Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
28.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
19.05.2014 |
Сюрреализм по форме, но реализм по сути.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
12.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
08.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
03.05.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
30.04.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.04.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
20.04.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
15.04.2014 |
Вот вопрос: почему это не волнует? Коржев. Влюблённые. 1959. Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время: ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и невмешательство многих руководителей партии вызвали возмущение. Растерянная художественная интеллигенция не знала, какую позицию занять в отношении власти; страх вызвал смятение, неуверенность в идеалах, слов карьерных достижений, сомнения в верности идеологического пути. Единственными, кто не поддавался борьбе страстей, кто являл собой невозмутимую силу, противостоящую интеллигентским метаниям, были обычные рабочие, трудяги, выстоявшие в войну и не участвовавшие в 1930-х годах и позже в политических баталиях. Именно они безбоязненно выступали на партсобраниях с осуждением руководителей, именно они поднимали голос и открыто выступали против нищенских условий существования. Достаточно вспомнить новочеркасскую трагедию [расстрел в 1963 г.], чтобы понять, кто мог в те годы противостоять антинародной политике власти. Нравственная стойкость рабочих, обычного трудового люда была отмечена и привлекла к себе внимание общественности. Искусство как бы заново осознало роль рабочего человека в действии и постаралось оценить его нравственные качества┘ Коржева интересует не только правда жизни, растерянная общественным сознанием к тому времени, когда он начинал свой творческий путь, но и судьба человека. С начала 1960-х годов, после долгих лет забвения, судьба личности, подмененная было судьбой коллектива, в котором личность выпадала из поля внимания искусства, вновь обрела реальность. Повесть М. Шолохова ⌠Судьба человека■, позднее воплощенная С. Бондарчуком в кинофильме, сигнализировала о направленности общественного внимания. Что стало с человеком после Второй мировой войны и каковы судьбы страдальцев, прошедших через столь тяжкие испытания? Эта тема не могла не окрашиваться этически┘ Изображая эту пару, расположившуюся рядом с мотоциклом, художник явно не договаривает что-то важное из их прожитой жизни. Ясно только, что перед нами ее драматический финал. А недоговоренность обязывает домысливать судьбы персонажей, следуя заложенной в живописи драматической интонации. После многочисленных сюжетов с героическими и трудовыми подвигами, кочевавших из картины в картину, снижение героического пафоса до бытовой темы, рисующей простых людей в обыденной обстановке, казалось кощунством над великим предназначением искусства. Коржев в своем произведении снял ложный глянец неправды и вернул теме судеб людей человеческое измерение. Монументальная композиция придала теме значительность, укрупнив проблему судьбы человека, его трудного настоящего и, очевидно, нелегкого будущего. Сообщив теме нравственный ракурс, Коржев начал борьбу за воплощение искусством жизненной правды, какой бы она ни была. Это была новация по смыслу и содержанию, отнюдь не меньшая, чем перевернутый унитаз Дюшана■ (Манин. http://www.artpanorama.su/index.php?category=article&show=article&id=48). Ну┘ Насчёт ⌠начал■ за жизненную правду, ⌠какой бы она ни была■┘ Я боюсь, что ещё передвижники её начали. В России. А во Франции √ Домье. Другое дело, что коржевские герои сумели принять что-то в отвергаемой действительности. И оттого √ монументальность. Монументальность всегда позитивна. Сама она обеспечена крупным планом и полным изображением фигур. И что на всю картинную площадь они распространены. Ещё √ понятие ⌠типажности┘ седой немолодой человек с дубленым, обветренным лицом. Этот же тип, но с некоторыми модуляциями, можно усмотреть <┘> и в персонаже из картины ⌠Поднимающий знамя■┘■ 1957. ⌠Возникает типология образа времени■. Ну. Если смотреть одну картину √ не заметишь┘ И ⌠Коржев в этом смысле продолжает традицию не только русского, но и мирового искусства■. Так что открытия нет и тут. Правда, что смотрящему до открытия и истории мирового искусства. √ Я смотрю, и меня не волнует. А должно бы: ⌠┘идея некоего фатума. Люди страдали за общее дело, терпели лишения за человечество, вышли калеками из борьбы за правое дело, и┘■ Какой страшный трудовой загар у обоих. Какая плохая галька на этом пляже, где они устроились покайфовать на отдыхе. Какой угрюмый закат. У неё на руке кольцо. Чья-то жена. У него кольца нет. Бобыль. Влюблённые. О чём мужчина так тяжело думает? Не гимнастёрка ль на нём? 14 же лет после войны. Так называемый ⌠суровый стиль■┘ ⌠Его композиции