TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Нас посетило 38 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


24.12.2020
10:14

Люблю я макароны, а моя невеста их не любит… Люблю я углубляться, а не мои читатели не любят…

    А ещё не любят не мои читатели отправляться по ссылкам на мои статьи, - ссылки, которые я люблю делать, не любя повторяться и строя, в итоге, карточный домик . . .

22.12.2020
22:09

Как Маяковский себя клял

    Я понимаю, что область искусствоведения пограничье между наукой и искусством, а раз искусство близко, то нечего хотеть логичного изложения мыслей. И всё же я – . . .

21.12.2020
14:08

Большинство не манит глубина

    Автобиографическое начало этой статьи не должно обманывать, она о том, как глубок был Пушкин даже в юности. А автобиографическое – просто введение в то, как манит . . .

20.12.2020
18:57

Маяковский против Ленина и...

    Маяковский был всё время по какому-нибудь поводу против советской власти. В поэме “150000000” (1919 – 1920): "Маяковский, исповедовавший анархистские взгляды, . . .

19.12.2020
14:10

Близко к святотатству, но логика требует

    Для веселия планета наша мало оборудована. Маяковский. Потому так творил Нестеров, почему Маяковский в эпиграфе, мною выбранном, написал. На такое . . .

17.12.2020
20:54

Тревожность

    Я понимаю Боголюбова (фильм “Мелодия на два голоса” – 1980). Зачем такое тревожное небо? – Затем, что надо дразнить зрителя. Речь же о молодых. А у тех – будущее. А . . .

16.12.2020
12:31

Ревелиоти больше, чем Айвазовский

    Я как чувствовал… Reveli с итальянского – это веселиться. Уж и не помню, сколько десятилетий, как я стал не переносить смехачей на эстраде. Как стал этот кошмар . . .

15.12.2020
13:41

Непритязательность и Первый Концерт Чайковского для фортепиано с оркестром

    Я остался без отца в войну, хоть он был белобилетчик из-за порока сердца. Он умер от тифа, не отказавшись от командировки в заразный район. И только тогда, как по мне, . . .

14.12.2020
15:59

Невежество как инструмент проверки художественного смысла

    Уважаемый читатель! Я являюсь самодеятельным искусствоведом. У меня нет официального искусствоведческого образования. Только самообразование, . . .

12.12.2020
20:15

И всё-таки она вертится!

    Мне случалось начинать писать статью о художнике, совершенно не представляя, что я могу толкового сказать о нём, о конкретной его работе. В худшем случае статья не . . .

08.12.2020
17:27

Муки толкователя живописи

    Я не обычный толкователь живописи, а обременённый с миру по нитке собранными теориями. Самое страшное – они друг с другом сопряжены. И каждую очередную картину . . .

06.12.2020
21:35

Во славу застоя, так называемого

    Через 40 лет после выхода фильма Боголюбова и Полока “Мелодия на два голоса” (1980), показанного на днях по ТВ, становится ясно, что он отвечал социальному заказу . . .

05.12.2020
23:49

В начале ХХ века были неоклассицисты! (В порядке самообразования)

    Так их назвали, по крайней мере. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро. 1915. Фрагмент. Холст, темпера, графитный карандаш, гуашь. Графитные карандаши бывают разных цветов . . .

04.12.2020
20:27

Про забытого Бориса Григорьева

    Большевики в 1930-е годы написали об удравшем в эмиграцию Григорьеве: "Попробовав… изобразить “Расею”, он дал ее в искажении садистической, звериной гримасы”” . . .

03.12.2020
21:28

А диссиденты жили и тужили…

    Один сюжет и пять слов из полвека назад читанных газет мне вспомнились при взгляде на, пишут, самый лучший пейзаж в парижском издании Лапина “Сокровища русской живописи. Альбом избранных картин Музея Александра III” (1910).

    Ендогуров. Начало весны. 1885.

    Сюжет такой (из юмористической 16-й страницы “Литературной газеты”).

