TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


08.10.2014
21:00

Чудеса подсознания.

    Это впечатляет √ до какой неосознаваемой тонкости доходит поэт, сочиняя┘ Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я . . .

07.10.2014
13:30

Проверка Мейерхольда-режиссёра на ницшеанство.

    Берём сначала дореволюционную режиссёрскую деятельность Мейерхольда. 1907 год, ⌠Балаганчик■. Блок над мейерхольдовским ницшеанством (мир √ царство Зла, так вон . . .

07.10.2014
11:45

Я что-то понял в Мейерхольде?

    Пожалейте меня, люди, кто это читает. Я давно перестал читать книги для получения удовольствия. Я читаю художественную литературу, чтоб открыть, - если повезёт, . . .

04.10.2014
14:45

Смирная ли Смирнова.

    Попросили меня растолковать фильм ⌠Кококо■ (2012) Авдотьи Смирновой. А у меня √ особые подходы и критерии. Так что не обессудьте. Начну с них. Я произведения . . .

28.09.2014
10:14

Ругаясь, недолго и глупость сморозить.

    Очередной срыв. Опять обсуждаю публицистику, в которой по определению нет никакого сознательно скрытого смысла. И рождено стихотворение (на уровне идеала) без . . .

20.09.2014
10:10

Тоска по полной жизни.

    Один филолог, Александров (фамилию помню), на моё предложение посмотреть, что это за новые картины повешены в одной из гостиных Одесского Дома учёных, пошутил, что . . .

17.08.2014
18:06

Зло берёт.

    ⌠Я вырос на его песнях, всегда с уважением относился к его творчеству. И когда люди, которых уважаешь, делают такие поступки, теряешься: а что он делает?■ (Иосиф . . .

17.08.2014
12:04

Глухая ненависть.

    Глухую ненависть испытывал я к Марку Розовскому, когда читал его ⌠Установочную беседу перед началом репетиции■ спектакля по ⌠Роману о девочках■ Высоцкого. √ . . .

12.08.2014
22:14

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

12.08.2014
16:15

Не боись!

    Слыхали ль вы, читатель, ⌠Увертюру 1812 год■? Там борются мотивы двух гимнов: Французской республики и Российской империи. Есть какая-то аналогия между темой той . . .

10.08.2014
11:47

Рафаэль во гневе.

    Где-то я читал хлёсткие слова о Ветхом Завете, что это роман Бога с его избранным народом, таким жесковыйным, что никак Он его не может и не может ввести в стойкую . . .

09.08.2014
12:45

Модное безобразие.

    Спро`сите, как безобразие может быть модным? √ Если публика в ажиотации до неадекватности. Вот гей-Запад сумел же себя довести┘ Я переписывался с одним из этих . . .

03.08.2014
14:17

Сурово.

    Уважаемый читатель, разрешите воспользоваться вашим любопытством, приведшим вас на эту страницу, и сообщить вам, что недавно я пришёл к двум заключениям. Первое, . . .

25.07.2014
10:01

Правда про Сосюру.

    Я б не писал эту статью┘ Ну что писать о произведении прикладного искусства? О произведении о заранее знаемом┘ О любви к родине. Что скрытое может в нём быть, если . . .

17.07.2014
16:05

Что значат эти слёзы?

    На канале MEZZO играли Пятую симфонию Чайковского. И ко мне то и дело подступали слёзы. Я было думал, что это слёзы по молодости. Я был впечатлительный молодой . . .

12.07.2014
17:15

Во всём виноват капитализм.

    Признаюсь, мне давно хочется написать что-то под таким названием. Не склочно-мелочное, а по большому счёту и неопровержимое. Когда-то, лет сто назад, об этом и . . .

11.07.2014
18:34

Мне смешно.

    Мне смешон я. Натягивающий, если сказать грубо, предвзятый смысл на неизвестное произведение известного автора. Читаю, читаю, читаю об этом произведении у некого . . .

27.06.2014
12:31

Не могу молчать, слушая это.

    Слушая интервью Казиника Познеру (http://muzoff.com.ua/news/pozner_mikhail_kazinik_24_06_2014_24_ijunja_2014_24_06_14/2014-06-24-67768). Я очень рекомендую читателям этой вещи переходить на отсылки тут . . .

23.06.2014
11:10

М-да.

