TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.02.2023
12:27

Анатолий Зверев изохулиган в квадрате?

    У Эфроса есть замечательные слова: "Художник вообще не умеет думать. Более того, он не обязан думать. В искусстве надо думать с осторожностью. По правилу ум здесь . . .

01.02.2023
21:26

Что не по мне в Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом

    "5. Российская культура во все исторические эпохи была символом России и российской нации. Её уникальность демонстрировали миру… Д. Д. Шостакович…”. У меня . . .

31.01.2023
23:56

Не зная броду, суюсь в воду

     

    Не без задней мысли: попаду в затруднительное положение, попробую выкрутиться, и вдруг выход окажется новостью. Читаю Дроздову.

    Эфрос убедил меня, что "мир Юона представляется “чуть-чуть нарочитым и игрушечным”. Что "Его искусство также пересечено усмешкой”. Что "Он усмехается, он отталкивается и в иных случаях слегка протестует”. Что "Капелька яда разъедает зримый мир”. Что у него "Контуры несколько слишком резки, краски несколько слишком свежи, детали слишком ясны”.

    А Дроздова пишет про “Новую планету”:

    Юон. Новая планета. 1921.

    "…живописный стиль тяготеет к простоте примитивизма. Предметы утрачивают объем, тени и валеры. Фигурки людей, изображенные крайне условно в экспрессивной манере”.

    Так чем это не усмешка по-эфроновски? Насмешка Юона над авангардистами, у которых "Редуцированность форм и цветовой палитры, экономия художественных средств” были покрепче, ибо они имели серьёзные претензии к советской власти, например, за отступление в НЭП, при котором многие революционеры заражаются тягой к комфорту и становятся мещанами.

    Хидекель. Дом-коммуна. 1920-е гг.

    Хидекель. Надводный город. 1925.

    "Хидекель пережил большое наводнение в тогдашнем Ленинграде [в 1924 году]. И придумал город на воде. А потом еще город на сваях и "Аэрогород". Этот город жители могли бы использовать как укрытие в случае наводнения. Он бы, как Ноев ковчег, поднимался вместе с водой, а когда вода уходила бы, опускался” (http://artpark.gallery/ru/LazarKhidekel).

    Хидекель. Города будущего - надземный город. 1927.

    Смею думать, что осознано было оппонирование буржуазному комфорту, а под влиянием всеобщей бедности подсознательным идеалом стала… рациональность. И совсем не было рациональности в преуменьшении властью числа жертв наводнения (16, мол, вместо 600). Надо было думать, как в будущем предотвратить катастрофу, а не скрывать масштаб случившейся. – Такова была идеальность.

    А сам Юон не имел никакого подсознательного идеала, понимал, что – плохо, если нет вдохновения, и выход всё время находил в усмешках, которые создавали впечатление того ЧЕГО-ТО, которого инстинктивно все ждут от картины первоклассного искусства (по-моему, это неприкладного, рождённого подсознательным идеалом, который у авангардистов как раз был – в части претензий к советской власти {сознанием они думали, что они – за неё целиком, и все так думали, и Юон тоже}).

    10 лет до того Юон подтрунивал над, по-моему, символизмом за того невнятную облачность для образа лучшего для всех будущего.

    Чюрлёнис. Ночь. 1905.

    Юон. Сотворение светил ночи.

    Из цикла “Творение мира”. 1908-1919. Тушь, графит, бумага.

    Юон. "Да будет свет". 1910 г. Гравюра на цинке.

    Юон. "Да будет свет". 1910.

    Юон. Царство растительности. 1908 г. Бумага, тушь, перо.

    Юон. Царство животных. 1908 г. Бумага, тушь, перо.

    Юон. Водное царство. 1910 г. Гравюра на цинке.

    Картины безответны. Было дело (см. тут), до чтения Эфроса, я тревожность “Новой планеты” связал с крестьянскими восстаниями, начавшимися после победы в гражданской войне, а Юона – с просоветскостью. Теперь, читаю, Дроздова связывает тревожность с непрекращающимися после гражданской войны репрессиями в стране (И правда. 1921. Дело “Петроградской боевой организации Таганцева”, изъятие церковных ценностей, расстрел прихожан в Шуе, арест Патриарха Тихона). А Эфрос пишет: Юон усмехается. И картина, бедная, всё терпит. И Эфроса, и меня, и Дроздову. Никто из нас не доказывает, а называет своё объяснение словом (просоветскость, антисоветскость, усмешка) и надеется, что читатель сравнит слово с тем, что сам видит, и согласится, что слово увиденному подходит. – Жуть. Если относиться к истине с трепетом.

    А может, всё-таки у Дроздовой невольный передёрг (из-за того, что она не в курсе, что авангардисты не зря корёжили натуроподобие, а из неприятия чего-то в советской власти {советская власть не зря ведь авангардистов ликвидировала как класс через 10 лет})? И, учитывая это, смотрите, как надо читать Дроздову (я зачёркиваю её слово и ставлю своё:

    "Полотно [“Новая планета”] играет значительную роль в сложении советского авангардистского пейзажа — в нем ощущаются все тенденции, которые будут свойственны этому жанру… природа дается очень схематично, обобщенно, как и человек. Люди становятся стаффажем, подчеркивающим своими действиями значение окружающего мира, но не являющимися его главными героями. Колорит становится более жестким, цвета даются без переходов, ощущается геометризация форм”.

