TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.02.2023
17:40

В ударе

    Поскольку я произведения, претендующие на то, чтоб их называли произведениями искусства, воспринимаю всем своим организмом, то, чтоб вжиться в очередное . . .

26.02.2023
22:10

От формализма есть и польза

    Речь пойдёт о вот такой скульптуре. Минне. Фонтан коленопреклонённых. 1898. Я знаю, что родители символизма "позитивизм и натурализм” . . .

25.02.2023
19:55

Опять обидели

    Перед хозяйкой легкий вздор Сверкал без глупого жеманства, И прерывал его меж тем Разумный толк без пошлых тем, Без вечных истин, без педантства, И не пугал . . .

24.02.2023
12:35

Сознание и подсознание Нестерова

    Есть два способа выражения подсознательного идеала: очень странным для своего времени образом и катарсисом, который сам по себе странность. Образ – это ясно, а . . .

23.02.2023
22:14

Бифуркация

    Это та точка, если в пространстве, в которой происходит резкое изменение бывшего. . Я долго искал в репродукции то, о чём в статье Клюшиной написано: "Мазки . . .

22.02.2023
15:23

Напрасно старушка ждёт сына домой...

    Меня восхищают примеры настоящего реализма, который я понимаю, как подсознательное чуяние и выражение того нового в социуме, которого ещё никто вокруг, кроме . . .

21.02.2023
22:52

Есть этика счастья, а есть этика долга

    Надеюсь, что хоть я и начинаю всегда с себя, что я в себе нахожу всё-таки объективное картины, а не остаюсь в субъективности. С улыбкой вспоминаю, время, когда я . . .

20.02.2023
17:24

Антиельшевская

    У меня получается такой спорт касательно искусствоведа Ельшевской: что я у неё ни прочту, всё можно как-то оспорить. Вот такую, например, фразу: "…несколько . . .

19.02.2023
19:10

2 оригинальных переживания от 2-х советских фильмов

    Я никогда не видел от начала до конца фильм Лукашевич “Подкидыш” (1939). И вот канал “Культура” его на днях показал, и я, наконец, посмотрел. И ахнул: “Да это шедевр . . .

18.02.2023
18:23

Дальше – легче

    Недавно со мной был такой интересный психологический эффект. Испытал я его из-за слов историка Спицына, что Ленин до Октябрьской революции не был . . .

15.02.2023
19:03

Отсталая?

    Пишу, как часто это стал делать, одновременно с чтением того, о чём пишу. Причина прежняя – вдруг читаемое окажется ерундой, так в конце чтения-писания получится, . . .

14.02.2023
00:25

Теряю, теряю я ценных читателей

    Какая боль, какая боль: Аргентина — Ямайка 5:0 Владимир Шагин Кого я считаю ценными? – Тех, кто придирается у меня к конкретности и, критикуя её, пишет такой . . .

11.02.2023
14:03

Я восторженно смеялся, читая Ольгу Несмеянову

    Потому что очень подозревал, что Дали нас надул. Но и Несмеянова, по-моему, допустила нечёткость: "Каждый стиль поэтому имеет устоявшийся, утвержденный в . . .

10.02.2023
14:30

Бессилен перед всесилием

    Я ничего с собой не могу поделать, и у меня стоят в глазах слёзы от такого припева. В пол-неба пламя, В пол-неба смог, Донбасс за нами И с нами Бог! В полнеба пламя, . . .

07.02.2023
19:09

Удивляют меня жители Западной Европы

     

    Они как-то подвержены поветриям симпатий. На грани XIX и ХХ веков они подпали под влияние формалистов в искусстве. Центр этого влияния был Париж. И там взяли и высоко оценили детское дурака валяние Шагала, когда он туда приехал в 1911 году. Оно вписывалось в наставшую там моду натурокорёжения. Причём я не профан отсталый, так выражаясь. Больше того, мне трудно найти кого-то из знаменитых корёжащих, кому я не отдал должное. А отдавание должного у меня значит, что я вижу в их живописных непотребствах следы того или иного подсознательного идеала, что считаю высшей похвалой. У меня уверенность, что поначалу среди этих корёжельщиков почти не было притвор. Ибо им плохо жилось от такого изобразительного поведения. Тем не менее какая-то сила (это подсознательный идеал) их побуждала не отступать и хранить себе верность. Эта верность себе называется стиль. Так у Шагала был стиль несерьёзно хулиганящего ребёнка (одним словом это можно назвать словом “вдруг”), отличающий его от всех (у всех содержание их подсознательных идеалов было серьёзным {у экспрессионистов – крайнее отчаяние от всесилия Зла, и у символистов оттого же – крайняя экзальтация порывов куда-то, а у многообразных ницшеанцев: постимпрессионистов, фовистов, кубистов, - порыв из скучного-прескучного во зле Этого мира вообще в принципиально недостижимое метафизическое иномирие, футуристы тогда ещё только начинали куролесить, как бы закусив до боли губу, славя каждый свой прогресс, который имел непереносимый изъян}).