    Нет, ты полюби нас черненькими, а беленькими нас всякий полюбит. Гоголь. Этот фильм, ⌠Перемирие■ (2010) Проскуриной, явно сделан как бы в ответ оранжевым, пик . . .

01.06.2014
21:27

Смотрение в себя и русскость.

    Смотрение в себя и русскость.

    Когда-то я стоял на Кузнецком мосту перед одной картиной на персональной выставке некого художника (запомнил почему-то фамилию √ Тимков), а возле собралось несколько художников и слышно для меня Тимкова порицали. Кое-что помню. Там был нарисован ледоход. Так "вон та" льдина, по мнению одного, была не горизонтальна, как полагалось, а торчала. Я стеснялся оглянуться, на какую льдину указывает мэтр, а без этого определить торчащую не мог.

    Кстати, в эпоху интернета я, наверно, найду картины этого Тимкова.

    Так и есть.

     

    Тимков. Осень. 1971.

    Тимков. Пейзаж. 1960.

    Тимков. Русская зима. Иней. 1969.

    Теперь я сходу понимаю, что мне в Тимкове понравилось и почему я запомнил его фамилию. Он из той породы художников, которые рисуют любовь к родине. А в предмете любви, наверно же, есть что-то объективно, а не только субъективно позитивное. Вот он то и другое рисует. И для такого художника времени как бы не существует. Приметы времени он убирает из своих картин. И рисует вечное, неизменное.

    Тогда, правда, мне нравилось у него умение нарисовать, наоборот, мгновенно-преходящее и┘ совершенно, казалось бы, непередаваемое живописью: температуру оттепельную, или запах почек весной. Но теперь мне кажется, что всё-всё у него может быть обобщено словами любовь к родине. К тому в ней, что неизменно. (Как менталитет у народа, населяющего её. Те черты менталитета, которые заставляют гордиться своим народом.)

    Мне кажется, что такое стали рисовать тогда, когда художники перестали народ жалеть, что было у передвижников. Когда провалилось народничество. И с тех пор √ навсегда. Народ тогда как раз расправлял плечи (рождаемость, например, пошла круто вверх). А передвижники-народники видели лишь, как капитализм на большинстве плохо сказывается, и √ жалели. А попали в итоге пальцем в небо, критические реалисты. Реализм √ это открытие художником того социального, которое уже есть, а социум ещё не видит. Так те, кто почуял этот национальный подъём, из передвижнической жалости выбивались. И были-таки реалистами. А у остальных жалость осталась, но √ штампом. И у молодёжи вызывать должна была отвращение.

    Я всем этим подбираюсь к Грабарю. И вот нашёл в его воспоминаниях это отвращение. Он попал на учёбу в Академию художеств. Она тогда только-только стала антиакадемической. Как бы передвижнической (настолько передвижничество стало авторитетным, тогда как на самом деле уже становилось анахронизмом). Это сказалось на натуре. Сажали не голого человека, а одетого человека из народа, несчастного. Грабарь его нарисовал, и его сразу перевели в следующий класс.

    Грабарь. Старик-натурщик. 1891.

    ⌠Боже, какое это беспомощное барахтанье в самой дешевой, хотя с виду "французской", самой поверхностной живописи. Поверхностной потому, что ее "эмалевая" фактура была достигнута при помощи медиума Робертсона, только что появившегося у Аванцо и культивировавшегося в Москве Коровиным и Серовым, у которых его заимствовал переимчивый Щербиновский. Ни рисунка, ни формы, ничего, кроме приятных красочек. Но старик вышел похожим. Как меня могли за эту чепуху перевести в натурный класс?■ (Грабарь. http://igor-grabar.ru/monografia-akademia3.php).

    Так меня бесят эти рафинировано художнические понятия. Как сердило то, незамечаемое мною, торчание для художников горизонтальной льдины у Тимкова. Ну что тем было до умения изобразить любовь к родине в её вневременном изводе!.. Как этому ⌠Ни рисунка, ни формы■┘ Эти Робертсон┘ Аванцо┘

    То ли дело для меня, не художника, идеал художника, им самим не осознаваемый┘

    А может, и осознаваемый, но разговор о котором впрямую почему-то не ведётся:

    ⌠┘все эти юноши [думает, мол, учитель, передвижник] стоят уже на других позициях, любят другое искусство, а искусство его [учителя] и его сотоварищей по передвижным выставкам презирают, что ближайшее будущее, вероятно, за ними, юношами, а не за передвижниками■ (Там же).

