TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.06.2018
07:44

Смущение.

    Я когда-то здорово проштрафился перед своей ещё невыросшей дочкой. Поднял какие-то валявшиеся бумаги и стал читать. А то было сочинение-мечтание моей дочки, . . .

27.06.2018
09:55

Не та недопонятность?

    Уважаемый читатель! Предлагаю эксперимент. Я дам цитату начала книги Филиппенко “Травля” (2016), а в квадратных скобках – объяснение того, что происходит. Вы же . . .

26.06.2018
08:08

Шило в мешке Шиле могут и утаить.

    Смотрите, как это делают. – Дают репродукцию. Эгон Шиле. Склонившаяся обнаженная в туфлях и черных чулках. 1912. И пишут по поводу неё: "Эротическая живопись Шиле . . .

23.06.2018
10:58

Белиберда или обыкновенное барокко?

    …усиленной образностью уплотнять смысловую ткань своих [произведений]… Вейдле …слишком блестящий язык опять заслоняет собою характеры и мысли. Аристотель . . .

22.06.2018
13:30

Потуга.

    Пусть будет без вступления. Вы, читатель, возьмите, включите звучание “Лунного света” (1890) Дебюсси (например, тут). И читайте следующие теоретические рассуждения . . .

21.06.2018
15:11

Апология России.

    Я, кажется, могу точнее иных ответить на вопрос, заданный С. Машинским в его предисловии к книге Аксакова “Семейная хроника · Детские годы Багрова-внука”, М., 1983 . . .

20.06.2018
16:10

Словами обманывающая Юстина Копаня.

    Я когда-то стал писать об искусстве (самообразовавшись, конечно) из-за возмущения искусствоведами. В первую очередь теми, кто убегал в биографию художника, только . . .

18.06.2018
11:31

Доказательство от Борромини.

    Начну с цитаты: "…Борромини проектирует своё первое самостоятельное произведение, фонарь купола Сант-Андреа делла Валле, в котором предвосхищаются зачатки . . .

15.06.2018
10:42

Как трезвел Гоголь.

    Я только что впервые прочёл “Сорочинскую ярмарку” (1829) Гоголя. И знаете, что меня толкнуло её читать? – Такая фраза Аверинцева: "В целом православная духовность . . .

09.06.2018
19:05

Вьюн.

    Уважаемый читатель! Вы мне простите, что я начинаю писать разбор произведения (“Храмлаг”, 3-я часть “Лампы Мафусаила” Пелевина) до того, как его прочёл? Я уже . . .

07.06.2018
14:34

Зачем об этом писать.

    О плохом, невпечатляющем фильме… “О любви” (2017) режиссёра Бортко…

    Мне его предложил посмотреть собеседник. Правда, сомнительный насчёт вкуса. Говорит: актриса там красивая. (И правда – красивая, и её Бортко несколько раз заставляет догола раздеться и изображать совокупление. И Википедия фильм назвала словом художественный.)

    Но я в своём мировоззрении это слово применяю только для тех произведений, в которых есть что-то недопонятное, словами невыразимое и намекающее на подсознательный идеал, который вдохновил автора на создание вещи. А если это подсознательное не чувствуется, я произведение художественным не называю, а только – имеющим эстетическую ценность (если там есть экстраординарное). (Так экстраординарное там есть-таки – красота главной героини. Ну и виды Петербурга. И, может, музыка, хоть я её и не запомнил.) Есть даже скрытый смысл: противоположный произносимым в кадре словам, главного героя, банкира, Сергея Андреевича: "Не нужно противиться своим инстинктам”. А Бортко – плохим концом – говорит обратное. Я, пожалуй, даже обязан написать об этом фильме, потому что когда-то написал: “Даешь массовую вседозволенность! – вот идеал Бортко”, а тут – за противоположное-де он. И ещё писал: “Бортко же нужно воспеть нравственность другого рода (не для общества ценную, а для себя): героический энтузиазм самовыражения. Хуже того. Такой героический энтузиазм является идеалом элитарного искусства (акмеизма, футуризма, дадаизма, сюрреализма, экзистенциализма…) Бортко же нужно воспеть этот идеал в виде, усвояемом массовой культурой и пригодном для массового же употребления”. Можно подумать, что Бортко раскаялся в такой своей ориентации и решил сделать кино с ориентацией противоположной. Вот только жаль, что сознанием он это решил, а не подсознанием.

