Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
17.10.2019 |
Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?
|
||||||||
14.10.2019 |
|
||||||||
13.10.2019 |
|
||||||||
11.10.2019 |
|
||||||||
10.10.2019 |
|
||||||||
08.10.2019 |
|
||||||||
05.10.2019 |
От отчаяния Памяти Гия Канчели. Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо проверить, не такой же ль идеал двигал им и в “Мимино” (1977). Пишу это в день смерти Гия Канчели, написавшего песни для этого фильма. Фильм начинается с такой песни:
Это композитор так расщепил стихи. И это – образ мгновений, абсолютная преходящесть которых, каждого, – щемящая. И в этом – от противного позитивный – образ негативного, иначе чем созданием образа, принципиально недостижимого метафизического иномирия. Жизнь устроена плохо: в ней есть смерть. Смерть не только организма, но и каждого мгновения, организмом воспринимаемого. Жизнь устроена очень плохо: наличием в ней суеты. Вот она и начинается сразу после того, как отзвучит песня – оглушительное тарахтение вертолётного двигателя. Более того – вертолётом крестьяне упросили везти овец. В вертолётное окно зевает лохматая собачонка. Ноев ковчег какой-то. И – пленительной красоты Грузия: на переднем плане плоская площадка с почти выгоревшей от солнца давно некошеной травой – ультрапровинциальный аэродром, на втором плане почти отвесная гора, как баранья шерсть, покрытая тёмно-зелёным лесом в воздушной перспективе, на заднем плане такая же гора, каждая всё дальше, лесисты горы, всё более и более бледнеющие от той же воздушной перспективы, переходящие вверху в голубое небо, отграниченное от земли цепочкой снегового хребта. – Вечность! И красота. Рядом с которыми этот быт, крестьян и пилота, – смешон. И – опять полное удовлетворение оттого, что это – образ опять его, метафизического иномирия. Вот из переходов от образов иномирия к противоположной ему суете и обратно и состоит фильм. В этой двухминутной капле чувствуется вкус всего моря-фильма. – Дальше можно не анализировать. А тут всё перемежается с юмором на каждом шагу. И создаёт обманчивое впечатление, что это комедия. "- Лалико! - Ы. - Лалико, восемь было. Один баран куда делся? - А себя ты посчитал? - Нет. - Так восемь это вместе с тобой было. - О (удовлетворённо кивает головой, поворачивается к пастухам овечьего стада – оно тоже на аэродроме – к которому привезли на вертолёте этих восемь). Восемь это вместе со мной было”. Ну где тут заметить, что это – очень горькое и мудрое произведение. Нечего, мол, суетиться. 3 минуты 10 секунд. И дальше лётчик по прозвищу Мимино, приняв на борт новый груз, летит по назначению среди гор-красот, а за кадром – бездумная песня, образ счастья в минимализме, единственном конкуренте метафизического иномирия как идеала.
А как кончается фильм? Вот ослепительная стюардесса Лариса Ивановна попросила у него извинения (сестра её вечно ухажёров её разыгрывает). Предложила позвонить, когда он будет в Москве. Он расплылся в улыбке. “Позвоню”. Простил. Летит вторым пилотом на международном авиарейсе. До него доходит, что он будет одним из многих у Ларисы Ивановны. (Это понимаешь потом, когда он срывает зло на стюардессе, выйдя напиться воды – так ему нехорошо сделалось). "- Что это вы на меня кричите? Когда это я вам замечания делала? - Катя, Катюша! Ну извините меня, пожалуйста. Я не хотел. Так получилось. Ну что сделать, чтоб вы меня извинили? Хотите, с самолёта выпрыгну? - Нет. Не хочу. - Ха (отходит, поворачивается к ней, шёпотом). А я хочу”. И тот же, что в начале, кадр ослепительной красоты горного аэродрома с вертолётом над ним, с его лохматой собакой в вертолётном окне. И крохотные с высоты, бегущие на встречу ему, привезущему им кино, сельские мальчишки. И – песня о птичке. Зачем-де вся эта суета? Иномирие, минимализм – какая разница?.. 3 октября 2019 г.
|
||||||||
03.10.2019 |
|
||||||||
02.10.2019 |
ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца
|
||||||||
01.10.2019 |
|
||||||||
29.09.2019 |
|
||||||||
26.09.2019 |
|
||||||||
25.09.2019 |
|
||||||||
23.09.2019 |
Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»
|
||||||||
22.09.2019 |
|
||||||||
21.09.2019 |
|
||||||||
17.09.2019 |
|
||||||||
06.09.2019 |
Путь к non-fiction у Тарковского
|
||||||||
03.09.2019 |
Всё-таки надо дочитывать до конца
|
||||||||
01.09.2019 |
|
<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"