TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.12.2020
13:28

Возражения коллеге «Ника и музеи» из Яндекс-зена

    Её слова я буду писать курсивом, а свои прямым шрифтом.

    "…он [Сезанн] стремился к фундаментальности и исследованию формы”.

    Но является ли фундаментальностью и исследованием формы ею же обнаруженное ""что-то не так"” в натюрмортах: "манера художника изображать предметы с разных точек зрения”? Это скорее разрушение пространства, чем его фундаментальность.

    Я приведу ту репродукцию, что и она привела.

    Персики и груши. 1895.

    Если её слова обобщения: "с разных точек зрения”, - с натяжкой ещё можно назвать верными, то их уточнение – нет: "кувшин мы видим как будто сбоку и сверху одновременно, тарелку с персиками – сверху, а вот стол – сбоку”".

    Если б тарелку мы видели сверху, она б выглядела окружностью, а она овал. Причём почти такой же вытянутости слева направо, как край кувшина. Так что кувшин и тарелка видны как раз почти из одной и той же точки зрения. У тарелки овал вытянут лишь чуть больше, чем у кувшина. И линии, соединяющие наиболее удалённые друг от друга точки овалов кувшина и тарелки параллельны друг другу.

    А вот такая же линия в овале сахарницы наклонена относительно тех двух линий.

    Стол не изображён сбоку. Если б он был изображён сбоку, не была б видна верхняя часть столешницы, а она, окрашенная таким же бурым цветом, как поперечина и ножки, видна. Мало того: не была бы видна дальняя грань столешницы, а она тоже видна. Другое дело, что ближний край столешницы представляет собой ломанную линию, а не прямую. Это не воспринимается сознанием из-за обмана зрения, обеспеченного разрывом линии края столешницы свесившейся скатертью. Можно было б непрямизну заметить в линии нижнего края поперечины, где близко от неё проходит ровный край картины. Но внимание от этого места отвлечено фруктами. А с дальним краем столешницы полная разруха: он не одна прямая линия, а три!

    Ералаша добавляет и то, что стол поставлен углом к стене.

    Ничего себе "стремился к фундаментальности”!..

    “Ника и музеи” нарушения пространства именно в этом примере объясняет так:

    "Это было связано не с тем, что он не умел рисовать, как многим может показаться, а с желанием Сезанна уйти от изобразительности и показать предметы такими, какие они есть”.

    А похохотать не хотите ли над таким объяснением?

    Откуда оно взялось? – От шаблона, какой искусствоведы, не вдумываясь, заимствуют один у другого:

    "…умение организовывать пространство [вместо “дезорганизовать”]… устойчивость форм в природе [вместо “неустойчивость”]… Сезанн искал вечное [вместо “иномирное”]… цельность [вместо “ералаш”]" (Википедия).

    “Он считает нужным организовать натуру [вместо “дезорганизовать”], внести в неё разумный принцип [вместо "безумный”]" (http://sezann.ru/rol_sezanna/).

    “…интересовался устойчивыми закономерностями форм [вместо беззаконностями], материальностью предметного и природного миров [вместо “интересовался отрицанием скучной материальности”]… уравновешенностью композиции [вместо “неуравновешенностью”]" (https://allpainters.ru/sezann-pol.html#top2).

    И т.д. и т.п.

    Надо ли продолжать критиковать “Нику и музеи”?

    Ну ещё немного.

    "Чтобы иметь возможность посмотреть на предметы с разных ракурсов он все время передвигался по комнате, вставал на стремянку, подкладывал под фрукты монетки”.

    Это повторено во множестве сайтов. Возможно это правда. Тогда это осознаваемая дезорганизация пространства. Тогда мне труднее сказать, - а я это всегда о Сезанне говорю, - что его идеалом, причём подсознательным, было принципиально недостижимое метафизическое иномирие как альтернатива этому скучному, скучному, скучному миру правил и логики. И христианского спасения на том свете, приспособленного для Этого света. – Впрочем, от дезорганизации Этого пространства до метафизического иномирия какое-то мыслительное расстояние всё же есть. По крайней мере, я могу себя успокоить таким соображением, чтоб не назначать Сезанна иллюстратором знаемой идеи. Что уже и искусством трудно назвать. Другое дело – пионерство Сезанна с этими ералашами. Под пионерство можно и подсознательность помыслить. А тогда эти ералаши – следы подсознательного идеала, то есть художественность.

    А что там у “Ники и музеи” с мазками?

    "Он накладывал краски на полотно очень методично. Один за другим мазки располагались параллельно относительно друг друга и, чаще всего, по диагонали. С одной стороны это создавало ощущение тканого полотна, а с другой – это был тоже метод работы с перспективой.

    Посмотрите на картину "Деревушка Валермей". На ней довольно четко видны диагональные параллельные мазки”.

    Деревушка Валермей, Овер-сюр-Уаз. 1881.

    Что я могу возразить? – Что не объяснено, зачем это Сезанну надо.

    А надо это по той же, идеологической, причине отрицания Всего Этого мира. Он же импрессионистам возражал. Так если импрессионисты – тоже от ужаса несчастной своей жизни – находили всё-таки радость в абы какой жизни, хоть в преходящем её миге (и выработали соответствующую технику, технику выражения мимолётного впечатления – хаотическими мазочками чистого цвета, чуть ли не уничтожавшими форму, превращая всё в мерцающее марево), то их философию отвергавший постимпрессионист Сезанн стремился к сущности, а не мареву. – Как? – Грубыми мазками

    Или думать, что "был тоже метод работы с перспективой” – это в смысле с нарушением её, чтоб мы, видя нарисованность, не думали, что это похоже на действительность? – Но надо было так и говорить. И потом “не действительность” мельче иномирия от ненависти к действительности.

