TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


05.01.2024
22:34

Миг – и этого больше никогда не будет…

     

    Я смутно мучаюсь.

    У меня раз за разом получилось, вот, что ницшеанство – это дорога русских творцов к предательству России. Гребенщиков, Макаревич – ницшеанцы… Как-то по вероятности, что ли. Исповедующие другие идеалы, вроде больше застрахованы. А вот я наткнулся в тексте о поэтах-патриотах на имя Ольга Старушко. И одно стихотворение меня чем-то зацепило… Я его и перечитал странно – следя по гуглокарте, как только появлялось в тексте новое географическое название.

    Дорога

     

    Вещмешки никто не тронет. Южный вечер тих.

    Парни в форме на перроне курят на троих.

    За составом маневровый коротко гудит.

    Изредка роняют слово. Шлемы на груди.

    Шелестят стручки акаций. Кто-то из парней

    клонит ветку — подержаться как за руку с ней.

    Пятна тени, пятна света: тени глубоки.

    Медлит он, от ветки этой не отняв руки.

    Командир махнул: посадка, даже не сказал.

    Плитки выщербленной кладка. Дремлющий вокзал.

    Рассветёт — и поле в окнах: жирная земля,

    смуглый спеющий подсолнух, трактор, тополя.

    Что напишешь по-простому, чтобы не навзрыд?

    На платформах за Ростовом техника стоит.

    Дальше речка, за Аксаем цапли на песке,

    женщина идёт босая с удочкой в руке.

    Под вагонный стук да тряску отходя ко сну,

    глянь — собор Новочеркасска куполом блеснул.

    Что ты, ветер, тучи гонишь? Полегла трава.

    Будет за полночь Воронеж, поутру — Москва.

    Только сердцу нет покоя. Сердце, не боли.

    Докурили на Лихой и в Каменской сошли.

    Где они, теперь не скажут. В битве ли, в пути?

    Помолись, как видишь наших. Вслед перекрести.

    2022

    Оказалось, что ребята высадились где-то вблизи бывшей украинской границы. Лирическое “я” – это какая-то женщина, ехавшая в Москву, где-то на Кубани села в один вагон с ними и следила с болью в сердце за ними, которых никогда больше не увидит. И вам не ясно почему: потому ли, что те будут убиты на войне на Украине, или просто так. И рыдать хочется.

    Я только теперь понял щемящую ноту в дневнике труднейшего похода в Сибирь в 1966 году, который вела моя будущая – через 4 года – жена (солдаты ехали возможно воевать с Китаем):

    "Сели в поезд солдаты. Все красные, мокрые, со скатками, на них душно смотреть.

    . . . . . . . . .

    Подошли к нам ребята – солдаты. Сели, поют.

    Очень хорошие ребята. Снова мне повезло ко дню рождения.

    Они едут “туда”. Сорвали ветку сосны, поломали пополам. Обещали хранить до новой встречи. “Если мы вернёмся”, - сказали солдаты. Они очень хорошие ребята. Но они солдаты. Это твёрдое слово. Страшно не хочется, чтобы они были солдатами.

    Мы обязательно выпьем, когда встретимся.

    Когда встретимся”.

    Вот и в 2022-м… Нет, прямо наоборот.

    Я никак не мог понять, почему и чем меня зацепило это стихотворение. – Лёг животом на подоконник и стал думать.

    Сперва – что тут неожиданное: тихая досада, что идёт война, а страна этого не ощущает.

    Вещмешки никто не тронет. [Все зажиточные. Что там может быть в вещмешках у солдат? И люди – каждый к каждому – без внимания.] Южный вечер тих. [Неживая природа тем паче безразлична, что среди неё у людей происходит.] Парни в форме на перроне курят на троих. [Не роскошествуют. Как бы хотят – соответственно невниманию к ним окружающих – сами себя держать минималистски.] За составом маневровый коротко гудит. [Всё – само по себе. И нет взаимодействия.] Кто-то из парней / клонит ветку — подержаться как за руку с ней. [Робкая попытка пообщаться, хоть с природным чем-то.] – Лирическое “я” единственная, кто за солдатами душевно наблюдает издали.

