TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


28.05.2014
11:32

Хочу!

    Обнимитесь, миллионы! Шиллер. Хочется что-то позитивное сказать о западэнцах. Всё-таки аж охранники похищенных российских журналистов их жалели. Жалели из-за . . .

26.05.2014
14:45

Посвящается евромайдану...

    Посвящается евромайдану, как поводу ещё раз, после Гуляй-Поля, осознать, насколько вредно дискредитировать анархизм, эту душу коммунизма, спасущего . . .

19.05.2014
12:01

Сюрреализм по форме, но реализм по сути.

    ═ Мои картины ≈ не сны усыпляющие, а сны пробуждающие. Магритт. Для начала договоримся о понятиях. Я предлагаю считать реализмом то, что общество ещё не знает, а . . .

12.05.2014
14:38

Визбор блудлив?

    Можно пожаловаться? Я не уверен. Когда я написал свою первую вещь, прочитавшая её знакомая сказала: ⌠Теперь посмотрим, будет ли вторая■. Я тоже где-то читал, что . . .

08.05.2014
17:06

Агит-проп: Юрий Журавель.

    Вдруг┘ Что-то неожиданное случится. И в политическом рисунке откроется┘ нечто большее, чем агитка за своё. Ю. Журавель. Небесная сотня. Для незнающих, если такие . . .

03.05.2014
20:47

Безобразие!

    Красивая это картина? Феликс Хойбергер. Утреннее настроение. 1934. Так скажите, мне важно знать, в какой семье художник родился (в семье композитора)? Кто был его брат . . .

30.04.2014
14:13

Разгадка секрета.

    Дело давнее, но если поверить, например, Аннинскому┘ ⌠Как закалялась сталь■ никак не могла пробиться к опубликованию, а потом √ к признанию писателями. ⌠Новая . . .

26.04.2014
11:31

Осмеяние осмеивающего.

    Проверяю мысль своей подруги, что Градский написал оперу ⌠Мастер и Маргарита■ (1985 - 2009), чтоб посмеяться. ⌠Предисловие■ в либретто это подтверждает: ⌠Эта . . .

20.04.2014
11:15

Фу, Макаревич!

    Осудив возвращение Крыма, Макаревич как бы разрешил мне не стесняться с разбором его песен. И я возьму самую, по-моему, вспоминающуюся при слове ⌠Макаревич■. Тем . . .

15.04.2014
14:02

Вот вопрос: почему это не волнует?

    Коржев. Влюблённые. 1959.

    Попробую раскачать себя чужим вживанием в то время:

    ⌠Предательство государства со стороны высшей власти в период репрессий, молчание и невмешательство многих руководителей партии вызвали возмущение. Растерянная художественная интеллигенция не знала, какую позицию занять в отношении власти; страх вызвал смятение, неуверенность в идеалах, слов карьерных достижений, сомнения в верности идеологического пути. Единственными, кто не поддавался борьбе страстей, кто являл собой невозмутимую силу, противостоящую интеллигентским метаниям, были обычные рабочие, трудяги, выстоявшие в войну и не участвовавшие в 1930-х годах и позже в политических баталиях. Именно они безбоязненно выступали на партсобраниях с осуждением руководителей, именно они поднимали голос и открыто выступали против нищенских условий существования. Достаточно вспомнить новочеркасскую трагедию [расстрел в 1963 г.], чтобы понять, кто мог в те годы противостоять антинародной политике власти. Нравственная стойкость рабочих, обычного трудового люда была отмечена и привлекла к себе внимание общественности. Искусство как бы заново осознало роль рабочего человека в действии и постаралось оценить его нравственные качества┘

    Коржева интересует не только правда жизни, растерянная общественным сознанием к тому времени, когда он начинал свой творческий путь, но и судьба человека. С начала 1960-х годов, после долгих лет забвения, судьба личности, подмененная было судьбой коллектива, в котором личность выпадала из поля внимания искусства, вновь обрела реальность. Повесть М. Шолохова ⌠Судьба человека■, позднее воплощенная С. Бондарчуком в кинофильме, сигнализировала о направленности общественного внимания. Что стало с человеком после Второй мировой войны и каковы судьбы страдальцев, прошедших через столь тяжкие испытания? Эта тема не могла не окрашиваться этически┘

    Изображая эту пару, расположившуюся рядом с мотоциклом, художник явно не договаривает что-то важное из их прожитой жизни. Ясно только, что перед нами ее драматический финал. А недоговоренность обязывает домысливать судьбы персонажей, следуя заложенной в живописи драматической интонации.