    Такое моё различение художественного и эстетического не общепринято. А я хочу, чтоб было принято большинством. И потому я оправдываю писание этой статьи. Капля по капле и камень точит.

    Дам доводы против себя: я, мол, стар и потому меня оставили равнодушными эротические сцены.

    Это верно, конечно. Но на то у меня есть резон, что есть искусство прикладное и неприкладное. Первое – для усиления знаемых переживаний или для их уточнения. Оно зачастую сильнее действует, чем неприкладное. Более того. Есть понятие мастерство. Оно приближает мастера к художественности (одним из видов недопонятностей которой является противоречивость “текста”). Как Маяковский писал: "Хорошо начинать писать стих о первом мае этак в ноябре и в декабре, когда этого мая действительно до зарезу хочется” (http://www.proza.ru/2008/12/19/559). Дата ж создания – тоже элемент произведения. А минус-приём (отсутствие в “тексте” всеми знаемого) освобождает даже от присутствия в “тексте” одной из сторон противоречивости. Но. Мастерство и подсознательный идеал не одно и то же. Потому возможно штукарство, конъюнктурщина. Бортко заметил, что общественно-политическое настроение в стране повернулось от демократии к авторитаризму, от неограниченного прогресса к традиционализму… Вот он, нос по ветру, и сменил пластинку. “Мастера и Маргариту” (разбирая которых я написал о Бортко выше процирированное) он выпустил в 1994-м. Тогда у него ещё был антисоветский, скажем так, запал (особенно силён он у него был в 1988-м, в “Собачьем сердце”). В 2017-м – другое дело. Но мастерство – есть. И – он через наоборот проводит свою идею “нужно противиться своим инстинктам”. (Идеологический фильм – тоже прикладное искусство, приложено к идее.) И вот он даёт эротические сцены одну за другой… С разными любовями.

    Их, по Бортко, две: что с идеалом долга и что с идеалом счастья. Коллективистская, да будет мне позволено так классифицировать, и индивидуалистская.

    Сперва по сюжету он даёт неприглядность первой, потом – обаятельность второй, потом – второй недолговечность, а тем самым и переоценка её в отрицательную, потом – невозможность вернуться к первой. – Минор.

    Итого – первая ценнее.

    Первую он обозначил не по-киношному, т.е. с незначительной ролью слов, а наоборот (в неуместном говорении до и во время акта):

    "Саша: Давай утешимся, м? Император Цинь Ши Хуан (Нина тоскливо смотрит мимо) советовал перед боем (целует её, шепчет)… поза ка Хуана. М?

    Нина: Докторская твоя что (в надежде, перенаправить его внимание)?

    Саша: Ну она ещё подождёт (снимает с неё через голову блузку, Нина пассивно поднимает для этого руки и поворачивается к нему спиной)

    Нина: Мне стыдно, что я не зарабатываю.

    Саша: Это наш договор, Нина (бросает блузку и берёт её за голые плечи). Согласно этому договору (всматриваясь, расстёгивает ей бюстгальтер) я должен приносить деньги, а ты (снимает с неё бюстгальтер) кормить меня бутербродами. Если сказать об этом вслух (артистически бросает бюстгальтер вдаль на стол), это звучит, конечно, не очень красиво.

    Нина (резко поворачивается к нему лицом и хочет что-то возразить)

    Саша (беря её руками за голову): Но нас это устраивает. Ведь так?

    Нина (с отсутствующим взглядом): Но я это делаю потому, что мне это приятно.