    Прав Эфрос! Юон смеётся на тем, что сию минуту считается последним криком моды. – Никакой глубины у этого художника (никакого подсознательного идеала, как по мне, эстетическому экстремисту). Как (подробностью в облачности) смеялся тот же Юон 10 лет до того над просто облачностью невнятного символизма, пусть и уже уходившего из моды.

    .

    Я сознаю, что выбранные мною репродукции по своим датам советского времени не укладываются в ту логику, какую развернул я перед вами, читатель. Но есть же дух времени. Он же и поэзией выражается. А я просто не сумел найти у авангардистов-живописцев чего-то более раннего.

    5 сентября 2022 г.

     

30.01.2023
18:23

Барская война

    Передо мной щекотливая задача. Я знаю по многим примерам, что Пименов с подначкой писал как бы совершенно советские картины. И вот… Я взялся было писать диктант . . .

29.01.2023
19:44

Как же я виноват перед Розановой…

    Вообще-то, ошибки именно у меня закономерны. Я зол на тех искусствоведов, которые, чтоб не поймали их на ошибке в будущем, очень мутят относительно художников, . . .

28.01.2023
16:14

Про позор

    Сперва про мой. Которого, впрочем, никто не видел. Я два раза надолго прерывал письмо маслом. Научил меня институтский одногруппник Алька Чудинов. Все мне . . .

27.01.2023
19:08

Провал Филонова

    Что я, эстетический экстремист, называю провалом живописца? Если он не вдохновляется (то есть не активизируется его подсознательный идеал), а воодушевляется (то . . .

26.01.2023
15:50

Против всякой логики

    А просто потому, что хочется… Чую нутром, что не принял Чупятов Октябрьскую революцию, а попал в ученики к Петрову-Водкину, который её принял. Что не принял, мне . . .

25.01.2023
15:38

Вымучиваю что-нибудь к 85-летию Высоцкого

    А мне хорошо б, чтоб спорить. И Высоцкий в принципе благодарный субъект: он был левым диссидентом, а те, с кем я контачу по поводу него, ВСЕ считают его правым . . .

22.01.2023
16:23

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

22.01.2023
16:22

Как верно меня критикуют

    О любви не го-во-ри, а молчать не в силах — пой. Лабковский Начну издалека. Ну с себя, как у меня заведено. (Я ж ловлю в произведении искусства “текстовые” . . .

21.01.2023
16:48

Ну не могли бубновалетовцы совершенно покориться советской власти

      Это я возражаю Ельшевской, искусствоведу-либералке: "Общество московских художников — это в основном бывшие “бубновые валеты”: Кончаловский, Машков и прочие. В . . .

20.01.2023
16:12

Лукавый попутал

    Я думал, что хорошо когда-то придумал: при обнаружении ошибки в статье её не исправлять, а ставить красную звёздочку в самом неправильном месте и в сноске каяться . . .

19.01.2023
18:35

Неисповедимы ли…

    Меня это не очень мучает… У меня получилось, что в XIX веке несколько самых громких имён в искусстве: Тургенев, Чайковский, Суриков, - оказались ницшеанцами. На . . .

18.01.2023
19:53

Интернет как инструмент для открытия смысла того, что претендует называться произведением искусства

    По-моему, при слове “искусство” все молчаливо думают о произведении неприкладного искусства (в котором есть ЧТО-ТО, словами невыразимое), а не о произведении . . .

16.01.2023
16:02

В свободном полёте (Ко дню рождения Маргариты Тереховой)

    Я, в общем, не люблю свободу. Мне нравится исполнить все законы и уж потом дать себе волю. Один закон, что идеал художника инерционен. – Ложный это ход мысли. Я . . .

14.01.2023
22:36

Действительно ли нехудожественна любая часть Памятника освободителям Риги

    Если б директором был я, я б запретил применять слово “художественность” для произведений прикладного искусства. Только для неприкладного б разрешил. Для . . .

13.01.2023
19:45

Переписка о смене общественного строя

    1. Помещено на мой дзен-канал. Отступаю от себя. Беру прикладное искусство. Ничего не анализирую (да и нечего). Всё ясно. А просто перепечатываю. Леонид Кулаков: . . .

13.01.2023
14:29

Эх! Разоблачу!

    Прилепина как инициатора создания Русского художественного союза… Вот такого тезиса из “Концепции" этого союза: "…желание авангардистов “бросить прошлое . . .

12.01.2023
12:52

Рискую напропалую

    Вот эти слова: "В живописных работах, появляющихся по меньшей мере с того же 1949 года, художник изображает Ленинград, ещё недавно бывший, по выражению Екатерины . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100