TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.07.2024
15:04

Проколы Венедикта Ерофеева в его «Об Иосифе Бродском»

     

    В конце 1987 года Венедикт Ерофеев написал коллекцию непанегирических частного порядка откликов в СССР на присуждение Бродскому Нобелевской премии и сделал 3 ошибки. Люди верно поняли поэзию Бродского, а попали в эту коллекцию.

    То есть я, признаюсь, веду себя нагло. Я считаю, что тот критерий первоклассности стихов, который выработал себе я за последние десятки лет, является объективным, и им – в качестве вкуса – обладал Венедикт Ерофеев, раз он отрицательно отнёсся к отрицательно отнёсшимся советским людям. Мой критерий такой: в стихах Бродского чувствуется ЧТО-ТО, словами невыразимое.

    Вопрос: как мог явно имевший вкус Венедикт Ерофеев сделать аж 3 ошибки?

    Надо, наверно, признать, что оценка – дело трудное и раз на раз не приходится.

    Надо, наверно, читателя-новичка ввести в курс того, что я выработал в себе.

    Во-первых, убеждение, что существует нечто, когда-то называвшееся богодухновением. Я, воинствующий атеист, его называю подсознательным идеалом автора.

    Во-вторых, мнение, что содержанием этого идеала является нюанс духа времени.

    В-третьих, что квалифицированный критик способен этот нюанс перевести в слова. А человек со вкусом умеет его смутно почувствовать.

    В-четвёртых, что таких подсознательных идеалов, грубо, 6, и они исторически, в одном и том же порядке по очереди овладевают духом времени.

    В-пятых, одним из них является ницшеанство, и им вдохновлён был Бродский.

    Есть беда, и о ней тоже надо поведать читателю-новичку: так, как понимаю ницшеанство я, мало кто его понимает. Именно. Это, мол, наикрайнейшее разочарование во всём Этом мире, - разочарование хотя бы из-за того, что существует смерть.

    Это трудно большинству представить. В том особая беда. Как, мол, можно настолько такое не принять? – Кто не сможет такое представить, или перестаньте читать, или запаситесь терпением.

    Первая ошибка Ерофеева связана со стихотворением Бродского “Холмы” (1962). (Другие не привязаны.) Так вы, читатель, в этом месте прервите чтение статьи и прочтите это стихотворение. Обязательно до конца (оно длинное). – Может, получите представление, НАСКОЛЬКО Бродский был нетерпим к существованию смерти. Вот хоть ты тесни, не мог он смириться и, не отдавая отчёта своему сознанию, удирал из Этого мира в метафизическое иномирие, где нет времени, а потому и смерти. Иномирия в тексте нет, но дано его катарсическое, так называемое, выражение. Это когда сталкиваются 2 противочувствия от двух противоположностей. – Какие они? Одна – обязательность смерти всем в Этом мире. О ней речи нет, так как это всем известно. (Минус-приёмом называется такое.) Другая – абсолютная необоснованность убийства двух юношей четырьмя неизвестными. Как гром с ясного неба. Результатом столкновения таких противочувствий и является иномирие. Переживаемое, если можно так выразиться, подсознательно.

    Беда, что всё это свежему человеку настолько дивно, что тянет не принять. Но. Вдруг вы примете…

    Теперь – первая ошибка Ерофеева:

    "А., физик, доктор наук: “Для него все посторонние, и он для всех посторонен. Хоть некоторым врасплох застигнутым читателям кажется, что он во всём участлив. Натан Ротшильд тоже участвовал в битве при Ватерлоо. В качестве зрителя, на отдалённом холме. К вопросу о “Холмах”” (Мой очень жизненный путь. М., 2003. С. 324).

    Тут придётся рассказать историю Натана Ротшильда.

    Абсолютно аморальная семья Ротшильдов (деньги – это всё, всё остальное – это ничто), плевать хотела на патриотизм (а шли наполеоновские войны). Почти вся континентальная Западная Европа была завоёвана Наполеоном.

    "Тогда по нормам права деньги от обязательств по выплатам принадлежали реальному правителю, а не прошлому или номинальному, значит, золото должно было достаться Бонапарту” (https://journal.open-broker.ru/history/vaterloo-dlya-londonskoj-birzhi/).

    А братья Ротшильды, живя, каждый, в другой стране, чихать хотели на нормы права. У них была своя служба курьеров, и те развозили долги, без ведома Наполеона, из страны в страну. Какая-то экстерриториалоьность, что ли. И курьеры были очень быстрыми.

    Деньги немца принца Вильгельма оказались у Натана в Лондоне. Он потихоньку (чтоб не поднялась цена) скупал на них английские гособлигации. И очень много скупил.

    Когда дошло до последнего сражения Наполеона (при Ватерлоо) цена этих облигаций стала зависеть от того, победят англичане или нет.

    В дело вмешалась быстрота ротшильдовских курьеров. Они донесли весть о поражении Наполеона на сутки раньше, чем официальная почта.

    Тогда Натан пришёл на биржу с убитым видом и стал по дешёвке продавать свои облигации. – Все бросились их тоже продавать, как можно дешевле. Цена на них страшно упала. Тогда Натан их всех купил и колоссально обогатился.

    Смысл упоминания физиком А. Натана Ротшильда в том, что тот плевал на всех людей и вёл свою линию. Денежную. Как подсознательный идеал Бродского плевал на весь Этот мир ради метафизического иномирия.