    Саша (крупным планом, улыбаясь, шепчет): Мне тоже. Очень (начинает опускаться перед нею, стоящей). Очень. (Становится на колени и расстёгивает молнию у неё на джинсах) Иначе не было бы никакого договора. (Спускает с неё джинсы) Во всём. И всюду. Договор.

    Нина (лицо крупным планом, не соглашаясь, молча грустно смотрит вдаль)

    Саша: Даже если он не прописан. Если о нём не сказано ни слова.

    Нина (опускает грустные глаза, что он там делает?

    Саша (лицо крупным планом, любуясь её пахом) Всё равно (целуя там; Нина тоскливо смотрит в строну и слушает). Я спрошу у прохожего: Как пройти на улицу (поднимает голову и смотрит в лицо Нине) Партизана Германа? (опять опускает глаза на пах) Предполагаю, что он остановится и уделит часть своего времени.

    Нина (чуть не плача, смотрит в сторону)

    Саша: Если нет (переходит на шёпот и смотрит – лицо крупным планом – в лицо Нины), я буду злиться. (Встаёт и впивается глазами в глаза Нины) Потому что он нарушил (снимает очки) негласный договор.

    Нина (лицо крупным планом, отстранённо и сожалеющее смотрит)

    Саша: Между вежливыми людьми.

    Нина (лицо крупным планом, горестно наклоняя его в сторону) Так значит, у нас с тобой договор? (откидывает гордо голову назад)

    (Общий план. Нина стоит перед Сашей полностью голая. Саша полностью одет.)

    Саша (снимая рубашку): Как бы это глупо ни звучало (бросая рубашку на пол), конечно.

    Нина (лицо крупным планом): А как же любовь?

    Саша (лицо крупным планом): Любовь? (берёт её руками за голову) Это основной пункт. Договора (целует её в губы).

    (Монтаж. Она подпрыгивает от толчков, прижатая к стене; такова, наверно, поза ка Хуана)

    Нина: Хорошо. Хорошо. Даже если так. Проценты где взять? М?

    Саша (лицо крупным планом, дёргается вверх-вниз): Поработаю гидом. Не отвлекайся. Тебе Хорошо?

    Нина (мотаясь): Да. Мне очень хорошо с тобой”.

    Не вникая, ложь или правда последние слова Нины (а я не думаю, что обескураживающий показ всего предыдущего мы вправе распространить на эти последние слова, тем более что она впоследствии пояснила, что она думала, что у неё к Саше любовь {и правда: он атлет, борец, помимо того, что очень умный}, пока она не сошлась с Сергеем), надо признать, что Бортко не убедил, что Сергей ей лучше (не тем же убедил, что секс у них бессловесный). Я тут произношу, как Станиславский: “Не верю”.

    Второй вид любви сперва заявлен (сказка, мол):

    Лариса: А как он в постели.

    Нина: Перестань.

    Лариса: Чего перестань? Важнейший показатель.

    Нина: Не для меня.

    Лариса: Ты фригидна? Не кончаешь?

    Нина: Лара, секс это не главное.

    Лариса: Да, ты права. Бабки. Но с ним ты долго ещё их не увидишь.

    Нина: И это не главное.

    Лариса: А что? Сказка?

    Нина: Принц.

    Лариса: На белом коне?”.

    Иначе – знаменитое “в любви мало одной любви”.

    И, конечно, имело значение, что Сергей Нине представился принцем на белом коне. Благородный, поэтичный. Знает, что Достоевский был игрок, рассказал исключительный случай с собой, отыгравшимся, понимай, как и Достоевский (поставил на зеро), затем – ещё более исключительный случай (он дал ей фишку, та тоже поставила на зеро и выиграла в 36 раз больше, чем поставила). Потом он показал, какой он, отговаривавший, мудрый (она таки проиграла, ещё раз поставив на зеро). Потом он господина Лю назвал выдохшимся, как газовая горелка – образно. Потом предложил руку для прохода к кеглям, и она машинально руку приняла. А в кегли никогда не играла. И это как-то чудесно, что у неё стало получаться, под его руководством с касаниями рук. А потом очарование богатого ресторана.

