TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум Рунетки рунетки
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


14.05.2022
11:23

Опозоривший фамилию Врубеля

    Попытаюсь разобраться в себе. Операция на Украине сказалась на мне больницей. (Хорошо, что кратковременно.) Но я удивился на себя. Мне казалось, что после смерти . . .

13.05.2022
17:49

Психотехника действенности фейков

    Это размышлизм. Научных данных у меня нет. Но у меня есть данные, как появляются неадекватности в искусстве – психологическая теория художественности . . .

12.05.2022
20:35

Спор с автором термина «конструктивизм»

    Его фамилия – Ган. Он в недоумении в 1922 году: "С закреплением завоеванного в области политической, с подходом к революционным задачам по организации народного . . .

11.05.2022
20:11

И скучно, и грустно…

    Что умнейший человек, Игорь Смирнов, не видит в стихотворении Сологуба глубже того, что в нём написано словами. Скучная лампа моя зажжена, Снова глаза мои мучит . . .

09.05.2022
18:08

Предвысоцкий Венгерской революции 1919 г.

    Какими ни победительными были песни Высоцкого, которыми он хотел разбудить народ к социальной активности, столь недавно ещё проявляемой (в революцию и войну), он . . .

08.05.2022
10:05

Кроксворд, регбус, большая промблема

    Набрёл-таки на глубину в конструктивизме! Пришлось долго и нудно гуглопереводить статью с английского Марии Гофф “В Лаборатории конструктивизма: Холодные . . .

07.05.2022
16:43

Крах всех догм?

     

    Боже, как же мне жалко, когда рушатся догмы…

    Те, что я сам для себя создал, вроде бы, нечего жалеть. Ибо кто я такой, чтоб их придерживаться публично? – Ан нет. Они меня много раз выручали, и я это вырученное публиковал. И мне их жаль.

    Сейчас я хочу повертеть в мозгу догму об идеалах-тупиках.

    Если правда, что идеалы со временем, под действием истории духа, плавно превращаются друг в друга наподобие цветового круга от красного до фиолетового, повторяясь в веках (и более коротких периодах) в одной и той же круговой последовательности…

    То правда ль, что есть идеалы-экстремы? Идеалы-вылеты вон… В тупики, как ультрафиолетовый и инфракрасный…

    Долго я думал, что правда.

    Аналогом полюсов цветового круга: фиолетового и красного, - в ценностном плане для меня были коллективизм и индивидуализм. Коллективист с мягким характером при изменении духа времени в сторону индивидуализма может приспособиться и станет гуманистом. А коллективист с твёрдым характером не сможет и сорвётся, мол, в ингуманизм. В ультрафиолет. В плюс бесконечность. Ну а в полюсе индивидуализма – наоборот. Мягкий по характеру индивидуалист приспособится и станет исповедовать гармонию низкого и высокого. А твёрдый не поддастся и сорвётся в суперэгоизм. В инфракрасное. В минус бесконечность. – И если обратного хода времени нет, то и не вырваться из экстрем никогда, до смерти художника.

    Особенно это видно, если круг растянуть (во времени, идущем слева направо) в синусоиду.

    И вот полезла необходимость в исключениях.

    Для Блока понадобился обратный ход времени, чтоб объяснить, как он, улетевший в ультрафиолетовый символизм, под действием приближающейся, а потом и победившей Октябрьской революции (коллективизма) стал из своих заоблачных далей (где идеал благого для всех сверхбудущего должен был сбыться), - стал возвращаться к этой революции с её надеждой на победу благого идеала чуть не завтра.

    Так же для Вознесенского, разочарованно-очарованного, пришлось вспомнить, что плюс и минус бесконечности сходятся, и поместить его туда.

    А что делать с Ларионовым? Он же из своего инфра (лучизма) вернулся в воспевание обычности серенькими морскими пейзажами, в красный полюс мещанства. Или что можно Блоку на высоких частотах электромагнитных колебаний, то можно и Ларионову на низких?

    Ну хорошо. А как с Матюшиным быть? Что такое его так называемый фиолетовый импрессионизм?

    Матюшин. Вид из окна на соседский дом. 1900-е. Холст, масло.

    Матюшин. Гагры. Берег моря (природная фрактальная геометрия). 1909 г. Холст, масло.

    И что значит его отличие от импрессионизма?

    "Стремление к цельности зрительного образа отличает школу Матюшина от импрессионистов с их “фрагментарным”, “беглым” восприятием” (http://www.raruss.ru/avant-garde/2541-matiushin.html).

    А ещё: как цельный Матюшин позволил себе в 1913-м написать какофонию для оперы “Победа над солнцем”?!.

    Или, отвергая отступление революции (1905 года) как силы (какофонией), он (живописью) нащупывает несиловую революцию?

    Что это может быть?

    Честил отступившую революцию он вместе с Малевичем… А тот сознательно стал анархистом. А анархизм давно скатывался в силовой путь к коммунизму.

    Что если Матюшин агрессивно поругать отступившую революцию вместе с Малевичем согласился, но почувствовал, что ему с силовиками не уютно?

