Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
15.03.2017 |
|
|||||
12.03.2017 |
|
|||||
11.03.2017 |
|
|||||
09.03.2017 |
|
|||||
01.03.2017 |
|
|||||
26.02.2017 |
|
|||||
20.02.2017 |
2-я премия "Большой книги" 2016 года.
|
|||||
06.02.2017 |
|
|||||
05.02.2017 |
|
|||||
03.02.2017 |
|
|||||
31.01.2017 |
|
|||||
25.01.2017 |
|
|||||
23.01.2017 |
|
|||||
22.01.2017 |
|
|||||
18.01.2017 |
|
|||||
16.01.2017 |
|
|||||
15.01.2017 |
Не пiддамся, хоч... Это я лезу на рожон: ницшеанец, мол, Суриков всегда, раз до того (см. тут) и после того (см. тут и тут) был он ницшеанцем. Подталкивает меня некий Алексей Васин, написавший слова: "гимн русской несдержанности” (https://gallerix.ru/album/Surikov#more), - о такой картине. Суриков. Взятие снежного городка. 1891. Я вспоминаю, конечно, и собственное мнение - усечённую цитату из Феофана Затворника: "Дело - не главное в жизни. Главное - настроение сердца", - дескать, она выражает самую сердцевину русского менталитета, не чуждого ницшеанству. Но из реалий картины на такую идею произведения работает, пожалуй, только раж главного героя и его коня. Остальные персонажи, судя по лицам, никакой особой несдержанности не выражают. А мужчина в санях (брат Сурикова) даже как бы не присутствует на игрище. По описанию игры – она довольно опасная: "Участвовали в игре мужчины и молодые парни. Участники делились на две команды — осаждавших и осаждаемых. Защищали ворота пешие, атаковали конные. Взять “городок” — значило разрушить его. Осаждаемые оборонялись ветками, мётлами, лопатами засыпали атакующих снегом. Лошадей отпугивали холостыми выстрелами из ружей. Игра заканчивалась обязательным разрушением городка. Первый, кто прорвался через ворота, считался победителем. После игры победителя “мыли” в снегу. Игра зачастую заканчивалась переломами и другими травмами, что служило поводом для административных запретов” (Википедия). Но на картине только шапка сбита с центрального защищающего. Ницшеанство при ближайшем рассмотрении тут не светит. Однако главное, - для меня, считающего, что то произведение не художественно, в котором не прослеживается след подсознательного идеала, - перед нами простая иллюстрация одного из нюансов народных нравов. И даже отчаянность главного героя и его коня есть тоже не более, чем иллюстрация несдержанности. Нет, несдержанность это, конечно, некая вседозволенность, как то и положено льву из ницшевского “Так сказал Заратустра”. Но иллюстративность… Депрессия, в которую впал Суриков после смерти жены (в 1888), сыграла свою роль. Этнографически картина могла цениться, и за то, может, и дали ей серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году (французы не были беспристрастны к своему ближайшему тогда союзнику, Российской империи). Но я не знаю, чем тут восхищаться по большому счёту. 15 января 2017 г.
|
|||||
08.01.2017 |
|
|||||
07.01.2017 |
|
|||||
06.01.2017 |
|
<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"