    После многочисленных сюжетов с героическими и трудовыми подвигами, кочевавших из картины в картину, снижение героического пафоса до бытовой темы, рисующей простых людей в обыденной обстановке, казалось кощунством над великим предназначением искусства. Коржев в своем произведении снял ложный глянец неправды и вернул теме судеб людей человеческое измерение. Монументальная композиция придала теме значительность, укрупнив проблему судьбы человека, его трудного настоящего и, очевидно, нелегкого будущего. Сообщив теме нравственный ракурс, Коржев начал борьбу за воплощение искусством жизненной правды, какой бы она ни была. Это была новация по смыслу и содержанию, отнюдь не меньшая, чем перевернутый унитаз Дюшана■ (Манин. http://www.artpanorama.su/index.php?category=article&show=article&id=48).

    Ну┘ Насчёт ⌠начал■ за жизненную правду, ⌠какой бы она ни была■┘ Я боюсь, что ещё передвижники её начали. В России. А во Франции √ Домье.

    Другое дело, что коржевские герои сумели принять что-то в отвергаемой действительности. И оттого √ монументальность. Монументальность всегда позитивна.

    Сама она обеспечена крупным планом и полным изображением фигур. И что на всю картинную площадь они распространены.

    Ещё √ понятие ⌠типажности┘ седой немолодой человек с дубленым, обветренным лицом. Этот же тип, но с некоторыми модуляциями, можно усмотреть <┘> и в персонаже из картины ⌠Поднимающий знамя■┘■

    1957.

    ⌠Возникает типология образа времени■.

    Ну. Если смотреть одну картину √ не заметишь┘ И ⌠Коржев в этом смысле продолжает традицию не только русского, но и мирового искусства■. Так что открытия нет и тут. Правда, что смотрящему до открытия и истории мирового искусства. √ Я смотрю, и меня не волнует.

    А должно бы:

    ⌠┘идея некоего фатума. Люди страдали за общее дело, терпели лишения за человечество, вышли калеками из борьбы за правое дело, и┘■

    Какой страшный трудовой загар у обоих. Какая плохая галька на этом пляже, где они устроились покайфовать на отдыхе. Какой угрюмый закат. У неё на руке кольцо. Чья-то жена. У него кольца нет. Бобыль. Влюблённые. О чём мужчина так тяжело думает? Не гимнастёрка ль на нём? 14 же лет после войны.

    Так называемый ⌠суровый стиль■┘

    ⌠Его композиции необычны, они сводятся к фрагменту, в который художник старается уместить свои представления о человеке, рассмотрев его в увеличенном масштабе, скрупулезно и предметно описать его облик■.

    Ого-го, как много герой имеет √ целый мотоцикл. (Фрагментарность особенно на этом мотоцикле видна.) Так то-то и оно, что плевать на МАТЕРИАЛЬНОЕ вознаграждение!

    Это меня должно бы разогреть: очень близко к моей собственной идее-фикс.

    И тень противоречия ж есть: влюблённые, а┘ такая скудость. Так то-то и оно, что тень. Всё ж тут по логике: какая жизнь √ так и чувствам отдались. Нет противоречия! Всё √ плохо.

    Ведь у того же Дюшана (см. тут), когда открывается, что ⌠Информация же <┘> не о себе самой, а о чем-то ином, более существенном■ (Турчин. http://fege.narod.ru/librarium/turchin/turchin.htm), - что информация не об унитазе, а о ненависти к ловкачам от искусства, бездушным, и ухитряющимся зашибать большие деньги за свои профанации, - тогда ж аж в какую-то экзальтацию впадаешь. √ Что значит противоречивость!

    Но.

    И ведь тем, что нет противоречия, рождающего загадочность, желание разгадать, постичь и получить озарение от постижения, что всего этого нет √ этим же не объяснишь, почему не трогает┘ Вон (см. тут), Сидоров, тоже шестидесятник, тоже без противоречия, а ведь как сладко ноет сердце от его идиллий. Я ж от крестьян так же далёк, как от рабочих.

    Гос-споди! Да что ж это за загадка, человеческая душа в её общении с┘ чем?

    Понял!

    Подсознательного нет у Коржева. У Дюшана тоже нет, но очень уж большая дистанция от того, чем выражено, до того, что выражено. Из-за такой дистанции постижение всё же достигает категории озарения. Как в случае с переходом из подсознания в сознание. У Сидорова общаются подсознательное художника и зрителя. А с Коржевым о подсознании и речи нет. Расстояние от ⌠чем выражено■ (монументальностью, суровостью) до ⌠что выражено■ (сила духа) √ невелико. √ Вот и не волнует.