    Ему роднее не разрушение, а созидание. Впереди брезжило его "Расширенное смотрение” (http://rusavangard.ru/online/biographies/matyushin-mikhail-vasilevich/).

    Увидеть то, что никто не видит – вот интерес! А все перестали видеть мирную анархию. (Вы уж, читатель, простите мне итоговое сведение истории духа к социальному. В этом я – марксист. Не во всём же Марксу быть не правым, как нынешняя либеральная мода требует.) Социальное, которое никто, кроме одного художника, ещё не видит, в случае скорого будущего усиления пока невидимого называть принято реализмом. (Реализм иначе можно назвать мудростью {а натуроподобное рисования под реализм подделывающееся – глупо и есть околоискусство}.) Но что если скорого будущего усиления социального явления как раз не предвидится? А видится только не скорое, очень не скорое...

    Тогда и получается Матюшин! Похожий на теософа. Но не теософ.

    "Начиная исследовать возможности четвертого измерения, Матюшин предпримет опыт, подобный экспериментам Туфанова в плане “текучести”: речь идет о том, чтобы путем нарушения привычных границ прийти к другому восприятию реальности, к некому виду “сверхсознания”, близкому к тому, что предлагает теософ М. Лодыженский в своей книге “Сверхсознание и пути его достижения” (1911), также весьма распространенной в то время. К тому же, как известно, понятие “расширенное смотрение” восходит к понятию “сверхсознание” или к понятию “расширенное сознание”, примененному теософом.

    В своей статье “Опыт художника новой меры” Матюшин отмечает, что к проблематике четвертого измерения был привит оккультизм, от которого он тут же отклонился, что дает повод относиться с некоторою осторожностью к связи, установленной критикой между Петром Успенским [теософом] и Матюшиным” (http://www.d-harms.ru/library/daniil-harms-i-konec-russkogo-avangarda14.html).

    Так если фиолетовый импрессионизм Матюшина был как-то всё же близок к просто импрессионизму, этому воспеванию абы какой жизни (среди ужаса победительного империализма), и обычный импрессионизм в описанной мною выше системе радужных аналогий был красный полюс, то матюшинский фиолетовый двинулся от близости к тому полюсу (оранжевости) – уж и не знаю, что выбрать: влево или вправо, - к зелёному на приведённой выше синусоиде. К некой гармонии. А “гармонизатор” одно из понятий выпущенного Матюшиным в 1932 году “Справочника по цвету”.

    В тоталитарном СССР на словах очень хвалили гражданскую активность (гнобя её практически), а она сродни анархии (без центральной власти), сродни самодеятельности малых коллективов в федерации федераций (словосочетание Прудона). – Вот этому – загнанному в маргинальное состояние – социальному явлению и соответствует живопись Матюшина после исканий по всем современным ему “измам”, которые, будучи индивидуалистскими, в последней глубине выражали ницшеанское иномирие. И потому не могли его удовлетворить.

    Матюшин. Стог. Лахта. (Расширенное восприятие пространства по вертикали). 1921. Бумага, акварель.

    Матюшин. Земля и Солнце. Пейзаж. 1921-1922.

    Матюшин. Сиверская. Пейзаж со всех сторон. 1924. Бумага, акварель.

    Матюшин. Сосна в расширенном смотрении. 1924-1925. Бумага, акварель.

    Матюшин. Мартышкино. Море и камыши. 1930. Бумага, акварель.

    Матюшин. Дюны. 1932.

    Измученное искусство. И мучающее. Именно искусство, а не туфта. Потому что автор совершенно не имеет в сознании того идеала, который живёт в подсознании и оттуда всем-всем распоряжается. (Все разговоры художников о технике или частностях изображения – не имеют отношения к идеалам. Художники не любят витать в эмпиреях.)

    Я б такие произведения, как у позднего Матюшина, назвал бунтарскими. И упомянутую музыкальную какофонию Матюшина – тоже. Их большинство современников не понимает, не принимает. А теперешнее “авангард” хорошо только для проколлективистских настроений (Матюшина включающих за обслуживание им идеала малых коллективов). В ХХ веке основное движение истории было порыв к коммунизму (коллективизму), пусть и не состоялся прорыв. Так с какой стати авангардными называть многочисленные “измы” выражающие суперэгоизм, ницшеанство? Особенно, если согласиться, что будущее человечества – коммунизм (без его “каждому по разумным потребностям” человечество просто погибнет, а его первоначальное без этого “разумным” было ошибкой Маркса, что не отказывает квалификации коммунизма как главного направления движения истории ХХ века).

    И бунтарское, и авангардное может быть искусством и неприкладным, движимым подсознательным идеалом, и прикладным (с осознанием идеала), и околоискусством.

    А выражающее суперэгоизм я б назвал модернизмом. В своём начале (в конце XIX века) оно именовалось модерном и не было бунтарским, ибо почти сразу было принято в обществе, в первую очередь в высшем обществе, как метка исключительности.

    Чёткость разграничений получилась бы хорошей. Даже при том, что главное внимание обращалось бы не на формальные черты, а на идеалы, очевидностью не обладающие.

    Принимайте!