    Раз социальное с провалом народничества провалилось, то что? √ Художники стали искать гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте.

    Так было, грубо говоря, две возможности, чем восхищаться: по-прежнему √ народом, и, по-новому, не народом.

    Давайте сделаем эксперимент: посмотрим на репродукции двух картин, в которых ⌠героем■ является иней. И спросим себя: которая имеет отношение к народу, а которая √ нет.

    Или ответьте: мыслимо ль, что вторая картина изображает окраину площадки? И если да, то мыслимо ль, что площадка какая-то такая?

    http://www.insecula.com/oeuvre/photo_ME0000051753.html

    По-моему, да.

    Так вот площадку нарисовал Клод Моне в 1880 году, назвав её "Мороз". А четыре дерева на краю площадки нарисовал Грабарь в 1905 году и назвал "Иней".

    То есть Грабарь рисовал что-то, не относящееся к народу, к России. Первая же картина как раз к России отношение явно имеет. Бакшеев. ⌠Иней■. 1900. Как, например, ясно, что такое вот

    Александр Kaнoльдт. Телеграфные проволоки в иней. 1921.

    изображение относится скорее к Германии, чем к России. Да и следующая тоже маловероятно, что к России относится.

    Уго Дарнаут. Зимний пейзаж. 1900.

    Так вот я и предлагаю думать, что лицо "Союза русских художников", - членом Союза был и Грабарь, - составляли те художники, которые рисовали красоту и гармонию именно России, а не нечто космополитическое или иноземное.

    Грабарь. Сказка инея и восходящего солнца. 1908.

    Грабарь. Февральская лазурь. 1904.

    Грабарь. Солнце поднимается. 1941.

    Смею интерполировать свой вывод о ницшеанстве постимпрессионизма √ на Грабаря. Его пленяет вседозволенность, которую он переживает, позволяя себе техники дивизионизма и тому подобное. Поэтому даже если и оказывается вставленным в картину Грабаря что-то исконно русское √ это не превращает его в коллективиста.

    Грабарь. Мартовский снег. 1904.

    Доказательством этой мысли могут служить слова самого Грабаря:

    "Закрыв почти весь холст, ≈ писал Грабарь, ≈ я вдруг увидел крестьянскую девушку в синей кофте и розовой юбке, шедшую через дорогу с коромыслом и ведрами. Я вскрикнул от восхищения и, попросив ее остановиться на десять минут, вписал ее в пейзаж" (http://aktinoya.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=205:2012-03-10-13-55-43&catid=70:2011-11-29-12-10-34&Itemid=171).

    Случайность появления фрагмента характерна.

    Но надо признать, что есть у Грабаря и картины, похожие на те, которые рисовали "союзники", имея в виду всё же Россию, а не свой внутренний мир.

    Грабарь. Зима. 1906.

    Впрочем┘ Мыслимо, что и тут √ с Россией √ это есть выражение внутреннего мира: переживание фантастического России. Или вообще мало ли какой невероятицы о России. √ Пе-ре-живание! Личное.

    Малявин. Вихрь. 1906.

    Грабарь Малявину рецепт красок подсказал. Единомышленники┘

    Безудержная русскость в себе, художнике, нарисована, а не русские бабы. Вон, у центральной даже голова не поместилась. То есть √ это тоже ницшеанство! (Жаль, от немецкой фамилии термин произошёл.)

    ⌠Критик Сергей Глаголь, писал, что "Вихрь" производит впечатление "красивого ковра с огненно-красными, малиново-красными и сине-зелеными пятнами. Краски горят. Долго смотреть на них больно глазам, и все-таки оторваться не хочется. Что-то чарующее, влекущее к себе... В этом вихре красок есть что-то, стоящее за ними, какая-то жуть, что-то заставляющее задуматься о чем-то далеком от красок"■ (http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post112885508/).

    Эта ⌠жуть■ стала последней каплей, заставившей меня найти, как же индивидуалист-ницшеанец Грабарь оказался в коллективистском ⌠Союзе русских художников■. √ И у них это не коллективизм, а вид ницшеанства: выражение переживания исключительности, которое сопряжено с русскостью у русских, с белорусскостью у белорусов и т.д. Сколько ни есть земель и населяющих их народов, столько и переживаний нюансов исключительности.

    30 мая 2014 г.

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100