    Или просто потому не волнует, что какая-то катаракта закрывает мне, духовному, но не душевному, просто видеть противоречие: монументальностью выражено ж┘ личное! Ну кто когда так поступал? √ Да никто. Я читаю: ⌠снижение героического пафоса до бытовой темы■, - и в упор не постигаю, что мне говорят же о противоречии. √ Потому меня картина не волнует. Я √ дальтоник своеобразный. Катарсис от столкновения противочувствий потому и называется возвышением чувств, что это √ третье переживание. Первое √ героизм, рождается от монументальности в картине. Второе √ бытовизм, так сказать, √ от бытовой темы.

    Но как же прав ницшеанец Мамардашвили!

    ⌠┘могу ли я, захотев иметь мысль, этим хотением ее получить в следующий момент? Или √ взволноваться, захотев взволноваться? Вдохновиться, захотев вдохновиться? Есть масса событий в мире, которые нельзя получить таким образом. Нельзя получить мысль, захотев получить мысль, и нельзя взволноваться, захотев взволноваться. То, что случится через момент, следовательно, не вытекает из того, что было перед этим■.

    Нарушение причинности √ потому ницшеанство. Но, слава богу, Коржев не ницшеанец. Его пафос √ не апричинность, а соединение несоединимого. После эпохи героизма всегда соединение несоединимого наступает.

    Головой я понял. А чувство всё равно не охватило.

    Но художник не виноват. Я виноват.

    27 марта 2014 г.

    И я не виноват при том. Минута виновата. Через день я по телефону рассказывал товарищу эту картину, и у меня дыхание перехватило. Он даже подумал, что связь испортилась.

    Но и виноват я тоже. За другое. За то, что ошибочно написал: ⌠После эпохи героизма■. Никакое не ⌠после■, если вспомнить другие картины Коржева того же времени и стиля √ сурового. Тот же ⌠Поднимающий знамя■┘ Разве это ⌠после■? Это возврат! Иначе неверно было б именоваться шестидесятником. Коржеву был 31год. Он не был ничем не замаран. Перед ним всё только начиналось. Он возвращал героизм от поворота к омещаниванию (без утраты ценности личного). 22 мая 1957 года на собрании представителей колхозников Хрущёв бросил ставший знаменитым лозунг: ⌠Догнать и перегнать Америку!■ А Коржев ему в ответ √ ⌠Поднимающего знамя■ и ⌠Влюблённых■.

    Говорят, жизнь прожить √ не поле перейти. Вот так же и с постижением картины.

    28 марта 2014 г.

Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
314522  2014-04-17 01:43:54
Куклин
- Хорошая статья. И картина хорошая. А я вот кольца не заметил, когда видел ее первый раз. Сейчас смотрю - и вижу четче, чем масштабный женский зад на первом плане Меня в свое время удивило, что такая огромная плоскость не довлеет над всей картиной, существует очень органично в ней.

314576  2014-04-17 11:19:55
Воложин
- "У православных христиан принято во время брака носить кольцо на безымянном пальце правой руки, также на правой руке обручальные кольца носят в странах Центрально-Восточной Европы, католики в Австрии, а также, в частности, на Украине, в Белоруссии, России, Молдавии, Казахстане, Сербии, Польше, Грузии, Чили, Норвегии, Германии, Австрии, Греции, Испании, Индии, Венесуэле и др."

То же мне говорит моя память. Правда, я его потерял 39 лет назад. А лезть искать фотографию - лень.

314581  2014-04-17 12:06:57
Скиф-азиат - Воложину С. И.
- аааааааааааа! Соломон Исаакович, начинаю догадываться, точнее улавливать излучину вашей мысли: Вы намекаете, что эта картинка могла отражать будни героического труда наших ребят по восстановлению послевоенной Европы? ...очень может быть... но тут заковыка: они с таранью пиво не пьют.

314583  2014-04-17 12:28:07
Скиф-азиат
- напрашивается дополнительная догадка, не опровергающая общее целеполагание картины: вполне вероятно, что парень хотел удивить свою девушку, предположим на "бриллиантовую свадьбу" (это юбилей совместной жизни такой) и вместо привычной вязанки сушёной таранки ко дню свадьбы решил её немного побаловать, так сказать... для этого он усадил деушку в коляску (да, да... это не описка по забывчивости) и повёз в чехословацкий Лунапарк, приекавший накануне так кстати... деушке понравилась бижутерия, но денег на неё не хватило и парень впридачу отцепил коляску, а деушка сняла с себя верхнюю одежду, чтобы расчитаться за колечко и одну серьгу.