    А Шагал от всех отличался. И – тем прославился. Не имея за душой никакого подсознательного идеала. Он аж книгу “Моя жизнь” написал, стараясь доказать, что им тоже движет нечто великое: любовь к нам-чёрненьким. Может даже и действительно знаменовавшее великое: выход на арену Истории масс с их низким эстетическим вкусом, которых надо было поглаживать по шерсти в их нехорошести. Что даже сделало Шагала этим массам как раз непонятным. Но корёжельщикам он оказался свой.

    Этому замыслу шагаловского сознания любить нас-чёрненьких, наверно таки помогало подсознание (не в ранге идеала), обеспечивавшее органическое единство (эстетическую ценность – когда в любой почти детали чувствуется целое: “вдруг”). Что обеспечивается талантом художника.

    И вот я предлагаю посмотреть на эти “вдруг” в офорте “Прибытие Чичикова в город NN” (1927).

    Шагал. Прибытие Чичикова в город NN. 1927.

    Гоголь, писатель, акцентирующий фантазию, оказался подходящим для включения замыслом сознания подсознания, обеспечивающего эти “вдруг”.

    Дело в том, что Шагал тогда в Париже попал в нехорошую ситуацию. Пропали 150 картин, оставленных в студии, когда он покинул Париж перед мировой войной. Шагал принялся их по памяти или по сохранившимся фото восстанавливать. И это плохо влияло на непосредственность его работы. Получалось как-то мёртво. И вдруг – совершенно независимый от этой беды замысел. И подсознание включилось.

    От текста начала “Мёртвых душ” тут что? От первого абзаца? – Бричка, правда, не "довольно красивая”, как у Гоголя. Чичиков, правда, опять не по Гоголю "не красавец, но и не дурной наружности”, а какая-то карикатура.

    Ну, ещё кучер Селифан (лакей Петрушка пропал, но того и у Гоголя в первом абзаце нет.) Ещё два мужика у кабака, обсудившие крепление колеса брички, что у Шагала видно указующим жестом руки одного из мужиков (чего у Гоголя не предполагается ввиду величественности мужиков; они, говорящие через губу у Гоголя, не снизошли б до жестикуляции). Из второго абзаца попал трактирный слуга, только он не встречает приезжего, как у Гоголя, так вертляво, "что даже нельзя было рассмотреть, какое у него было лицо”, а смотрит из окна второго этажа, раскрыв окно, что расторопность портит. Из второго же абзаца фасад гостиницы "в темно-красных кирпичиках”, тоже много что потерявший у Шагала по сравнению с Гоголем. Оттуда же лавочник, "сбитенщик с самоваром из красной меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною как смоль бородою”, тоже чрезвычайно много у Шагала потерявший. Из четвёртого абзаца есть жалкое подобие такой картины: "Местами эти дома казались затерянными среди широкой, как поле, улицы…”. Но чёрненький характер этого аж губернского города Шагал передал гораздо лаконичнее, чем Гоголь – жутким косогором.

    Всё.

    Остальное – “вдруг”, не имеющее никакого отношения ни к сатире, ни к юмору, а только к детскому баловству.

    Вот что это?

    Это летающая, вроде, собака в небе левее и выше центра картинки.

    А птичка, читатель, вам на голову садилась?

    Я когда-то целый батон скормил голубям. Они мне на плечи садились. Но на голову я не пустил… А этому мужику наплевать?

    А ещё полумесяц выпуклостью вверх. Вы осознайте, что такое бывает в природе только на экваторе,

    а Шагал не настолько начитанный человек, чтоб это знать.

    Свинячий хвост у лошади Селифана, думаю, просто дань намеренной халатности изображения.

    Зато морда какой-то чебурашки в одной из куриц на крыше – это неожиданность.

    Ну придуривается большой ребёнок. Вот только почему это гениальностью называть? Массовым помешательством можно объяснить.

    8 сентября 2022 г.

05.02.2023
17:20

Цветаева о белогвардейцах

      Кто не смотрит российское ТВ: Шейнин – один из политологов, ведущий в программе “Время покажет”. Воевал в Афганистане. Сержант. Осталось у него от той войны . . .

03.02.2023
23:24

Ура! Болезнь

    Я сам несчётно повторяю поговорку: убогий – у Бога. Что-то не тае, мол, с художниками слова и кисти и вообще всех. Особенно – если выражают экстремистские идеалы . . .

02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову. Эфрос убедил меня, что "мир Юона . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100