TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.04.2021
14:09

Всё зря

    Не первый раз… Выхватываю слово из текста искусствоведа Манина и от него пляшу. Назаренко. Декабристы. Восстание Черниговского полка. 1978. "Картина Татьяны . . .

05.04.2021
12:02

Ещё одна попытка понять Хлебникова

    На этот раз попробую понять “Учитель и ученик” (1912) Хлебникова. У меня попыток в самое последнее время уже несколько, кто следил. И всё укладываются в футуризм, как . . .

04.04.2021
19:06

Загадка искусства

    Недавно я вычитал, что ещё 2,5 тысячи лет назад, Платон, загадку искусства разгадал. Он это выразил на ему современном языке – со словом Музы (с большой буквы). Но . . .

02.04.2021
15:29

Упрямый Идиатуллин

    Странную книгу я читаю – “Бывшая Ленина” (2020) Идиатуллина. Впечатление, что автор, словно марсианин, тайно прилетевший изучать землян. Что-то много ему не . . .

02.04.2021
13:03

Мерзость у примитивизма?

    Так случилось, что в детстве я рисовал гораздо лучше своих сверстников. Меня даже маме предложили отдать в школу-интернат при Академии художеств, когда она . . .

31.03.2021
15:25

Когда Сергей Михалков был честен

    В затруднении я. Не знаю, с чего начать… Переполняет меня. Переполняет переживание того, что я, вообще-то, своим не считаю. А ещё горе, что, чтоб объяснить, в чём дело, . . .

28.03.2021
21:27

Пришвин-художник за Гитлера не был

    Уважаемый читатель! Разрешите применить к вам насилие: настойчиво предложить вам прочесть мою давнюю статью о Пришвине (см. тут, найдя Find-ом: “пришвин”). Она была . . .

27.03.2021
20:55

Читая рассуждения Флоренского об искусстве

    Есть хорошее выражение: “Христиане говорят с Богом. Мещане говорят о Боге”. Меня оно интересует в применении к подсознательному идеалу как говорению с Богом в . . .

26.03.2021
13:50

Обидно мне, досадно мне и не ладно

    Я загнал себя в идиотский угол единственного-де, кто глубоко постиг творчество Высоцкого. И стою в углу том один, как наказанный: не отрывайся, мол, от народа! Что . . .

25.03.2021
13:16

Как головой об стену

    Но жалок тот, кто всё предвидит… Пушкин. На днях обнаружил в своём компьютере статью, которую не опубликовал. Перечитал её. Посмотрел ещё раз фильм, о котором . . .

24.03.2021
21:20

Ценность существования для Волоса

    Наверно, если б я не открыл для себя формулу импрессионизма (хвала абы какой жизни), я б не понял книгу Волоса “Алфавита” (2007). Она состоит из множества не связанных . . .

23.03.2021
11:04

Купер, да не Фенимор

    Простите меня, читатель! Как зависимость какая-то у меня… Не могу не начать с рассказа о себе. Раскачка такая… Я не помню, сколько лет мне было, когда я записался в . . .

22.03.2021
10:48

Как художники дурили советскую власть

    "Кира Долинина — один из самых авторитетных арт-критиков России”, - сообщает спрошенный о ней интернет. А я никто, можно сказать. Тем не менее, я глубоко уязвлён . . .

21.03.2021
13:20

Почему главный герой в фильме «Вылет задерживается» так обелён сравнительно с повестью

    Обиделся я за отчаянных. В фильме Марягина “Вылет задерживается” (1974). То ли дело… Не могу найти, перечитать у Бунина… Как поезд чего-то остановился, двое пошли . . .

20.03.2021
19:01

Художник Зардарян и случай с Севаном

    Большую часть жизни я прожил в Литве. Почти северянин. И впечатление о южанах, кавказцах, у меня как о людях весёлых и темпераментных. Каково же было моё удивление, . . .

19.03.2021
15:54

Как объяснить выкаблучивание Ларионова

     

    Так получилось, что я в юности был очень неспортивным. И вот как повёл себя раз в незнакомой компании на пляже. Играли в волейбол в круге. Духарились. Ну так я духарился больше всех. То же было на женском фронте. Я был, как я однажды случайно подслушал двух девушек, говоривших обо мне, невзрачным. И вот компания из студенческой группы в промежуток между получением диплома и стажировкой на предмет получения воинского звания на спецкафедре поехала на курорт. Там надо знакомиться с компаниями девчат. – Я был самый изобретательный.

    Похожее, наверно, произошло с Гончаровой и Ларионовым:

    "Как справедливо указывает Т. Горячева, в “азийстве” футуристических деклараций “сублимировался провинциальный комплекс русского футуризма”: “Историко-культурная инверсия, выстроенная футуризмом, эффектно заменяла инкриминируемое России азиатство как отсталость и провинциальность по отношению к Европе (в чем упрекали Россию Уэллс и Маринетти) азиатством как органической принадлежностью к самым разнообразным пластам культурной традиции Востока”. Эта стратегия не вытекала непосредственно из открытия древнерусской иконописи. Однако именно последнее не только способствовало мобилизации усилий русских художников-авангардистов по изобретению своей, не зависимой от Запада, художественной родословной, но и стало гарантом успеха этого предприятия” (Шевеленко. Модернизм как архаизм).

    Лучизм как финал таких устремлений вполне годится считаться успехом.

    Гончарова. Кошки. 1913.

