TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.03.2018
09:12

Вектор.

    Мысль имеет обыкновение появляться в разных головах. Мне когда-то пришло в голову проиллюстрировать художественность по Выготскому в виде геометрической суммы . . .

04.03.2018
19:36

Украина - не Россия.

    Я родился на Украине, моим родным языком до десяти лет был суржик. И, может, там в меня влилось что-то, специфически украинское, что в международном понятии . . .

03.03.2018
13:05

Стесняюсь восторга...

    Ну в самом деле… Передо мною злой-презлой человек: "Цитата дня: "Поддержавшие Путина рассчитывают на его участие в президентской кампании". Собравшиеся на . . .

02.03.2018
16:35

Урок Кафки.

    Кто меня уже читал, знает: я – эстетический экстремист. Экстремизм мой состоит в том, что я акцентирую то, о чём Выготский, - в своей “Психологии искусства”, . . .

28.02.2018
16:42

Слаб-с.

    Это я о себе… Люблю жаловаться… Я стал как бы наркозависимый… Не употреблял, правда, никогда. Но – как-то так: умопостигаемо это. - А можно, чтоб всем известное . . .

24.02.2018
14:09

Как из скуки сделать что-то.

    Есть такой эффект: само произведение искусства (если его так называют) не производит никакого впечатления, но когда о нём пишет и цитирует его критик, оно выглядит . . .

22.02.2018
12:08

Одна, но пламенная страсть.

    Читатель мой! Я вполне понимаю пожимание плечами зрителя (может, и мысленное) перед картиной, ничего ему не говорящей. Хоть имя художника – гремит. Таково . . .

20.02.2018
11:19

Ещё проив Явлинского.

    Я понимаю искусство- и литературоведов, которые не признают художественность по Выготскому. Я, правда, тут же теряюсь, не приписываю ли я Выготскому то, что он не . . .

16.02.2018
13:41

Против Явлинского.

    Послушал программу Явлинского и испугался. Люди могут опять, как и в 1991-м купиться на материальное. Впрочем, начну с менталитета. Я поверил и поразился утверждению, . . .

13.02.2018
10:00

Можно пожаловаться?

    Я надеюсь, что моя жалоба найдёт живейший отклик. – Почему? – Потому что вам ведь, читатель, многое в искусстве – за семью печатями. Мне тоже. Но мне кажется, что мне . . .

10.02.2018
12:19

Поразительное доказательство.

    Так случилось, что я блуждал с определением художественного смысла “Пиковой дамы” (1833) Пушкина. И когда выбрался (см. http://art-otkrytie.narod.ru/pushkin5_2.htm), написал: "Тут . . .

08.02.2018
14:18

Кикландские статуэтки.

    Это будет продолжение статьи (см. тут), в которой я отторг от первосортного искусства пещерную живопись и так называемых мадонн палеолита. Кто меня не впервые . . .

06.02.2018
16:55

Что к чему.

    Так случилось, что мне захотелось почитать роман Гладкова “Цемент” (1925). Это, вроде, так называемый производственный роман стиля так называемого . . .

02.02.2018
17:04

Зачем рисовали в пещерах.

    Вы знаете, что такое мозговой штурм? – Это (по своему опыту рассказываю) когда собирают нескольких самых головастых инженеров и озадачивают их некой . . .

29.01.2018
09:40

Я озадачен.

    Я уже привык к тому, что, какую вещь Чехова ни возьму, мне везде видится, что он –ницшеанец. То есть автор, до такой крайней степени не переносящий скуку Этого мира . . .

27.01.2018
16:37

Полюбить отчуждение.

    В “Нелюбви” (1917) Звягинцева я почувствовал своё вожделённое ЧТО-ТО, но не обрадовался. Какой-то нехороший осадок мешал радоваться. Мне крепко непонятны были два . . .

25.01.2018
16:25

Ну что сказать?

    За что на Руси любили юродивых? – За то, что те вместо людей принимали на себя повышенную обязанность быть верным Богу. Та ж требует самоотречения. Юродивые даже . . .

25.01.2018
10:55

Роман о навязывании счастья.

