TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


01.10.2019
15:04

О мёртвом

    Умер Марк Захаров. Вот времечко было! Отличных фильмов – полно. Я, помню, за секунду определял, хороший фильм или нет. А сегодня начался какой-то сериал. Мне самые . . .

29.09.2019
21:17

Любовь зла, полюбишь и козла

    Обидела меня жизнь или нет? Я такой уродился, что люблю что-то себе усвоить и потом тому следовать. Традиционалист этакий, если политизировать, что ни попадя. Если . . .

26.09.2019
14:48

Как это назвать?

    Когда мне становится скучно, я в последнее время прибегаю к Дмитрию Быкову. Он почти обязательно ляпает что-то несусветное. (С моей точки зрения.) А область эта – . . .

25.09.2019
17:06

Взять ли грех на душу?..

    Есть у меня шаблоны при разборе художественного произведения. Ну как у всякого профессионала – секреты. Но я не люблю секретничать. Моя главная цель – научить . . .

23.09.2019
19:27

Кто: я! – и против Гоголя «Выбранных мест…»

     

    Гоголь: “…извлечет [народ наш] из "Одиссеи" то, что… человеку везде, на всяком поприще, предстоит много бед, что нужно с ними бороться, -- для того и жизнь дана человеку, -- что ни в каком случае не следует унывать, как не унывал и Одиссей, который во всякую трудную и тяжелую минуту обращался к своему милому сердцу, не подозревая сам, что таковым внутренним обращением к самому себе он уже творил ту внутреннюю молитву Богу, которую в минуты бедствий совершает всякий человек, даже не имеющий никакого понятия о Боге. Вот то общее, тот живой дух ее содержания, которым произведет на всех впечатление "Одиссея" прежде, чем одни восхитятся ее поэтическими достоинствами, верностью картин и живостью описаний”.

    Пусть милым сердцем будет память Одиссея о родине, Итаке, куда ему никак не вернуться. И снизойдём, что не автор, не повествователь нам об этом сообщает, а мы слышим это из обращения Афины к Зевсу.

       
     

    "Отец наш, Кронион, верховный владыка!

    Если угодно блаженным богам, чтоб увидеть отчизну

    Мог Одиссей хитроумный, то Эрмий аргусоубийца,

    Воли богов совершитель, пусть будет на остров Огигский

    К нимфе прекраснокудрявой ниспослан от нас возвестить ей

    Наш приговор неизменный, что срок наступил возвратиться

    В землю свою Одиссею, в бедах постоянному…”

    Хорошо. Но что, если "живость описаний” придана Гомером и Жуковским не от радости автора, что так хорошо в итоге всё устроено на свете?

    Зачем Афине, обращаясь в обычном разговоре к Зевсу, лебезить: "верховный владыка”? Зачем ей лишний раз пресмыкаться перед сонмом богов на Олимпе: "Если угодно блаженным богам”? Зачем набившее оскомину в Илиаде (там, правда, многоумный) определение "хитроумный” придано Одиссею? Вообще любому имени придано определение: если Эрмий, то "Эрмий аргусоубийца, Воли богов совершитель”, если о нимфе, то "прекраснокудрявой”. Зачем это? Даже и не только имени придано определение: "приговор неизменный”.

    Может, из-за бед “постоянных” ("много бед” по Гоголю)? Не только Одиссею присущих ("Одиссею, в бедах постоянному”), а вообще?..

    Может, ненависть к Этому плохому-преплохому миру кипит в Гомере и Жуковском, к этой суете сует? Гомер спел свои поэмы вскоре после того, как дорийцы напали на ахейцев и так разорили, что ахейцы вернулись к первобытному строю (в котором избытка не бывает). А потому людям, побывавшим в строе с наличием избытков (в рабовладельческом – даже раба можно содержать), этих избытков исчезновение стало совершенно непереносимо. Жуковский же был лишён возможности жениться на той, кого любил, и жутко страдал всю жизнь. – Не-на-висть к Этому миру!

    И тогда одно спасение – метафизическое иномирие. (Тем паче, что до христианского того света ещё не додумались). Ведь понятие об идеальном уже было. (Известна античная притча: если непрерывно строгать палочку, она исчезнет, физически, но понятие-то о ней никогда не исчезнет.)

    Тогда Гомер и Жуковский некие предтечи ницшеанства, очень враждебного Богу (да и богам).

    Одна радость только есть на Этом свете для таких ультра, если они творцы: – дать образ этого принципиально недостижимого иномирия. И Гомер его дал – гекзаметр, ритм, у которого 32 варианта звучаний ("из пяти дактилей и спондея. Обычно пятая стопа была дактилем. Количество дактилей колебалось от пяти до одного и соответственно от одного спондея до пяти.”). И постоянство и разнообразие одновременно! И не вещь, которую можно взять в руки или на неё указать. – Иномирие. Но неосознаваемое. Зато переживаемое как удовольствие от не известно чего.

    Этого и Гоголь не отрицает, говоря, правда, обиняками:

    "…языка, в такой степени богатого и полного, на котором отразились… все бесчисленные, неуловимые красоты…”.

    “…сделаться до того чутким, чтобы и оттенок эллинского звука не пропал…”.

    А вот, как выглядит постоянство и разнообразие ритма у Жуковского (на примере выше процитированных строк):

       
     

    Отец наш, Кронион, верховный владыка!

