TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


07.04.2021
15:35

Что делать?

    Я был совсем благополучен со своим выводом по нескольким полуабстрактным картинам Кандинского (см., напр., тут), что он ницшеанец. То есть крайний из крайних . . .

06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

     

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не понятно, и он его пропускает – для понимания потом, может.

    Ну судите сами.

    Пролог. После него оказывается, что мама, Лиля, даёт последний парад перед смертью – устроила застолье для сына и его семьи. Завтра идёт в больницу. И знает, что не выживет. И… таит это от детей!

    Почему, спрашивается? – Автор не делает попытки ответить на такой вопрос.

    Совершенно не понятен эпиграф к Прологу:

    Кто родился чистым

    от нечистого? Ни один.

    Книга Иова

    Не грешивший Иов выдержал страшнейшие испытания из-за того, что Бог с дьяволом поспорили, праведен или расчётлив он, Иов. И не признал проверяемый испытания справедливыми вопреки успокаивавшим его мудрецам, дескать, Бог всегда справедлив. За шаблонность мышления Бог мудрецов пристыдил, а от Иова отстал и наградил.

    Истина-де – одна, и она автору книги пока не дана. Потому он и избегает касаться незнаемого? Или он это от ярости молчит? Ибо истину знает, а просто люди стали жить не по правде?

    Смотрите.

    В первой главе перед нами умалчивается, чем Даниила стала не устраивать жена. Во второй – чем стал не устраивать Оксану (начальницу Даниила) любовник Тимофей. (Нет, я понимаю, что если знаешь, за что любишь существо другого пола, то не любишь его, значит. Но какие-то признаки исчезновения любви ведь есть? Пропало особое волнение там или что… Не рассказано.) Далее не сказано, чем дочке Даниила, Саше, не угоден её Гоша. И так далее – умолчания, умолчания. В главе пятой персонажи говорят таким языком и о таком, что не понятно простым людям. И автор не помогает (перевод в сносках понятности не добавляет). Даниил и Оксана в той главе уже, понимать можно, пара. Потенциальная в глазах людей или фактическая – опять не понятно. И психология этого парования почему-то обойдена. В главе шестой Саша соприкасается с наркотрафиком, что ли? Всё как-то не понятно. Всё дано пунктирно. Как инопланетянином. Вернее, подумалось вдруг, как человеком советского времени, не врубающимся во время постсоветское. Для чего и название книги, запутывающее. Лена – жена Даниила. И там – о комнате её, а не о Ленине.

    Когда эти мысли мелькнули, я и решил начать писать о книге, - по своему обыкновению до её прочтения, - ибо не похоже, что автор мутит просто из-за тёмного знания, что надо, чтоб читателю было недопонятно, иначе книгу художественной не сочтут.

    Дальше, должен признать, я просто недостаточно умён, чтоб понять, мотивы чиновничьих умодвиженний, без подробнейшего введения меня в курс. А это – специфика. Её, может, и не должно знать читателю. Она и не дана.

    Город задыхается от свалки. Даниил обнаружил в архивах, что та давно запрещена и земля должна быть возвращена к первоначальному состоянию. В чём проблема – автор не сообщает. Почему Оксана тянет, не даёт ход обнаружению Даниила, не сказано; почему нехорошо Даниилу идти со своей находкой к начальству через голову Оксаны, строго говоря, не ясно. Почему, когда пошёл, на него там накричали – тоже. – Всё это подано очень приблизительно, как, правда, и в Прологе проблема Лили на кухне, с трудом успевающей с готовкой угощения до прихода гостей. Но там – это преходящая мелочь, кухня в буквальном смысле слова, а тут – стержень сюжета книги.

    Когда так же пунктирно Даниила по совету Оксаны выдвинули быть главой города, я подумал, что кроме ненависти ко всему описываемому у Идиатуллина должна быть гордость, что ему удаётся описывать всё способом пунктира. Мастерство ж! – Что меня чиновничья эквилибристика не трогает, так я потерплю. Вон, уже первая часть книги кончилась.

     

    Во второй части Идиатуллин попробовал углубиться в психологию, которую в первой части пропустил. Как у Лены получилось, что от неё муж ушёл?

    Я ещё не дочитал часть до конца, но, вижу, ничего у него не получается. Как-то души у него нет в рассмотрении, а одно только тело. Характерный штрих: мне пришлось лезть в интернет узнавать, что такое ПМС – предменструальный синдром.

    То есть я ошибался, думая, что ярость идеалиста, как у Пелевина, движет его, Идиатуллина, приходом к пунктирному стилю описания жизни в новом строе. Просто писатель теперь не видит ничего, что выше пояса.

    Или я по-идиотски ошибаюсь, не видя, что тут сплошь голоса персонажей в авторском голосе?

    Судя по тому, как меня переворачивает от фразы о Лене:

    "А с утра, до работы, забежала затовариться элегантным нижним бельём”, -

    может, всё-таки ярость движет Идиатуллиным…

    Я, читатель, не притворяюсь безгрешным (этим “меня переворачивает”), просто я фактически, как был идеалистом в молодости, так им и остался. И потому, может, чуток к возможному идеализму Идиатуллина.

