.

    Со временем я стал себя пугать чаще. Своим якобы могуществом. Да. Представьте себе. Хилый такой человечек – и… Первый раз, помню, это случилось… После двадцати . . .

18.01.2017
14:24

За Исаакий обидно!

    Âсё начиналось безобидно. У меня прорезалась склонность рассказывать пацанам, что я прочёл. Раз. Два – это в школе плохо преподавали литературу и хорошо – . . .

16.01.2017
21:30

Очертя голову.

    А что? Вдруг кривая вывезет? Вдруг мысль, что идеал – штука инерционная и долго пребывает в душе художника, правильная. И вдруг слова мои, написанные в связи с . . .

15.01.2017
15:46

Не пiддамся, хоч...

    Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, . . .

08.01.2017
12:38

Домысел о замысле.

    "Мистерии” (1892) – это второй роман писателя после “Голода” (1890), где Гамсун уже (см. тут) проявил себя ницшеанцем. – Спрашивается, зачем выражать такой идеал . . .

07.01.2017
20:44

Наблюдение.

    Уважаемый читатель, призываю вас к терпению. Я хочу написать статью, как пазл ребёнок складывает. Только он знает, что складывает, а я не знаю. Чувствую, что мне надо . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100