    "- Какой чудесный вечер. Прямо, как в сказке. А вы всё время в ней живёте, да?

    - Я долго верил в Деда Мороза. И, если хотите, всё, что я потом делал, я делал для того, чтобы вернуть эту сказку. Где я принц на белом коне. Вокруг меня чудовища. Люди с пёсьими головами. А впереди меня ждёт…

    - Принцесса.

    - Ну, вообще-то, королевство, но… И принцесса тоже. Но чем упорней я трудился, тем дальше я от этой сказки уходил”.

    Романтическая недостижимость…

    Ну поэт!

    Но поэтичность-то была мимолётной. И совсем не убедительно, что её хватило, чтоб Нине всё же изменить мужу.

    Для фабулы (то туда, то сюда, в результате никуда), да, нужно изменить. Смотришь, и всё заранее известно. Любовь одна, другая… Сознание говорит, что можно так снимать. И вкуса-то нет. И снял.

    А нельзя было. Даже начинать снимать было нельзя, раз всё тебе ясно, что ты хочешь “сказать” России, осаждённой развратным Западом (пусть капитализм тем и силён, что обращается к человеческому низу, а в России, что это за капитализм? – Пародия.).

    Упомянутый Маяковский, заметя себя в таком, мобилизованном, положении, покончил с собой. Так был тогда не просто мобилизовавший тоталитаризм. Он тем мобилизовал, что массы были за него. Но сейчас-то до такой степени ощущения НАДО не дошли. – Зато и у Бортко инстинкт художника послабее, чем у Маяковского, чтоб запросто Бортко мобилизовываться и перемобилизовываться.

     

    26 мая 2018 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
340604  2018-06-07 15:08:25
Sweetheart
-

06.06.2018
15:28

Попался.

    Уважаемые читатели! Я люблю вводить в курс дела, вводя в курс о себе… Вот про музыкальное произведение, говорят, что восприятие его при каждом прослушивании . . .

05.06.2018
11:24

Обожаю брезжущее.

    Недавно меня озарило (см. тут), что Гоголь (трезвея от недавнего своего романтизма путём прозревания, что народ-то плоховат – материалистичен слишком) не сразу . . .

03.06.2018
13:32

Несчастный.

    Я несчастный. Я имел счастье десятилетиями – вы простите мне полную искренность? – размещать в виде точки на синусоиде (с вылетами с неё вверх и вниз) . . .

02.06.2018
18:19

Про уму непостижимое.

    У меня был товарищ, идейный противник. И мы могли без устали спорить друг с другом. Уступали друг другу под давлением аргументов. Не так, как теперь враги в . . .

01.06.2018
08:28

Хорошо ли повторять?

    Я знаю, что я не шибко умею анализировать живопись. Мне лучше удаётся воспользоваться анализом специалистов и сделать свой синтез. Тем не менее, я не исключаю, что . . .

31.05.2018
08:50

Откровние от Михаила.

    Я начну с цитирования того, что постепенно навязалось моему вниманию во второй главе: "Он выпил большую рюмку водки, проглотил сардинку. Я налил ему вторую. Он её . . .

28.05.2018
19:13

Пелевин изменился.

    Вообще, когда-то со мной такое было. Я теперь и не вспомню, почему. Читать “Гойю” Фейхтвангера мне было трудно – я не понимал чего-то. Я даже только что попробовал . . .

25.05.2018
11:11

Попробую-ка я...

    Мне трудно. Хочется обосновать ещё раз. Чтоб вас, читатель, не отправлять туда, где это уже обосновано. Но. Это слишком далеко уведёт. Так что – хотите – верьте, . . .

23.05.2018
17:17

Душа стесняется лирическим волненьем, и...

    Я не знаю, чего я хочу. Я прочел слова Вейдле: "…вымысел как таковой все же никакой необходимостью не прикован к слову”. И вспомнился мне мой, отрока, рисунок. Я . . .

<< 61|62|63|64|65|66|67|68|69|70 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100