TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


06.12.2016
22:17

Плохо мне.

    Я не умею отличать искусство от неискусства. Я, посвятивший три четверти жизни такому различению. Вот смотрите. Натыкаюсь на такую запись: "Ваня Клиновой . . .

02.12.2016
18:27

А вот и ура.

    Эта статья – как тренажёр для ума: тут надо уметь переноситься на чужие точки зрения. В том числе и абсурдные. Перечень точек зрения таков: 1) художника Калло в 1622 . . .

02.12.2016
15:53

Уф! Гора с плеч!

    Есть шанс что-то открыть в Горьком. Для себя, естественно. Но и для многих-премногих, его не ценящих. – Наткнулся на слова о нём Леонида Андреева, в которых есть о . . .

25.11.2016
22:27

Расследование.

    Когда-то Раззаков своим поклёпом на Высоцкого заставил меня написать целую книгу по его книге (см. тут). Нечаянно я натыкаюсь на его – новый для меня – такой . . .

24.11.2016
15:08

Три статьи о Тургеневе.

    Хочу всё знать! Название серии научно-художественных сборников, выходившей с 1957 по 1990 год Попытка и пытка. Берусь проверить своё предположение, что роман . . .

23.11.2016
22:55

Подсознательное предвидение разрыва.

    Согласитесь ли вы, что это НЕ красивая рука? Если думать о женской руке… С набрякшими жилами. С посинениями, и даже зелёные оттенки встречаются (если можно . . .

14.11.2016
19:27

Почему такая тоска?

    Может быть много предположений, почему у меня такая тоска от смотрения сериала Фурмана “Таинственная страсть” (2015), снятого по мотивам одноимённого романа (2007) . . .

13.11.2016
20:02

До чего доводит то, что нечего читать.

    Я уж надоел, наверно, тем, кто меня постоянно читает, своими жалобами на то, что нечего читать. Одно обнадёживает: что меня так мало читают, что я не успел никому . . .

12.11.2016
21:33

Знает ли историю Сванидзе?

    Слова Сванидзе Слова историка Фамилия и эл. адрес слов историка …Н.С. Михалков вдруг переходит к апологии Ивана Грозного, . . .

09.11.2016
12:37

Детский вопрос.

    Если было – плохо, то стало – хорошо? Если деревенщики были против советской власти (за её дурной активизм, прогородской и антидеревенский), то с реставрацией . . .

06.11.2016
12:12

Язва.

    Критикую первую главу романа Аксёнова “Таинственная страсть. Роман о шестидесятниках” (2007). Читаю и пишу. Если меня не подводит слух, Аксёнов над Высоцким язвит . . .

05.11.2016
09:27

Андерсон, который не сказочник.

    А один из открывателей, если не открыватель, постмодернизма. Это теперь, на старости лет, я пришёл к мнению, что в советское время гуманитарная сфера была в полном . . .

04.11.2016
11:14

Много шума из ничего.

    Чем-то впечатлила такая картина. Сергей Григорьев. Сердце города. Софийская площадь. 2011. Акварель, бумага. Уж больно угрожающее небо. А Богдан Хмельницкий кому . . .

28.10.2016
16:48

Голубые воришки?

    Извиняюсь за странность названия: множественное число и вопросительный знак образовались непредусмотрено, из-за неожиданного появления второй части статьи. 1 . . .

26.10.2016
15:22

С насмешкой над собою.

    За мною есть грех. Его называют: замыслился. Это значит, что я так глубоко погружаюсь в материал, что забываю, каковы обыкновенные люди (тот же я сам, . . .

24.10.2016
14:21

Впечатление.

    Эта статья началась с недовольства. Недовольства столь многим, что лучше туда и не погружаться. А оно, недовольство, происхождением имеет, подозреваю, в душе моей . . .

21.10.2016
15:25

Я поражаюсь.

    Поражаюсь я на Ортегу-и-Гассета. Почему-то думалось, что знаменитый философ хорошо чует, что “говорят” нам великие живописцы. Поражаюсь я и тому, как этот философ, . . .

19.10.2016
11:54

Притяжение.

    Естественное дело: сперва нравится, а потом начинаешь думать, почему. Да? Но я стесняюсь. Как вдова, почернела земля заповедная. На угрюмой реке неспокойна вода . . .

17.10.2016
15:51

Страсти по Гроссману.

    1.1 Я про Гроссмана услышал в перестройку. А та очень скоро стала мне подозрительна, что дело ведётся к реставрации капитализма. И, хоть я был противником . . .

14.10.2016
14:28

Песни об Иване Васильевиче.

     

    В Орле открыли памятник Ивану Грозному.

    Новости.

    Ну чем они хороши, старинные народные песни? – Тем, что исполняют свою функцию – выражать черты народного характера. Как бы ни варьировались тексты – цель одна.

    Со времён Ивана Грозного появилась, видно, в народе такая черта, что русские – самые-самые среди народов. В частности, среди русских есть такие физически сильные люди, каких среди соседних народов нету. И эти силачи – образ народа-силача.

    Порождена ли сила моральным угнетением иностранца (то есть сила – от духа)?

     

    Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,

    Любимый царскій шуринушка.

    Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ поборотися,

    За прокладъ поводитися:

    Онъ хочетъ каменну Москву въ полонъ себѣ взять,

    Онъ хочетъ взойти во Кремль городокъ,

    Онъ и хочетъ съ насъ пошлины брать,

    Съ воротъ поворотныя,

    А съ дымовъ подымовныя.

    . . . . . . . . . . . .

    Похваляется Темрюкъ-Мастрюкъ,

    Онъ хвалится своей силою:

    Я Москву вашу насквозь пройду,

    Не найду я себѣ спорщика,

    Съ кѣмъ бы могъ я поборотися!

    Заявлено вслух не было о полоне, но народ подумал. Важно, однако, что сила не в духе сопротивления.

    Как факт, в другом варианте таких, оскорбляющих москвичей-государствеников, помыслов про Темрюковича нету.

     

    Выбежал тут Мастрюк

    На крылечко красное,

    Кричит во всю голову,

    Чтобы слышал царь-государь:

    "А свет ты, вольной царь,

    Царь Иван Васильевич!

    Что у тебя в Москве

    За похвальные молодцы,

    Поученые, славные?

    На ладонь их посажу,

    Другой рукою раздавлю!”

    Но в обоих вариантах инициатива меряться силою происходит от Темрюка, и в обоих вариантах – на свадьбе Грозного и черкешенки.

    Одинъ гость хлѣба-соли не ѣстъ,

    Хлѣба-соли не кушаетъ,

    Бѣлаго лебедя не рушаетъ,

    Зеленаго вина въ ротъ не беретъ,—

    Кастрюкъ-Мастрюкъ Темрюковичъ,

    Любимый царскій шуринушка.

    Онъ думаетъ думушку, съ кѣмъ

    поборотися,

    А един не пьет да не ест,

    Царской гость дорогой

    Мастрюк Темрюкович,

    Молодой черкашенин.

    И зачем хлебасоли не ест

    Зелена вина не кушает,

    Белу лебедь не рушает?

    У себя на уме держит:

    Изошел он семь городов,

    Поборол он семьдесят борцов,

    И по себе борца не нашел;

    И только он думает

    Ему вера поборотися есть

    У царя в каменной Москве,

    Хочет царя потешити

    Со царицею благоверною

    Марьею Темрюковною;

    Он хочет Москву загонять,

    Сильно царство Московское.

    Это след памяти от бесконечных в прошлом набегов степняков на Русь. Зато теперь, после окончательной победы над ними при Иване Грозном (он включил себе в царство и Казанское, и Астраханское, и Сибирское ханство) есть у народа желание не просто продемонстрировать силу-победу, а и осмеять слабость-поражение соседа. (Не красиво. Но. Таков народ, прежде много настрадавшийся от степняков.) Это народное желание чует царь. В одном случае он даёт соответствующий наказ русским борцам.

     

    Говорил тут царьгосударь,

    Царь Иван Васильевич:

    “Ты, Никита Романович,

    Веди борцов на двор,

    На дворец государевой,

    Борцов ученыех,

    Молодцов похваленыех,

    И в том им приказ отдавай:

    Кто бы Мастрюка поборол,

    Царского шурина,

    Платье бы с плеч снял

    Да нагого с круга спустил,

    А нагого, как мать родила,

    А и мать на свет пустила”.

    В другом случае он этого не делает. Само так получается.

     

    Схватился со меньшимъ братомъ:

    Тотъ его беретъ за лѣвый воротокъ,

    Поднимаетъ на правый на носокъ,

    Онъ приподнялъ повыше себя,

    Ударилъ о сыру землю,

    По колѣни его въ землю вшибъ.

    По колѣни, чуть не по поясъ;

    Онъ и цвѣтное платье съ него сшибъ,

    Пустилъ его косо на босо,

    Пустилъ его, въ чемъ мать родила.

    Но победно-насмешническая суть народного характера в обоих вариантах выражена царём. Невеста в обоих вариантах обиделась за брата и возмутилась. А что царь?

    Сказалъ тутъ Царь-Государь,

    Царь Иванъ сударь Васильевичь:

    — Ты баба, ты бабье знай!

    Не то-то намъ дорого,

    Что татаринъ похваляется,

    А то-то намъ дорого,

    Что русакъ насмѣхается!

    Говорил тут царь-государь:

    "Гой еси ты, царица во Москве,

    Да ты, Марья Темрюковна!

    А не то у меня честь во Москве,

    Что татары те борются;

    То-то честь в Москве,

    Что русак тешится!

    Хотя бы ему голову сломил,

    Да любил бы я, пожаловал

    Двух братцов родимыех,

    Двух удалых Борисовичев”.

    Что народу надо от царя? Народ понял, что ему не житьё от степняков при раздробленности. Спасение – только в централизованном государстве. А уж более быть централизованным, чем при Грозном, и быть не может. – Так воспеть его, Ивана Васильевича, выразителя духа народного.

    А теперь в роли степняков – Запад… - Ну так и сказывается народный характер.

    14 октября 2016 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
337134  2016-10-14 15:05:26
Константин Бучельников
-

<< 71|72|73|74|75|76|77|78|79|80 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100