TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

     

    Так их назвали, по крайней мере.

    Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент.

    Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь.

    Графитные карандаши бывают разных цветов. Наверно, бывает и коричневого цвета. Вот Яковлев, опять же наверно, темперой или гуашью дал, например, общий тон лица, скажем, жёлтый, а коричневым карандашом изображал тонкости на лице. – Работа ювелирная. Потому, наверно, и неоклассицизмом назвали. У академиков же техника была на огромной высоте. Имело смысл! Они ж выражали классовую победительность. Стоило любых трудов. Да и вознаграждалось, ого как. – Впрочем, и Яковлева поощрили командировкой (1914-1915, до войны, наверно) в Европу (где он и нарисовал этого Монтенегро, мексиканца).

    Меня поражает эта ювелирная техника у Яковлева. Я аж боялся убрать в рисовальной программе значки справа внизу, получившиеся от увеличения (впрочем, ничего, убралось и даже не заметно).

    Поразительно! 1915-й год. Второй год мировой войны. Ужас! А Яковлеву хоть бы хны.

    "Происхождение неоклассицизма обусловлено тяготением противопоставить некие “вечные” ценности эстетики противоречивой и тревожной реальности” (https://allpainters.ru/napravleniya/neoklassicizm.html).

    Но чем может быть такое, надуманное, поползновение, как не ложным? Меня вдохновляет недавно из логики получившееся у меня рассуждение, что подсознательных идеалов у художника (за следы которых только и можно считать его произведение художественным) всего приблизительно 6 типов, через разочарование в каждом из которых и получается очередной тип идеала (при полюсах изменения всех типов таких: коллективизм и индивидуализм {переживания, которые и породили синхронно и самого человека, и искусство – по теории Поршнева}). Скажем, разочарование в хищнической пользе Раннего Возрождения (полюс индивидуализма) порождает Высокое Возрождение с его гармонией низкого и высокого. И так далее по кругу, повторяясь в веках и в ходе жизни одного человека, если – как Пушкин – он крайне мировоззренчески изменчив. Причём эти типы идеалов естественны, ибо подсознательны. А вот искусственных, от сознания, идеалов бесконечно много. И одним из них, получается, должен быть вот этот неоклассицизм как глупо упрямящийся действительности ХХ века, катастрофичной.

    Признаюсь, я начинал писать статью из стратегического соображения новизны. У меня такой набор (с миру по нитке, но набор взаимосвязанных) теорий, что, казалось, я неминуемо разойдусь с автором текста о вот этих неоклассицистах. Что и будет стоить обнародования.

    Но получается наоборот. Читаю о неоклассицизме и с удивлением вижу, что всё укладывается в мою догму.

    "Создания Яковлева, совмещая в себе не сочетающиеся и, казалось бы, взаимоисключающие тенденции — сухой, прозаический документализм и подчеркнутую идеализацию, не отличаются стилистической цельностью” (Коган. Новые течения в живописи 1907—1917 годов.)

    Особой ясности для меня тут, впрочем, нет. – Если "документализм” это что-то мулатско-латиноамериканское (в одном испанском сайте о неком персонаже картины прямо сказано: "рабочий в комбинезоне, с очень смуглой кожей и толстыми губами (“мулат”, в котором автопортрет Монтенегро)”), то я такой "документализм” понимаю. Зато "подчеркнутую идеализацию” в чём надо увидеть?

    В белых брюках, что ли – мечте будущего Остапа Бендера?

    Или вот (у Коган):

    "Главные эстетические возможности в осуществлении своих намерений художник видел в графическом начале, в рисунке, который оставался его страстью всю жизнь, еще со времени учения в Академии художеств. Чтобы истребить все преходящее, случайное, неопределенное и частное, он искал возможностей “ковать формы”. Но рисунок Яковлева, преимущественно его многочисленные листы, исполненные сангиной, не свободен от пороков позднего академизма. При претензии на железную непреклонность и напряженность, пластические формы порою лишены внутренней наполненности, иллюзорно “копируются” с поверхности натуры. Вместе с тем фактически исчезает колорит, он превращается в раскраску”.

    Что такое "претензии на железную непреклонность и напряженность”? – Как у Микеланджело, полная определённость с мышцами в каждом штрихе, что ли?

    А что "фактически исчезает колорит” и “превращается в раскраску”,

    то совершенно точно.

    Яковлев. Рыбак. Майорка. 1915. Темпера.

    "Недостаточно обоснованными оказываются и приемы эпической, панорамной и декоративно-парадной композиции. В результате приподнятость, значительность, красота образов в портрете Р. Монтенегро или картине “Рыбак. Майорка” весьма относительны и соседствуют с прозаичностью” (Коган).

    Теперь надо сравнивать с декором классицизма (ну, уберу золотую лепнину).

    Лебрен. Потолок Салона де ла Пэ в Версале. 1686.

    Действительно, похоже. В центре – светло, по краям – темнее. И действительно отдают "прозаичностью” и сермяжный рыбак, и его рыба, и грубые камни, да и панорама города с какого-то обвитого виноградом балкона глядя – тоже. – Всё верно у Коган.

     

    Зачем мне всё это нужно?

    Для проверки мысли, что у искусства, которое от сознания, больше вероятности неудач, чем у искусства, вдохновляемого подсознательным идеалом.

    31 октября 2020 г.

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской . . .

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100