    По моим наблюдениям сверхкрайнее разочарование от скуки всего этого причинного мира у ницшеанцев с железной необходимостью ведет ко всё более и более засушенным образам иномирия, метафизического и принципиально недостижимого подсознательного идеала, куда “убегает” художник. Беспредметность Кандинского и геометрические фигуры вместо предметов у Малевича вполне принимает ведь в ряд к себе лучизм Ларионова. Все – ницшеанцы.

    И тогда остаётся только возразить, что зря это в цитате названо футуризмом.

    Это только внешне похоже на футуризм. Ибо национализм – действительный исторический и разрастающийся процесс, шедший и до, и весь 19 век, и продолжился в 20-м веке. Действительный. Как действительными процессами была для итальянского футуризма индустриализация, как была научная революция начала ХХ века для футуристов Кульбина и раннего Хлебникова, как был переход центра революционного движения в Россию для футуриста Маяковского. И действительность процессов обеспечивал наивный оптимизм футуризма. (Как негативности в этих процессах обеспечивали футуристам невольное крайнее отступление от натуроподобия: Маяковский поддался охранке и предал революцию для искусства, Хлебников стеснялся, что он {в “Бобэоби”}, манипулируя временем {он не будетлянин, а всевремянин} опирается на теорию относительности, которую лишь несколько человек на планете понимают, у Кульбина похожие страдания от инакости физических законов микро- и макромира, у итальянцев – впадение в нищету миллионов людей.)

    Но натягивание национализма на творчество Ларионова и Гончаровой было искусственным: никакой преемственности их корёжения натуры с русской древностью средневековьем и Востоком не было, ибо это было только словами, было сублимацией русского культурного провинциализма.

    Ибо ницшеанство французских по происхождению “измов” (постимпрессионизма фовизма, кубизма) мучило и Гончарову, и Ларионова. Им просто было в глубине души обидно, что у французов приоритет в выражении корёжением натуры этой ультранесчастности. Подсознательной.

    Другое дело, что идеал иномирия такой какой-то нечеловеческий, что по сравнению со всеми предыдущими подсознательными идеалами он особенно непостижим. Образ иномирия корёжением натуры особенно далёк обычным людям.

    Нет, все подсознательные идеалы сознанию не даны, но этот – особенно.

    Казалось бы, и причина – ерунда: скука, сытость, причинность, обывательщина.

    Но… Вот истошный крик Ларионова (живущего в счастливом браке с Гончаровой):

    "Я чувствую застой, и он душит меня... Я хочу сбежать из этих стен в бескрайнее пространство, чтобы оказаться в постоянном движении...” (https://www.themoscowtimes.com/2019/01/15/mikhail-larionov-a-master-comes-home-a64142).

    Ну… Свет ведь не стоит. – Вот и лучизм!

    Я тихо представляю, как он грыз себя до прихода к лучизму, дескать все мои корёжения натуры – пов-то-рения французов, а не подражания старым русским примитивным вывескам!

    Совершенно неадекватно его именовать пионером русского авангардизма. Какой к чёрту авангард, когда метафизическое иномирие?!. Какой футуризм?!.

    Ещё другое дело с этим корёжением повсеместным на грани веков (ещё и у экспрессионистов, и у футуристов) – какое-то особенно внимание художников и, увы, искусствоведов пало на стилизацию, мол, она – суть эстетического. – Наверно, реакция на длительное засилье прикладного искусства (о знаемом): академизм ублажал самодовольство буржуа, укравший себе имя реализм, занимался публицистикой разной степени скрытости (жалеть несчастный народ или подзуживать его на протест).

    В общем, на грани веков совсем забыли про ЗАЧЕМ ТАК и сосредоточились на КАК (кубисты – кубиками всё, футуристы – много колёс велосипеду и т.д. и т.п.). И – радость, что удалось всю картину сделать в одном стиле. Лучами, скажем.

    И – называют это прогрессом и всякими хорошими словами:

    "…удивительное художественное явление… очень насыщенное, яркое… художники русские шагнули гораздо дальше и были более продвинуты… Русские в погоне за Западом иногда обгоняли Запад и достигали каких-то гораздо больших вершин… уникальное явление… весь русский авангард — это все время какие-то первые места… ушел в своем абсолютно новом направлении… буквально в год несколько новых направлений открывалось…” (http://www.odnako.org/almanac/material/andrey-sarabyanov-avangard-bil-vremenem-neveroyatnih-otkritiy/).

    5 февраля 2021 г.

18.03.2021
14:09

Сарабьянов! Имя ж! Ого! А как бесит этот искусствовед поверхностностью…

    Ну вот смотрите – фраза: "…был такой забавный момент: Владимир Татлин, страшно увлеченный искусством Пикассо, очень хотел посмотреть его вживую. В 1914 году ему . . .

17.03.2021
23:00

О Хлебникове - понятно

    Дело в том, что, хоть подсознательный идеал автора – в виде Муз (боги такие) – известен со времён Платона (это две с половиной тысячи лет назад), - известен некоторым . . .

16.03.2021
22:50

Памороки вокруг подсознательного идеала художника

    На днях я заметил, что выкопал яму своей идее-фикс, что художественно только то, что имеет странности как следы подсознательного идеала автора. Яма эта состоит в . . .

15.03.2021
13:04

Как хорошо забывать. (О Бурлюке.)

    Перед тем, как я, написав заглавие, приступил к статье о Бурлюке, я перечитал, что я раньше о нём написал (тут). И оказалось, что не то, о чём замыслил писать сейчас. А . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100