    Уважаемые читатели! Я всегда старался не нагружать вас собою, пытаясь у вас на виду добраться до понятности того недопонятного, что передо мною открывалось в . . .

23.01.2018
18:33

Совпадение.

    Я начал с того, что отыскал такую вот цитату (я как бы предвидел, что я её отыщу):

    "Успенский считает для себя стеснительными рамки традиционного романа, повести, рассказа. Излюбленным жанром писателя становится очерк…” (http://mirznanii.com/a/357802/biografiya-uspenskogo-gleba-ivanovicha).

    А очерк – по моему, экстремиста, мнению – не относится к художественной литературе.

    Потом я впрямую спросил поисковик: “очерк Г. И. Успенского Выпрямила”. И получил несколько совпадений в предлагаемом поисковиком списке.

    Я потому так отчитался, что знаю доподлинно, как агрессивно воспринимают иные писатели мои заявления, что очерки – за гранью искусства. (Если не понимать искусство в расширительном смысле.)

    Так вот прочёл я очерк “Выпрямила” (1885) и поразился, насколько я совпадаю с Успенским, говоря, что только то произведение неприкладного искусства художественно, которое несёт в себе след подсознательного идеала, что выражается для восприемника произведения в том, что тот чувствует ЧТО-ТО, не поддающееся словесному выражению.

    Вообще-то я себя словом “подсознательного” загоняю в сомнительный угол: как можно доказать, что у художника в подсознании таки был идеал, а не в сознании? Например, касательно античных художников, которые соразмерность числами выражали.

    "Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой от высоты тела, расстояние от глаз до подбородка — одной шестнадцатой, высота лица — одной десятой.

    В своем “Каноне” Поликлет уделял большое внимание пифагорейской теории золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Например, весь рост “Дорифора” относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние — к расстоянию от пупка до темени” (http://www.people.su/88513).

    Зритель-то, ясно, что только подсознанием ощутит, когда пропорции скульптуры будут соблюдены. Или даже если ощутит сознанием, как различаются гармонические созвучия, то никакому сознанию не дано постигнуть что натяжение струн, дающих приятный звук, есть 3 к 2.

    Про звуки, пишут, Пифагор опытом определил числа. А как с человеческими фигурами? Наверно, обсуждениями, кто красивее сложён. А есть же так называемое эйдетическое зрение – фотографическая память. Про детей думают, что они все поначалу эйдетики. Так если древние люди были в этом ближе к детям, чем теперешние, то представимо, что древнегреческий скульптор был в состоянии и повторить в материале фигуру, признанную в натуре самой красивой, и измерить потом её параметры. И потом все скульпторы точно знали, как ваять, чтоб получилось красиво.

    И как тогда быть мне с моей идеей-фикс насчёт подсознательного идеала автора?

    Может, с человеческими фигурами не так всё жёстко определённо, как с музыкальными тонами?

    Тогда появляется неуловимость. А стремление к ней именно в таком качестве, как к неуловимой, может, обретёт мистический аспект? Метафизический… И негуманный!

    Ведь что такое гуманизм – это отказ от акцента на строгую духовность, это ценность пусть и грешности, пусть и несовершенства.

    А стремление к Абсолюту красоты, ещё и неуловимой…

    Успенский вступает – и очень убедительно – в спор с Фетом, восславившим чувственность, мол, воспетую Агесандром, сыном Менида, гражданином Антиохии в своей Венере Милосской. Особенно меня убеждает, что скульптура-то изображает полуодетую женщину. И не так полуодетую, чтоб вожделение мужское к ней усиливать.

    Фет-то, шопенгауэрец, был вправе исказить намерение скульптора. (Маленькая заминка тут у меня в том, что – для себя, по крайней мере – я различаю разные степени шопенгауэрства-ницшеанства. Слабую степень я называю недоницшеанством. В отличие от недостижимости ницшеанства у недо… – достижительность в чести. И Фет как раз из недо… Он славит волю. И в своём стихотворении как бы овладевает Венерой Милосской. В этом ещё остаётся сколько-то гуманизма. А у ницшеанца-Агесандра его совсем нет.)