    Моя старость заставляет меня забывать, что я написал когда-то. Я об Идиатуллине уже писал. Можно посмотреть, какой я там идеал вывел у него (тут). Идеал же не меняют, как перчатки. – Так и есть – идеал трагического героизма. Значит, верно, что я ярость чувствую и здесь. Насколько она скрыта, настолько и велика.

    А вот и до намёка, что я прав, я дочитал.

    Автор разрешил женские проблемы брошенной мужем Лены круто. Сделал её отдавшейся случайному человеку. Она-де успокоится надолго. А затем швырнул её (смею угадать) в кампанию по избранию главой Чупова Ивана против самого проходного кандидата, её бывшего мужа. С тем, пусть и честным, политтехнологи. А против (гадаю) самоорганизующаяся общественность, впрочем, с Леной вместо политтехнологов. Та, впрочем, была стихийным и удачным политтехнологом 15 лет назад на выборах мужа депутатом городским.

    Что и тут нет у Идиатуллина подсознательного идеала (как и прежде не было) – это уже ясно. То есть, нет тут художественности. Но я, так и быть, читать не брошу. Ну хоть по инерции.

     

    В третьей части начинает яснее прорезаться до того спрятанная тенденциозность Идиатуллина: высмеять систему с политтехнологами. Нанятыми и добровольными (Леной, она социолог по образования, Тимофеем, он мощный кибернетик). С этими политтехнологиями я настолько не компетентен, что даже не могу понять, есть ли тут пунктирное описание автором или нету. Что Идиатуллину удалось (если он этого хотел), это внушить читателю, какой ужас и эти политтехнологии, и повсеместность их применения. Видимость демократии, мол, чёрт её побери.

    Хотя… Я ж когда-то, при попытке вникнуть в социологию и практически её применить, сам стал относиться к людям, как к материалу. Вспоминаю… От злости на формальность развёртывания движения за звание бригады коммунистического труда, я написал задание гипотетическому программисту на составление программы для ЭВМ по освещению трудового соревнования коллективов. И что я там ввёл? Обратную связь. Коллективы никогда не могли знать, какой именно параметр в очередной раз подведения итогов будет машиной считаться более весомым. – Чего ж я ужасаюсь теперь, читая про в чём-то подобные штрихи в романе?

     

    Вот и четвёртая часть… Каждая с эпиграфом из какого-нибудь пророка. – Если подумать, что их изречения – образ вечности, то то, что внутри частей – суета мелкая… И это согласуется с той скрытой яростью против капитализма, как того, что воплощает интересы ниже пояса, - яростью, какую я предполагаю у Идиатуллина в этом романе.

    Далее события развивались так круто, что мне стало не до самоотчёта, и вот я кончил. Плести интригу Идиатуллин, конечно, мастер. Было интересно ждать, чем же закончится предвыборная гонка и вообще проблема с отравляющей город свалкой. И ни за что читателю не догадаться, к чему автор привёл. Но. Для меня ж интересность это признак недостаточной глубины произведения. – Так и оказалось. При всей претензии на глубину, автор просто ещё раз сказал “фэ” теперешнему общественному строю России. Но нерв его направлен против системной и тем более несистемной оппозиции, призывающей к революции.

    Не думаю, что я натягиваю себя на него, но он – некое повторение меня, боровшегося в меру моих малых сил, со лжесоциализмом в СССР. Я думал, что наверху, наконец, надоест это враньё, и там повернут, наконец, к настоящему социализму. Настоящим для меня было ежедневное увеличение самодеятельности за счёт потакающего государства вплоть до исчезновения его, что и было б наступлением коммунизма. Одна довольно большая шишка комсомольская в порыве откровенности от досады на неважную сменяемость генсеков после Брежнева, сказал мне, что они все, комсомольские комитетчики, ждут, что рано или поздно при смене этих стариков придёт настоящий лидер. На контрреволюцию претензий не было.

    Что-то то же дано высказать и персонажам Идиатуллина. Даниил, считает, что он сможет систему (обрекающую Чупов на исчезновение ради того, что нужна ж свалка, что является образом курса колаборантов на исчезновение России ради нужд Запада) изнутри переделать. Лена с ним практически согласна, почему и уговаривает Ивана не вступать в предвыборную борьбу. Он-де – несистемный. Его сейчас уничтожит колаборантская система. А надо дождаться момента, как выждали успешные переориентировщики, выскочившие, как чёрт из табакерки, никому не известные.

    "Будь таким. Хрущёвым, Лукашенко, Путиным”.

    Слабая теория, подозреваю. Оттого и стиль пунктира-незнания выбран Идиатуллиным. И для того же возможная смерть Лены от внезапного рака введена в Эпилог.

    Для того же и эпиграфы из пророков: те-то знали истину, а Идиатуллин – нет.

    И, казалось бы, Незнание – очень хорошая обстановка для создания художественного произведения (того, что со следами подсознательного идеала автора). Но не в данном случае. Незнание просто описано, даже не всегда образно.

    Жаль.

    10 февраля 2021 г.

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я . . .

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100