314586  2014-04-17 13:18:30
Воложин
- Википедия не подходит? Так я посмотрел на фото своей свадьбы. На правую руку.

314587  2014-04-17 13:38:13
Скиф-азиат
- та подходит, но там же фотка справа "Надевание обручального кольца женихом невесте во время брачной церемонии" - где жених одевает колечко на безымянный палец левой руки!!!

но тут-то Вы уж не отвертитесь, Соломон Исаакович: "Традиционное обручальное кольцо гладкое золотое" (там же)

ГЛАДКОЕ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

314589  2014-04-17 13:47:43
Скиф-азиат
- Самые древние обручальные кольца одевали не на пальцы, а на руки, иногда даже ноги, в том числе для того, чтобы невеста не сбежала...

Источник: http://www.dragmet.com.ua/obruchalnye-kolca.html

314590  2014-04-17 14:15:53
Куклин - Воложину
- Не обижайтесь на Скифа, Соломон Исаакович. Каждый видит в каждой картине лишь то, что желает видеть. Я вот не увидел там тарани, да и камешка в кольце. Да и откуда камни в кольцах работяг в 1959 году? Мне в этой работе больше всего понравились ЕГО РУКИ. Когда-то Роден сказал кому-то из импрессионистов, защищая Сезанна: ╚Посмотрите на руки в этом портрете. Настоящие мужские руки. Мужчину выдают руки, женщину ее шея. Все остальное додумает зритель╩. Прочитал я это замечание лет сорок тому назад, все время опираюсь на него при просмотре картин и всегда убеждаюсь в правоте великого скульптора. Даже у наших художников 18 века, оторванных от реальности, руки говорят о персонажах больше, чем пресловутые глаза и тем более кокошники и прочая ерунда на головах и на лицах. Хочу заметить вам в поддержку лишь, что в пятидесятых любили именно так: она ластится к нему после секса, а он напыщен, как индюк, удовлетворен и смотрит в сторону, дозволяя себя миловать. И оба знают, что она его, а кто покусится на нее тот получит этим кулаком в рыло. И еще тогда мужчины практически не носили колец. Кольца это женская безделушка, да и работать мешает, рулить на старом драндулете по колдобинам. Потому лично я вижу тут семейную пару. Откуда все это знать Скифу? Москвичам да поэтам любая неслащавая идиллия все равно, что в зуб ногой, что в рыло лаптем. Они понимают максимум выражение в пьесе Б. Шоу: ╚Вы чертовски хорошо сидите в седле!╩ - в качестве признания в любви. А такое, как: ╚Прокати меня на твоем чикараке╩, им началом любовного дуэта не кажется.

А кольца до перестройки у нас все носили только на правой руке. И разбирались в этой ерунде только дамы. Я таскал эти вериги в первом браке тоже на правой руке целых три года, а после развода сдал в ломбард. Во втором браке снял после ЗАГС-а почти сразу -= и уже тридцать лет живу семьей. Вот и значение этой побрякушки без бренчания.

314591  2014-04-17 14:32:42
Скиф-азиат
- бред какой-то!!! только без ПЛАГИАТА! КуклиН! ...это моё восприятие фабулы картины! я первый высказал мысль, что эти двое супруги! а спор зашёл вовсе не об этом, но о причинности выводов Соломона Исааковича! если Вы, Валерий Васильевич, решили реабилитироваться, после того ка попали пальцем в передний план картины, то хотя доходите своим умом... господи о чём это я... прости господи...

314596  2014-04-17 15:32:02
Куклин - Скифу
- Вы хоть и азиат, а не знаете, что тарань - это украинское название воблы. А где тут Украина? Типичное побережье Каспия, и мужик - нефтяник. Мне приятно осознавать, что мы единогласны в определении семейного положения названных персонажей. Но я пиво не пью, воблу, которую в Казахстане зовут саргой, не потребляю после выезда в Германию. Хотя продают в так называемых русских магазинах. и воняет от нее еще как! Там же продают и книги на русском языке. Потому приходится дышать этими миазмами. И потому не хочется, чтобы возле влюбленных была тарань. И пива, и бутылки водки, и головки лука с заветренным салом не хочется. Мне хочется, чтобы она лежала и шептала для самой себя: "Господи! Как хорошо!" А он бы думал: "Завтра зарплата и премия". Вот она - истинная любовь.

