TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


17.10.2019
13:15

Знаете ли вы, какой первый смертный грех у католиков?

    Когда я осведомился, какой первый смертный грех у католиков – гордыня – я решил писать эту статью. Внутренняя подстраховка мне была не нужна: я две статьи написал . . .

14.10.2019
04:13

Как мне себя вести?

    Я чувствую, что повторяюсь. А не могу сдержаться и раз за разом лезу со своим уставом в чужой монастырь. Могу приесться как приставучий? Ведь сколько раз я ни . . .

13.10.2019
09:20

Даёшь романтизм!?.

    Начну издали. И, извиняюсь, с политики. Я уел сторонника нацистского влияния на политику Украины. Это – я заподозрил и оказался прав – уязвило другого, такого же . . .

11.10.2019
14:00

Проба вжиться

    Опять, больше про меня, чем про автора… Сенцова. Обвинённого в терроризме в Крыму и обмененного в порядке процесса примирения России и Украины. В связи с его . . .

10.10.2019
15:22

Что к чему

    Я б не стал писать о Зуеве, если б не прочёл его рассказ “Хорей" (2017). Но, прочитав его, я не понял, зачем это написано. Это был второй его прочтённый рассказ. В . . .

08.10.2019
23:02

Моё поражение

    В сей крайности пришло мне на мысль, не попробовать ли самому что-нибудь сочинить? Пушкин. История села Горюхина. Поддаюсь смахивающей на графоманство пробе . . .

05.10.2019
15:57

От отчаяния

    Памяти Гия Канчели. Раз Данелия – для меня, по крайней мере, - в фильмах “Я шагаю по Москве”, “Афоня”, “Настя” (см. тут, тут, тут, ) оказался ницшеанцем, то надо . . .

03.10.2019
21:22

Лояльность

    Я смотрел фильм Сокурова “Одинокий голос человека” (1978) лояльно, внимательно. Потому что это был фильм, запрещённый к показу в СССР и чудом спасённый от . . .

02.10.2019
15:25

ШИШ или Отзыв о романе, который я не смог дочитать до конца

    Я полностью прочёл несколько других произведений Михаила Шишкина. Даже написал о них статьи (см. тут, тут и тут). Поэтому, думаю, могу себе позволить и не дочитать . . .

01.10.2019
15:04

О мёртвом

    Умер Марк Захаров. Вот времечко было! Отличных фильмов – полно. Я, помню, за секунду определял, хороший фильм или нет. А сегодня начался какой-то сериал. Мне самые . . .

29.09.2019
21:17

Любовь зла, полюбишь и козла

    Обидела меня жизнь или нет? Я такой уродился, что люблю что-то себе усвоить и потом тому следовать. Традиционалист этакий, если политизировать, что ни попадя. Если . . .

26.09.2019
14:48

Как это назвать?

    Когда мне становится скучно, я в последнее время прибегаю к Дмитрию Быкову. Он почти обязательно ляпает что-то несусветное. (С моей точки зрения.) А область эта – . . .

25.09.2019
17:06

Взять ли грех на душу?..

    Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить . . .

23.09.2019
19:27

Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

    Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана . . .

22.09.2019
12:30

Рая знает всё

    Я тоже. Честно. Без такого самообмана ведь невозможно, чтоб автор вылез на публику со своим опусом. (Я не имею в виду теперешнее явление соцсетей, куда валят все всё.)

    Вот я знаю, как произошёл человек. – Большинство не читало книгу Поршнева “О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии” (2007), а я читал. И в результате я теперь знаю, как и искусство произошло.

    У волосатых трупоедов случилась мутация – начали рождаться недоношенные, да такие, у которых до смерти сохранялись черты недоношенности: безволосость, иная гортань (в будущем приспособленная для членораздельной речи). А главное – повышенная внушаемость. Таких младенцев стали съедать при плохой ситуации с едой. Для чего шерстистые внушатели внушали бесшёрстным внушаемым самкам дитё отдать стаду на съедение, а внушаемым самцам убить его для стада. – У внушаемых – стресс. А ещё одной мутацией было то, что, если все животные от стресса получают невроз и быстро погибают, то эти – нет. – Почему? – Потому что мозг с мутацией устроен так, что противоположные переживания (невозможно не отдать стаду дитя и невозможно отдать стаду дитя) замыкались на возбуждение третьего участка мозга (под лбом, в будущем центре речевого мышления {это совсем не сигнальная речь}). И от возбуждения этого участка особь, самка, хватает и делает что-то экстраординарное. Например, прокалывает ракушку. Не менее возбуждённые другие внушаемые самки хватают и делают то же самое с другими ракушками. (И этому ж никто не мешает – пусть себе…) А едва не обезумевшая мать берёт жилку и протягивает через все продырявленые ракушки. Совсем отпад! От такого (ожерелья) может впасть в ступор сам внушатель (вожак). И… Младенец спасён. – А у внушаемых – появилось контрвнушение (будущая вторая сигнальная система), т.е. они стали людьми, и одновременно родилось искусство.