    Молодая продавщица продовольственного магазина подошла к выходной двери, чтоб её запереть, когда наступит, вот-вот уже, время обеденного перерыва. Ещё впустила одного-другого. Она пунктуальна – минутная стрелка ещё не подошла к нужному делению. И вдруг видит, спешит успеть войти… Он. Красавец. Тот, о каком она мечтала. И бац – минутная стрелка подошла. И она дверь закрыла и заперла. И перевернула табличку “Закрыто на обед”. Он не успел войти. И просительно смотрит на неё. А она, убитая, повернулась и уходит прочь. И думает, какая же она дура.

    А другое вспомнившееся – пять слов, какие я вынес в заголовок. Я тогда ещё не ощущал себя диссидентом, хоть и любил свободомыслие. Тем более, что, осознав, постфактум, что я им был, - был же я стихийным левым шестидесятником, - а левые не правые – не так сильно власть притесняла, я и тужил мало. – Так, помню, я усмехнулся меткости подколки диссидентам (те были правые, как я потом сориентировался) и почему-то навсегда запомнил эти слова.

    А теперь то и другое воспоминание возникло потому, что передо мной стоит задача опустить эту вот картину Ендогурова, хоть она мне и понравилась, пусть немного.

    Откуда такая задача?

    От соображения, что передвижники (а Ендогуров числится среди них) рисовали не от настоящего вдохновения. Не от подсознательного, а от осознаваемого. Они считали, что они должны, и исполняли долг. Оплакивать народ, освобождённый от крепостничества без земли и гнобить царизм.

    - Ну, - скажут мне, - и где ты увидел в картине Ендогурова царизм и несчастный народ?

    - В хвале непритязательности русских. Вековая несчастность повлекла за собой такие черты менталитета, как скромность, непритязательность и терпение.

    Вот этот менталитет и выражен в картине. Причём не как предмет гордости. Когда это выражают как предмет гордости, рисуют так:

    Бакшеев. Весна. (В интернете эту картину приписывают Олегу Молчанову)

    Чтоб какая-то исключительность в скромности всё же была. Вот – ослепительность.

    А Ендогуров стесняется претендовать на исключительность. Он взял день с облаками. Одно из них солнышко закрыло как раз в том месте, которое взял изображать Ендогуров. Точнее, наоборот: он дождался, когда эта непритязательность ещё и в тень от облака попадёт – и нарисовал. И речка у него тише течёт. И берёзки у Бакшеева все, как на подбор, стройные, а у Ендогурова деревья – корявые, когда голый, так как раз и голые-то и не берёзы, у которых и у голых корявости нет.

    Так вот стушёванность Ендогурова, по-моему, и есть свидетельство программности о плаче по несчастному народу. То есть – свидетельство идейности. Которая от ума, от мировоззрения.

    А у Бакшеева, размышлением, можно добраться до подсознательного идеала. Исключительность страны и народа – это ж какой-то субъект, получается, народ. Как человек. Такой национализм это ж эгоизм. Эгоизм вокруг тогда бунтовал – в форме ницшеанства – против скуки мира, и в бунте устремлялся (в подсознании) аж вообще в иномирие. Метафизическое. И скажи тогда это Ендогурову про него, он бы удивился, что и доказало б, что в сознании его этого нет. А оно, логика шепчет, было в подсознании.

    Нет, конечно, быть логичным не значит быть правым, но вероятность правды тут велика.

    И тогда я должен отдать предпочтение Бакшееву, тогда как наивнореалистически Ендогуров мне больше нравится. У него картина как-то пошикарнее. Но я считаю такое у себе профанным, следом моего низкого происхождения, когда людям попроще нравится, что как живое.

    И вот я живу и тужу, что я ушёл от вкусов народа, а когда пытаюсь ему сказать, что он не прав, он меня шпыняет.

    29 октября 2020 г.

02.12.2020
15:27

Жуть: пишу статью по заданию

    Язвительный человек мне предложил: “Померьте, пожалуйста, две духовности: “Стул ван Гога и Автопортрет Шилова”!” Я было отказался, дескать, наитие должно найти, . . .

01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом. "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”. Но является ли фундаментальностью и . . .

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100