    В любом случае я в заглавие ставлю вопросительный знак и понадеюсь на будущее.

    12 октября 2019 г.

    Прошло два года. Обнаружив, что статья не опубликована, я счёл возможным её не исправлять (ошибки – учат), а просто дополнить вновь открывшимся обстоятельством. Оно в том, что для каждого произведения футуриста можно найти угрызение совести, которое связано с тем вариантом прогресса, который воспевается в произведении. Именно из-за этого угрызения совести футурист, как бы закусив губу до боли (это искажения натуроподобия), бросается вперёд – хвалить то, что он счёл прогрессом. В знаменитом “Бобэоби” Хлебникова таким прогрессом была мысль, что, раз в теории относительности Эйнштейна время участвует безотносительно к направлению времени, то можно как-то воскресить русских моряков, погибших в Цусимском сражении. Угрызением совести было то обстоятельство, что Хлебников был тогда чуть не единственным человеком в России, знакомом с теорией относительности, и – как, мол, тогда донести до людей свою мечту? В не менее знаменитом “Дыр бул щыл” Кручёных прогрессом была идея анархии как способа управления при будущем коммунизме. Изъяном этой идеи была склонность анархии к самоизвращению в насилие. У Маяковского, осуществлявшего большевистскую агитацию до ареста, угрызением совести было влияние на него охранки, убедившей и сорганизовавшей его переход в искусство, при оставшемся идеале коммунизма: он предал, получилось, этот идеал.

    А Матюшин в тогдашнем шквале теософии прогрессом считал возможность действительного расширения восприятия. Художники, например, и в самом деле, в отличие от обычных людей, могут как бы смотреть одновременно на лицо портретируемого и на фон вокруг его головы. Угрызении ем совести была неизвестная Матюшину доля выдумки, прилипающей к теории.

    Вот закусыванием губы до боли и была утрированная фиолетовость его картин.

    15.10.2021.

05.05.2022
13:14

Элементарно!

    Жаль, заглавие “Элементарно, Ватсон!” мною уже использовано… К чему это бодрячество? – К тому, что я выработал себе (взяв с миру по нитке) такую систему касательно . . .

04.05.2022
10:56

Ай да выбрык у Осипа Брика

    Извините, читатель, но опять я начну с себя. Что поделаешь? Понять по себе очень хороший способ понимания. Я не могу от него отказаться, раз моя цель – понимание (моё . . .

03.05.2022
09:12

Очередной раз, когда я, перечитывая себя, не смог было себя понять, а вы, может, и нынешнее не поймёте

    Хотел пожаловаться на старческую память: ведь год назад писал и всё понимал. Потому и писал, что всё в понимании складывалось. А теперь читаю и только грамматику . . .

01.05.2022
19:02

Огрызнёмся-ка ещё раз в защиту Шишкина

    Прочитал очёредной трёп на Яндекс-Дзене – "За что так не любят современное искусство и почему стоит дать ему шанс” Александры Шиловой. И вот так там огрызнулся . . .

29.04.2022
18:34

Мелитополь 2, или Почему творческие люди России против силового умиротворения Украины

    Чем человек интеллектуальнее, чем ближе к гуманитарной науке или к изящным искусствам, тем у него глобалистичнее мышление. Вот за этот самый мир… Знание, . . .

28.04.2022
21:43

Претензия к русским

    Вспомнилось, как один литовец охарактеризовал, довольно метко, что русские любят красиво поговорить без толку. Вспомнилось это мне из-за свежей претензии к . . .

27.04.2022
20:36

Мейерхольду – зачёт, Поповой – нет

    Это – продолжение статьи “Почему советской власти Мейерхольд был враг". Тут я плясать стану от такой цитаты: "…его [производственного искусства] . . .

25.04.2022
18:34

Самое мучительное

    Самое мучительное для меня теперь то, что я никак не могу вжиться во вдохновение художника-конструктивиста. Что для меня такое – вдохновение? Это наличие в душе и . . .

23.04.2022
13:46

Почему советской власти Мейерхольд был враг

    Я… Я почти всегда начинаю с себя. Потому что самый-самый перец в художниках я добываю из своего чуткого “я”. Так вот, я уже привык, что с художниками бывает, что у . . .

22.04.2022
21:33

Лунц: ненависть к коммунизму и футуризму

    У меня как идеалиста есть особые умственные страдания. (Дальше нужно будет с интенсивностью бо`льшей, чем обычно в моих статьях, читать и одновременно думать, за . . .

21.04.2022
15:32

Предатели России

    Кто уже читывал мои разборы произведений искусства, знает, что я высшим сортом искусства считаю неприкладное, естественное, движимое подсознательным идеалом, то . . .

19.04.2022
14:49

Умственная гимнастика

    Когда-то я в разговоре с товарищем удивил самого себя. Из меня как-то сама собой вырвалась догадка, почему, когда появился фильм Захарова “Тот самый Мюнхгаузен” и . . .

18.04.2022
12:37

Плюю против ветра

    Так случилось, что Павел Басинский оказался в длинном списке претендентов на премию “Большая книга” в 2021 году. И я и его вписал в листок, с которым пошёл в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100