    Произведение этого искусства выражает две штуки: 1) мы – люди, не они – звери и 2) ура жизни (из-за спасения младенца от смерти). Первое – исторически изменчивое выражаемое, второе – надисторическое, неизменное выражаемое.

    Вот ради второго и создан сериал “Рая знает всё” (2019) режиссёрами Анатолием Артамоновым и Русланом Паушу.

    Я до этого долго не мог додуматься. И понятно, почему.

    Исторически изменяющееся выражаемое за тысячи и тысячи лет стало важнее выражения вечно одной и той же радости жизни. Иные учёные даже считают возможным, например, в литературе видеть религиозно-риторический тип, светско-риторический тип. Оба нравоучительные. То есть не имеющие отношения к художественности. Целые роды искусства – сатира – не имеют к ней отношения.

    Это всё – если согласиться, что художественность – это общение подсознаний автора и восприемников. (Надеюсь, не надо особенно доказывать, что первое ожерелье творилось не сознанием, которого просто ещё не было или почти не было.)

    Предреволюционные и революционные эпохи – из-за повышенной роли сознания – очень притесняют художественность. Им публицистику давай, т.е. вообще неискусство. Оболванивание тоже имеет свои времена расцвета. Такое представляется как раз свирепствующим в России после реставрации капитализма. Эти бесчисленные сериалы с хорошими концами и с внушением, в общем, что капитализм – это хорошо.

    Так когда это безобразие доходит до уровня ОБРЫДЛО, то глотком свежего воздуха представляется произведение, в котором (по-моему, подсознательно) воспевается та самая внеисторическая радость жизни. В образе Раи.

    Вы замечали, читатель, что на младенца можно смотреть бесконечно.

    Замечали?

    Он абсолютно естественный. И для тебя совершенно ясный. Вот тянет руку к игрушке, значит, он хочет эту игрушку схватить.

    И с этой Раей, как с младенцем. Играет совершенно естественного человека. Совершенно всё в ней понятно.

    Только написал, сразу вспомнил, обратное.

    Там так. Есть служебная милицейская двухкомнатная квартира. В одной комнате живёт Рая, дочка умершего участкового, страшно уважаемого, и потому её не выселили после его смерти. А во вторую комнату поселили нового участкового. И они влюбились друг в друга. Но участковый находится в процессе развода с женой. Он от её измены сбежал в этот городок. И ему дали комнату в служебной квартире.

    На него, естественно, стали охотиться все свободные женщины. Одна – продавщица.

    А Рая работает парикмахершей. Эта парикмахерская – центр всех новостей в городке.

    Приходит одна спекулянтка и предлагает купить платья. И рассказывает, что вот такое купила себе продавщица. Успевшая прилепиться к участковому. И Рая завидует и ревнует.

    И вот тут тот самый момент, когда она поступает загадочно.

    Она говорит, что тоже покупает такое платье.

    Спекулянтка ей говорит: “Оно на тебя большое”. (Продавщица больше Раи ростом.) Рая отвечает: “Ничего”.

    И купила. И впервые не понятно, что она делает.

    А она – когда участковый привёл продавщицу к себе в гости – заставила их обоих, прежде чем переступить из лестницы в коридор, вытереть ноги об влажную тряпку. А в виде тряпки – то самое платье, которое точно такое по расцветке, какое сейчас одето на продавщице.

    Унизила! И намекнула мужчине, кого он привёл.

    И это невозможно было зрителю предвидеть – так снято.

    Понимаете, в чём перец кино? В почти абсолютной естественности этой Раи.

    Женщины ж хитрые. Их непросто раскусить. А тут... Как открытая книга. – Глаз оторвать нельзя, как от младенца.

    6 сентября 2019 г.

21.09.2019
17:25

Срыв Гоголя и Мейерхольда

    …в центре всего знавший одну лишь думу – о Боге. Тут не было ни религиозного кризиса и никакого “поворота” в религиозную сторону, – ведь Гоголь с детства был . . .

17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, . . .

06.09.2019
13:34

Путь к non-fiction у Тарковского

    Напишу вещь, которую, наверно, нельзя будет понять, не читая другого у меня по ссылкам… С “Иванова детства” (см. тут) Тарковский был уже, скажем так, . . .

03.09.2019
20:20

Всё-таки надо дочитывать до конца

    Всё-таки книги, попавшие в шорт-лист премии “Большая книга”, надо дочитывать до конца. Меня в конце “Жизни А. Г.” (2018) Ставецкого аж чуть слеза не прошибла. – . . .

01.09.2019
09:57

Сено-солома!

    Я в смущении, читатель. Я вдруг ощутил себя в западне. Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100