314600  2014-04-17 19:39:37
Скиф-азиат - Куклину
- да де уж нам знать, как тамочки, вкраине, тарань завуть, шаранчика таранникам завуть рыбаки, а вобла-та и в Астрахани вобла, да смак особый - сладка дюже.

314601  2014-04-17 20:09:25
Куклин
- Вот, позубоскалили со Скифом по пустякам. А тут на немецком ю-тубе прямой репортаж из США. Тамошние ветераны Ирака и Афганистана выступают перед зданием НАТО с извинениями порабощенным США народам, проклятиями правительству Аргоши, бросают с вои ордена и медали. "Я убивало людей и спасал их нефть!" - сказал только что один. Интересны плакаты на английском: "Мы хотели спасать людей, а нас заставляли убивать" Мужественные люди. Их ведь Обамы всякие будут теперь преследовать. Паскудная страна. А еще учит всех, как жить.

314605  2014-04-18 11:08:29
Воложин
- Спасибо

Скифу и Куклину. Ваши ржачки побудили меня продолжить статью. См. http://art-otkrytie.narod.ru/korzhev.htm

314606  2014-04-18 11:13:28
Скиф-азиат
- дерзайте, Соломон Исаакович! ржачки, правда, затёрли, надеюсь вы их сохранили... мы ещё напишем (за себя ручаюсь)

314607  2014-04-18 12:03:31
Л.Лилиомфи
- В ответ на ржачки некоторых /

Итак, - "... Скифу и Куклину. Ваши ржачки побудили меня продолжить ..."

--

Я - азиат, чему не рад. ( Вариант: Я - скиф-азиат ... )

Я вечно О З А Б О Ч Е Н.

Я знаю: ЗЕЛЕН ВИНОГРАД,

Но, ... , разум - обесточен.

--

Ишаки своё не отъ - иша-чили,

А на Чили - путь, сейчас, - ЗАКРЫТ.

И САРЫНЬ на КИЧКУ - ОБОЗНАЧИЛИ,

Варвары, ВОРВАВШИСЬ на бушприт.

--

11.04.2014
19:51

Античеховская "Чайка" Родиона Щедрина.

    ⌠Чистота и страсть художника с необходимостью требовала для развоплощения в себя как в идею √ материала противоположного■. Так я написал раз (см. тут) о Родионе . . .

01.04.2014
13:01

Ностальгия по настоящему. Что настанет.

    Я удивился, услышав вчера, что в Крыму губернатор будет не избираемым населением. Как в Ингушетии, где кланы. Казалось бы, крымчане такими самостоятельными себя . . .

26.03.2014
12:54

Неправду говорит про себя словами Валентин Сидоров.

    Я атеист. Воинствующий. Но я понимаю, как сладко √ верить в Бога. Который есть во всём. Всё пронизывает. А наверно, мыслим аналог Бога, но не Бог √ художник. Если он . . .

16.03.2014
19:39

Трепло.

    Стихи. Не стоит ждать народного "спасибо". Просторен гроб, когда в нем ни цветка. Плевками смоют грязь, когда спесиво плюют на крышку гроба свысока. Но все же . . .

11.03.2014
12:24

Что такое вестернизация русской литературы.

    Интересно, это с подначкой написано, чистоплюем-автором, находящимся в области сознания персонажа, тоже чистоплюя в глубине души? ⌠- Помилуй бог, - сказал я, . . .

09.03.2014
16:45

Столкновение и его результат.

    Смотрим на картину. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436. http://smallbay.ru/article/van_eyck2.html А теперь сравниваем, как по-разному об этой картине пишут. для . . .

02.03.2014
15:19

Поллайоло.

    Какие пронзительные слова: ⌠┘ужас не изображается ради него самого, но как импульс для его преодоления■ (Выготский). И Выготский приводит пример Поллайоло . . .

24.02.2014
15:38

Филонов.

    Поскольку я слышал звон, что Филонов авангардист и советская власть его шпыняла, я, наткнувшись на его "Портрет И.В. Сталина" (1936), подумал, что и он в долгу не . . .

18.02.2014
11:52

"Огни" и "Сны России".

    Опять о Чехове. Если вспомнить (мне, а читателю надо поверить на слово), что я почти не заметил у Чехова изменений идеала, который вдохновлял его сочинять . . .

10.02.2014
17:52

Ярость Набокова в "Лолите".

    ═ ┘недостаток общих высоких идеалов. То же самое относилось, собственно, и ко многим американцам из среды творческой интеллигенции, подавленным . . .

<< 81|82|83|84|85|86|87|88|89|90 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100