    В миниатюре о сезанновских портретах “Ника и музеи” чуть не прорвалась к этой ненависти:

    "Почему же Сезанн изображает всех с таким безразличием и отрешенностью… На самом деле это совершенно не удивительно с учетом его собственного воспитания властным и авторитарным отцом и, как следствие, патологической боязни близкого контакта и прикосновений”.

    Патология касалась всего Этого мира.

    27 октября 2020 г.

     

29.11.2020
19:07

Картина Крамского «Русалки», мистика и оболванивание россиян

    Крамской был из передвижников. А те прославились плачем о несчастном народе, освобождённом от крепостничества без земли. То есть это было прикладное искусство . . .

28.11.2020
14:31

Если б директором Третьяковской галереи был я…

    Вспомнилось, как я писал первую статью. Именно статью, потому что до того я годами понемногу писал книгу. Книгу я намеревался попробовать издать и потому . . .

27.11.2020
23:34

Против трёпа

    Наткнулся на такие слова: "Владимир Вейсберг [1924 – 1985] – художник традиции, его творчество связано строгими правилами классической живописи, его единственной . . .

26.11.2020
14:33

Чехов против Васнецова

    Ну представьте себе… Человек болен чахоткой. Не известно, в какой именно день умрёт, но ясно, что скоро умрёт. А в России, умерли надежды на возможность лучшей её . . .

24.11.2020
13:42

В науке об искусстве легко не заметить собственную глупость

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов. Мне не нравится, когда учёные не копают глубже текста художественного произведения. Потому что я смею . . .

23.11.2020
13:28

Столько разговоров, что я запомню фамилию Дугаржапова

    Я полез в бутылку и оттого весь сыр бор… Мне, видите ли (кто я такой?), не понравился термин “новый импрессионизм” по отношению к художникам, воспевающим . . .

22.11.2020
14:25

"Фэ" Фешину

    Сила теории – если она вневременная. Директор по научной работе Фонда развития и поддержки Международного дискуссионного клуба “Валдай” Фёдор Лукьянов . . .

21.11.2020
15:34

Про символизм

    Эту статью за месяц прочли только 4 человека. Оно и понятно. Начав её читать сам через месяц, я с трудом понял, о чём она. А дело в том, что я обнаглел. Я стал писать для . . .

20.11.2020
17:46

В помощь ныне белорусскому народу

    Я хоть и слабо сам для себя различаю слова русский и россиянин, но думал, получается теперь, что именно русских характеризует укороченная (мною) цитата из Феофана . . .

19.11.2020
11:46

Некрасов некрасив

    Есть такое интеллектуальное наслаждение: имея для себя совершенно необычную теорию и историю искусства (ну так случилось, что я её, такую, насобирал с миру по . . .

18.11.2020
20:33

Случилось!

    Я прочёл: "…эта пара словно вышла на прогулку из эфемерного мира” (https://www.art-helicon.ru/rus/asp/artic/zajtsev.htm?_openstat=ZGlyZWN0LnlhbmRleC5ydTs4MzM2NzI3OzMwODQyMzU5Njt5YW5kZXgucnU6cHJlbWl1bQ&yclid=6083331028403118642). А . . .

15.11.2020
11:43

Патриотизм и патриотизм

    Я, так случилось, чувствую себя русским. Более того – русским националистом. Боюсь я за Россию. Очень уж её клюют. Плюс очень много, грубо говоря, предателей родины . . .

14.11.2020
13:48

Какой стыд!..

    Я спутал Пушкина с Лермонтовым! Ужас (см. тут). Вот это стихотворение: Я пережил свои желанья, Я разлюбил свои мечты; Остались мне одни страданья, Плоды сердечной . . .

13.11.2020
20:55

Единство власти и народа: массам - темноту

    Однажды я стоял на перекрёстке и заканчивал разговор со знакомым. Попрощались, и я хотел идти, куда шёл. Но меня остановил голос уличного музыканта, около которого, . . .

12.11.2020
13:22

Нарываюсь снова

    Когда-то я написал статью “Нарываюсь…” (см. тут), натянув теорию о тесной связи слов от их сопорядка на случай, когда этот сопорядок подсознательно применён . . .

09.11.2020
13:25

Зависимость

    Усовершенствуя плоды любимых дум… – Сам собой запомнился этот пушкинский стих… А вспомнился по противоположности. – Разваливается моя любимая дума, что, если . . .

07.11.2020
14:58

А не пора ли опуститься до художника нашего Шилова

    Когда я принимаюсь искать, смотреть и разбирать художника, работы которого не видел, но почему-то слышу его имя, я внутренне честен. Я ж не знаю, что я увижу. Я не . . .

06.11.2020
16:22

Корина – даже фонетическая укоризна, что взяли её в Третьяковку

    Ну что? Приступаю. 1) Захожу в сайт, где есть список новопринятых в Третьяковскую галерею. 2) Выбираю незнакомую Ирину Корину. 3) Проверяю, не писал ли я о ней . . .

05.11.2020
21:04

Ну чем не Левитан?

    Вот в этой картине я почувствовал ЧТО-ТО, словами невыразимое. Нестеров В. Е. Вечер. Тотьма. 2007. Холст, масло. Чем не Левитан? Левитан. Тихая обитель. 1890. Только что . . .

<< 41|42|43|44|45|46|47|48|49|50 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100