    Физик А. адекватно понял стихи Бродского, а Ерофеев его закатал в хулители.

    Вторая ошибка.

    "Н. С., искусствовед: “Дело даже не в том, что он белоэмигрант. Но в нём есть какая-то несущественность. При всех своих достоинствах он лишён чего-то такого, чего-то такого, что делает его начисто лишённым вот того самого, чего он начисто лишён” (!)”.

    Н.С. просто не имел в своём арсенале понятия “принципиально недостижимое метафизическое иномирие” как подсознательный идеал Бродского. А так – всё верно сказал.

    Третья ошибка.

    "В. М., переводчик, крайне правый католик: “Я не говорю уже о достоинствах самого стиха, это очевидно. Но в нём есть то, что прежде называли так: вменяемость перед высшей инстанцией””.

    То есть речь об упомянутом выше богодухновении, или о подсознательном идеале.

    Опять всё верно.

    15 июня 2023 г.

21.07.2024
20:32

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

21.07.2024
20:30

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

21.07.2024
20:29

Вот лучше б Прилепин не… (4-е продолжение)

    Можно сказать, что меня Прилепин даже удивляет. Как тетерев. Не замечает, что ли, как докатывается до… (ну какое слово написать, чтоб его поклонникам было не очень . . .

19.07.2024
16:49

Вот лучше б Прилепин не… (3-е продолжение)

    "В деревне Норинской он жил. То есть жил, как все селяне, среди людей… просто жил, как жила вся русская советская страна. Если б не было этой ссылки, прямо говоря, . . .

10.07.2024
12:21

Вот лучше б Прилепин не… (2-е продолжение)

    Хорошо! Не надо искать, о чём писать. "Бродский по мнению многих западных филологов отъявленный ксенофоб, антифеминист, гомофоб, периодически милитарист, . . .

08.07.2024
10:16

Вот лучше б Прилепин не… (Продолжение)

    Меня просили не продолжать. Из-за чрезвычайной сложности постижения. Но я такие просьбы не привык удовлетворять. Они исходят от, по-моему, очень уж тёмных людей. А . . .

07.07.2024
22:40

Вот лучше б Прилепин не занимался ничем иным, кроме сочинения художественных произведений

    Сразу оговорюсь, что “Письмо товарищу Сталину” – сатирическое произведение, а потому – не художественное. Что и в теории отражено, мол, сатиру: "…теория . . .

04.07.2024
19:07

Какая может быть логика у вывода, что массовых репрессий 1937-8 гг. вообще не было

    Массовыми их назвал Хрущев в своём разоблачающем Сталина докладе. Чуть не большинство делегатов 17 съезда партии в 1934 году, съезда победителей, были убиты как . . .

03.07.2024
18:58

Новый (для меня) вид импрессионизма

    Что противно – даже самому себе – что я очень сложен. Вот сейчас мне открылся – назову это так – новый вид импрессионизма. А и обычный я понимаю не совсем так, как . . .

30.06.2024
15:53

Я понимаю, почему большинству отвратительно натурокорёжение

    Что искусство возникло (синхронно с человечеством по теории Поршнева) в виде абстракции (ритма в музыке и изобразительном искусстве), то есть натурокорёжения (в . . .

28.06.2024
10:28

Напропалую

    https://art-otkrytie.narod.ru/lazar.htm Признаться, что ли… Пусть меня и засмеют. Среди многих открытий (одно из них, что в “Явлении Христа народу” никто Христа не видит) есть у . . .

18.06.2024
19:49

Слу-у-ушайте! Почти открытие

    Думаю, что разведка США (судя по https://pobasenki.ru/mirovozzrenie/obshhestvo/proekt-prevrashheniya-rossii-v-natsistskuyu-germaniyu-tehnologii-lzhi.html, почти единственному сайту, где разоблачают разбираемый фейк) . . .

17.06.2024
09:55

И Никита Михалков свалился раз в антисемитизм

    Как бы экранизировал антисемитское письмо Прилепина первоначально называвшееся “Письмо товарищу Сталину”. Для маскировки потом заголовок подправили: . . .

15.06.2024
18:16

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

15.06.2024
18:15

«Полюбилась» мне предательница Вольтская

    Наверно, не вполне сознаю, за что. Возможно, за то, что дала мне возможность демонстрировать, как вредит установка на враньё на качество поэзии. Для . . .

13.06.2024
21:39

Меня пленяет трудность как таковая

    Умственная. Наверно, это – привычка со школы. Там учитель математики то и дело устраивал в классе гонки, кто раньше решит задачу. И я часто бывал победителем. А . . .

09.06.2024
09:38

Смутность

    Чем она хороша, смутность? – Обещанием любимого труда по прояснению недопонятного. . Так случилось, что я стал как-то чересчур оригинальным. Принял в качестве . . .

02.06.2024
17:52

Что бы это значило?

    Хочу вникнуть в психологию. Фрагмент. И немного хитрю с вами, читатель, начиная с фрагмента. Ибо только на большом увеличении и не абы какой репродукции видна . . .

29.05.2024
14:20

Молодцы* были американцы, когда издевались над собой

    Это было в 60-х годах, когда пошла вторая волна эры Потребления. Издевались художники поп-артисты. Кто хочет развитого обоснования этого заявления, смотрите . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100