    (Новая загвоздка, что сама повторяемость типов идеалов в веках не очень-то принята искусствоведением, следовательно, и вами. Но что мне делать, если я принял? Примите и вы, читатель. Тогда вам не станет странно, что я ницшеанцем называю автора жившего за 19 веков до Ницше.)

    Так вот Агесандр – будучи ницшеанцем – воспевает своей скульптурой неуловимый Абсолют Красоты, иномирие некое, как числовое отношение 3 к 2 в гармоничном созвучии не существует в материальном виде, а только в идеальном. Мы то думаем, что, раз мы Венеру Агесандра видим глазами, то виденное и есть зримый образ зримого же.

    А это не так!

    Тут – новое затруднение. Венера Милосская была изваяна во II веке до новой эры, то есть в эллинистический период, когда драчки между полисами кончились, и была политическая тишь да гладь, да божья благодать.

    А к Абсолюту (никакому!) не стремятся в хорошее время.

    Меня выручают такие слова:

    "Наиболее характерные черты эллинизма как синтеза греческих и восточных начал во всех областях жизни, производства и культуры проявились в Египте и на Ближнем Востоке, так что этот регион может рассматриваться как район классического эллинизма. В других регионах было больше социально-экономических, политических и культурных отличий от классического эллинизма Ближнего Востока. В частности, в двух последних регионах, а именно в Балканской Греции и Македонии, Великой Греции и Причерноморье, т. е. на территории собственно Древней Греции, синтеза древнегреческих и древневосточных начал не существовало. Историческое развитие в этих областях проходило на одной основе, а именно основе древнегреческой цивилизации как таковой” (Ю. Андреев. https://history.wikireading.ru/92738).

    Ну а в классический (доэллинский) период полисы дрались друг с другом. И было плохо.

    А вообще, было ли когда-нибудь хорошо? Всем…*

    В общем, если принять, что Агесандр был крайне удручён Этим миром, то идеалом его, подсознательным, было убежать из Этого мира? Куда? – В иномирие, в Абсолют Красоты.

    Это-то и почуял экстремист (революционер) Успенский. Народник. Пред ним был крах народничества и надежды на некапиталистический путь России. И он завопил, фигурально завопил своей интерпретацией (почти верной!) статуи Агесандра. Он улетел мечтой, как и Агесандр, вон из действительности. Только, в отличие от Агесандра, иномирие Успенского было не принципиально недостижимым, а принципиально достижимым. С помощью социальной революции. Пусть в 1885 году и совершенно Успенскому не видно, когда она может наступить.

    "И желание выпрямить, высвободить искалеченного теперешнего человека для этого светлого будущего, даже и очертаний уже определенных не имеющего, радостно возникает в душе”.

    Совершенно чётко дано диаметрально близкое к Агесандру как экстремисту определение идеи Венеры Милосской.

    Нужна, конечно, моя наглость и безответственность, чтоб я потому назвал эту скульптуру художественной, что идеал иномирия у Агесандра был подсознательный, ибо доказательство – чуяние в скульптуре ЧЕГО-ТО таким зрителем, как Успенский.

    Сам-то я не чую. Но Успенский меня убедил. Может, потому, что у нас одинаковое отношение к этому неуловимому ЧТО-ТО, словами невыразимому. По крайней мере, простому зрителю не дано это выразить словами.

    17 января 2018 г.

    *- Это выглядит натяжкой.

    - Согласен. Я вник. Драчка перешла с уровня полисов на социальный. Развивалось рабовладение (рабов продавали в крепнущий Рим) и обеднение демоса. Отсюда восстания, "жестокие распри, в которых многие были умерщвлены или изгнаны” (http://historic.ru/books/item/f00/s00/z0000017/st043.shtml). Смерти вокруг прибавилось. И это обеспечило неприятие Этой жизни вообще.

    18.01.2018.

22.01.2018
17:39

Недопонятное.

    Я наткнулся на такие слова: "…творческие способности (в свое время позволившие Копернику и Дарвину построить свои теории) происходят из сознательного доступа к . . .

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100