необычны, они сводятся к фрагменту, в который художник старается уместить свои представления о человеке, рассмотрев его в увеличенном масштабе, скрупулезно и предметно описать его облик■. Ого-го, как много герой имеет √ целый мотоцикл. (Фрагментарность особенно на этом мотоцикле видна.) Так то-то и оно, что плевать на МАТЕРИАЛЬНОЕ вознаграждение! Это меня должно бы разогреть: очень близко к моей собственной идее-фикс. И тень противоречия ж есть: влюблённые, а┘ такая скудость. Так то-то и оно, что тень. Всё ж тут по логике: какая жизнь √ так и чувствам отдались. Нет противоречия! Всё √ плохо. Ведь у того же Дюшана (см. тут), когда открывается, что ⌠Информация же <┘> не о себе самой, а о чем-то ином, более существенном■ (Турчин. http://fege.narod.ru/librarium/turchin/turchin.htm), - что информация не об унитазе, а о ненависти к ловкачам от искусства, бездушным, и ухитряющимся зашибать большие деньги за свои профанации, - тогда ж аж в какую-то экзальтацию впадаешь. √ Что значит противоречивость! Но. И ведь тем, что нет противоречия, рождающего загадочность, желание разгадать, постичь и получить озарение от постижения, что всего этого нет √ этим же не объяснишь, почему не трогает┘ Вон (см. тут), Сидоров, тоже шестидесятник, тоже без противоречия, а ведь как сладко ноет сердце от его идиллий. Я ж от крестьян так же далёк, как от рабочих. Гос-споди! Да что ж это за загадка, человеческая душа в её общении с┘ чем? Понял! Подсознательного нет у Коржева. У Дюшана тоже нет, но очень уж большая дистанция от того, чем выражено, до того, что выражено. Из-за такой дистанции постижение всё же достигает категории озарения. Как в случае с переходом из подсознания в сознание. У Сидорова общаются подсознательное художника и зрителя. А с Коржевым о подсознании и речи нет. Расстояние от ⌠чем выражено■ (монументальностью, суровостью) до ⌠что выражено■ (сила духа) √ невелико. √ Вот и не волнует. Или просто потому не волнует, что какая-то катаракта закрывает мне, духовному, но не душевному, просто видеть противоречие: монументальностью выражено ж┘ личное! Ну кто когда так поступал? √ Да никто. Я читаю: ⌠снижение героического пафоса до бытовой темы■, - и в упор не постигаю, что мне говорят же о противоречии. √ Потому меня картина не волнует. Я √ дальтоник своеобразный. Катарсис от столкновения противочувствий потому и называется возвышением чувств, что это √ третье переживание. Первое √ героизм, рождается от монументальности в картине. Второе √ бытовизм, так сказать, √ от бытовой темы. Но как же прав ницшеанец Мамардашвили! ⌠┘могу ли я, захотев иметь мысль, этим хотением ее получить в следующий момент? Или √ взволноваться, захотев взволноваться? Вдохновиться, захотев вдохновиться? Есть масса событий в мире, которые нельзя получить таким образом. Нельзя получить мысль, захотев получить мысль, и нельзя взволноваться, захотев взволноваться. То, что случится через момент, следовательно, не вытекает из того, что было перед этим■. Нарушение причинности √ потому ницшеанство. Но, слава богу, Коржев не ницшеанец. Его пафос √ не апричинность, а соединение несоединимого. После эпохи героизма всегда соединение несоединимого наступает. Головой я понял. А чувство всё равно не охватило. Но художник не виноват. Я виноват. 27 марта 2014 г. И я не виноват при том. Минута виновата. Через день я по телефону рассказывал товарищу эту картину, и у меня дыхание перехватило. Он даже подумал, что связь испортилась. Но и виноват я тоже. За другое. За то, что ошибочно написал: ⌠После эпохи героизма■. Никакое не ⌠после■, если вспомнить другие картины Коржева того же времени и стиля √ сурового. Тот же ⌠Поднимающий знамя■┘ Разве это ⌠после■? Это возврат! Иначе неверно было б именоваться шестидесятником. Коржеву был 31год. Он не был ничем не замаран. Перед ним всё только начиналось. Он возвращал героизм от поворота к омещаниванию (без утраты ценности личного). 22 мая 1957 года на собрании представителей колхозников Хрущёв бросил ставший знаменитым лозунг: ⌠Догнать и перегнать Америку!■ А Коржев ему в ответ √ ⌠Поднимающего знамя■ и ⌠Влюблённых■. Говорят, жизнь прожить √ не поле перейти. Вот так же и с постижением картины. 28 марта 2014 г.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.04.2014 |
Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
01.04.2014 |
Ностальгия по настоящему. Что настанет.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
26.03.2014 |
Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
16.03.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
11.03.2014 |
Что такое вестернизация русской литературы.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
09.03.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
02.03.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
24.02.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
18.02.2014 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10.02.2014 |
|
<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"