    - | / - - |/ - | ▄ -| / - - | / -

    Если угодно блаженным богам, чтоб увидеть отчизну

    / - -| / - - | / - | ▄ -| / - - | / - - | / -

    Мог Одиссей хитроумный, то Эрмий аргусоубийца,

    / - - | / - -|/ - | ▄ - |/ - - | / - - | / -

    Воли богов совершитель, пусть будет на остров Огигский

    / - - | / - - | / - | ▄ - | / - - |/ - - |/ -

    К нимфе прекраснокудрявой ниспослан от нас возвестить ей

    / - - | / - - | / - |▄ - | / - - | / - -| / -

    Наш приговор неизменный, что срок наступил возвратиться

    / - - | / - - | / - | ▄ - | / - - | / - - | / -

    В землю свою Одиссею, в бедах постоянному. Я же

    / - -|/ - - | / -| ▄ - | / - -|/ - - | / -

    "…эта схема носит название 6-стопный дактило-хореический дольник. Цезура при этом остается на середине строфы… Он имеет 18 долей” (https://fb.ru/article/281333/gekzametr---eto-chto-takoe-gekzametr-v-russkoy-poezii).

    Если такое рассуждение верно, то Гоголь очень неправ (ибо тенденциозно религиозен в понимании Гомера):

    "Это строгое почитание обычаев, это благоговейное уважение власти и начальников, несмотря на ограниченные пределы самой власти, эта девственная стыдливость юношей, эта благость и благодушное безгневие старцев, это радушное гостеприимство, это уважение и почти благоговение к человеку, как представителю образа Божия, это верование, что ни одна благая мысль не зарождается в голове его без верховной воли высшего нас существа и что ничего не может он сделать своими собственными силами”.

    Это всё Гомера не радовало, как по Гоголю, а заставляло себя чувствовать рабом и звало к бунту. Что он и выразил непрерывным ненавистническим предвзрывом (в котором Гоголь, наоборот, услышал поучение русскому народу, который "молится ленивее и выполняет долг свой хуже древнего язычника”).

    Это, знаете, как теперь на Западе мейнстримные СМИ и государственные органы выставляют Россию исчадием ада, смотря на неё и видя всё с точностью до наоборот.

    23 сентября 2019 г.

22.09.2019
12:30

Рая знает всё

    Я тоже. Честно. Без такого самообмана ведь невозможно, чтоб автор вылез на публику со своим опусом. (Я не имею в виду теперешнее явление соцсетей, куда валят все . . .

21.09.2019
17:25

Срыв Гоголя и Мейерхольда

    …в центре всего знавший одну лишь думу – о Боге. Тут не было ни религиозного кризиса и никакого “поворота” в религиозную сторону, – ведь Гоголь с детства был . . .

17.09.2019
16:14

Ненацеленный ли это поиск

    Я читал книгу о Тарковском. Очень ясно вырисовывалась его элитарность в отношении эстетики. И, в общем, заблуждение о себе и народе. Он сперва (“Иваново детство”, . . .

06.09.2019
13:34

Путь к non-fiction у Тарковского

    Напишу вещь, которую, наверно, нельзя будет понять, не читая другого у меня по ссылкам… С “Иванова детства” (см. тут) Тарковский был уже, скажем так, . . .

03.09.2019
20:20

Всё-таки надо дочитывать до конца

    Всё-таки книги, попавшие в шорт-лист премии “Большая книга”, надо дочитывать до конца. Меня в конце “Жизни А. Г.” (2018) Ставецкого аж чуть слеза не прошибла. – . . .

01.09.2019
09:57

Сено-солома!

    Я в смущении, читатель. Я вдруг ощутил себя в западне. Она заключается в следствии из теоретического заявления, что произведение неприкладного искусства . . .

30.08.2019
14:50

И ещё одна авантюра

    Я, наверно, извинюсь перед читателем загодя – за начётничество (если для критики меня выбрать самое плохое слово). У меня есть несколько искусствоведческих догм, и . . .

29.08.2019
19:32

Куда ж нам плыть?

    Я подумал: если моё имя кому знакомо, и я ему надоел, то меня просто не станут читать. А если кто станет, перед тем можно и повториться. Впрочем, мне и самому противно . . .

22.08.2019
11:57

Тонкость

    Обожаю чуять подсознательное. Читал некую книгу. Там персонаж сослался на некую песню. И со мной что-то стало. Я бросил читать. Полез в интернет смотреть, что это за . . .

17.08.2019
09:12

Разрыв Тарковского с Кончаловским

    В православии было так: чем хуже дела на земле, тем отрешеннее иконы. Уж как было плохо, когда крестоносцы захватили Константинополь, Византия исчезла, а вот именно . . .

12.08.2019
17:38

Перевод

    Одна профессиональная филолог, опечалилась моей деятельностью: вы вторичны. Я не удосужился спросить, что первичного сделала она. Но жизнь меня свела с другим, в . . .

09.08.2019
12:43

Я обижен

    Чем я могу оправдать существование этой статьи? – Советом не читать книгу Ермакова “Голубиная книга анархиста” (2018). Ибо к её характеристике прицепляют слова . . .

04.08.2019
09:15

По лезвию ножа

    Иду по лезвию ножа – может ничего не получиться с толкованием такой вот картины Михаила Иванова. Иванов. Галилея. Цфат. I. 1996. Надежда в одном. Я в этом Цфате был. И . . .

02.08.2019
13:31

Исповедь неудачника

    Неудачником меня считает моя ультраделовая дочка. И так называет – по-родственному откровенно. Другие, менее откровенные, молча так считают. Анекдот в том, что сам . . .

01.08.2019
12:31

Против себя самого

    Смею думать, что я не догматик. Хоть у меня полно догм. Я, признаюсь, сверяюсь с тем, что я написал ранее о ком-то, когда начинаю о нём писать новую статью. Так вот . . .

<< 51|52|53|54|55|56|57|58|59|60 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100