    А потом озарило. Это ж ницшеанский мотив неприятия Этого мира за его изменчивость. Всего лишь! И – ого, как много! Это ж против того, что время – течёт. Такое ж накатывает, если на Чехова, то из-за того, что он со своей чахоткой не знает, будет ли он жив завтра. Правда, и здесь похожее – война.

    Вот те и на: она что, поэтесса, против войны этой справедливой?

    Ни о какой справедливости речи нет. Зато лирическое “я” всей душой – гипербола прямо – с ними едет, их глазами видит, ими живёт, и молится за именно их, когда встречает потом других солдат.

    Это столкновение. Полного отвергания Этого изменчивого мира с полным приятием трагизма Этого мира ради благого для всех того света христианства (оно тоже Вечность). – Сталкиваются две Вечности. И результат столкновения – мудрое соединение несоединимого (барокко).

    Вот. Если я не ошибся, копаясь в себе.

    Ницшеанство тут – только часть. Оно не результат. Оно не начало дороги к предательству России.

    25 апреля 2023 г.

03.01.2024
19:23

Кто Маяковского перегрязнит*: Филатьев или я?

    Оба – истины ради! Исходные позиции. Филатьев ненавистник Великой Октябрьской революции. Считает Маяковского её подпевалой, замаравшим себя работой с ГПУ и… с . . .

03.01.2024
12:11

Задача искать корни предательства России взывает… (Продолжение)

    Ну что поделать? Мне пока не удаётся добраться до самой-самой глубины. Попробую подойти с абстрактной стороны. Ведь искусствоведам не может быть не известно, что . . .

02.01.2024
22:20

Задача искать корни предательства России взывает…

    Взывает к копанию на большой глубине психики. Там, где сходятся крайности. Ницшеанство в искусстве я открыл для себя случайно (в СССР же оно замалчивалось; но не . . .

31.12.2023
20:06

Не одолевает ли меня предателемания?

    Взявшись искать корни предательства России некоторыми деятелями культуры я рискую впасть в перегибы. Похоже, что первый – в предыдущей статье. Я бодрый голос . . .

29.12.2023
22:55

Бедная Пересильд

    Вот, что она сказала о фильме “Вызов” (2023): "Для чего? – Чтобы прийти туда с чистым сердцем и совершить это космическое путешествие с нами. Действительно есть . . .

23.12.2023
20:53

Предатели России оставляют всё же русский след

    Он состоит в нечестности. А та – от неглубокого вживания в ценности нерусские, в западные, в исключительность, высшее положение относительно других людей . . .

20.12.2023
14:32

Фильм от Пригожина

    Пригожин в числе 5-ти продюсеров. Я о фильме услышал из ролика, который мне предложила лента при поисковике, среди такого текста: "ЧВК “Вагнер” никакая не . . .

18.12.2023
15:40

Продолжение предыдущей грустной статьи

    Вот с этим стану спорить: ""Мои работы просты [пишет Тимур Новиков] – они не загружены информацией, - отдых - вот, что я стараюсь дать зрителю… (Этот текст был . . .

17.12.2023
15:08

Боже! Как это грустно…

    Видеть полную несостоятельность искусствоведов. И – только из-за того, что им неведома теория художественности по Выготскому, следствие из которой, что художник . . .

02.12.2023
18:35

Только ли прикол? (Против формализма Елизаветы Лихачёвой)

    "…Борромини предъявляет свои главные качества как архитектора: безупречное владение приёмами, позволяющими обмануть законы человеческого восприятия… и, . . .

01.12.2023
16:57

Ей богу, что-то брезжит насчёт национальной идеи

    Наталкивают страдающие за Россию её предатели, побежавшие вон от её централизма в менталитете из-за начавшейся СВО на Украине. А теперь вот, смотрите какой . . .

30.11.2023
14:49

Почему это не порнография

    Герда Вегенер. Сатир и нимфа. Из серии “Удовольствия Эроса”. 1917. Гравюра. Потому что элементы гравюры более или менее хорошо укладываются в формулу . . .

17.11.2023
23:38

«…плохая попытка поставить "советское" кино»

    Это слова из одного отклика на сериал “Заполярный вальс” (2023) Герчикова. Аж завидно, что я теперь буду не первый, кто станет писать про “советское”. Оно мне . . .

11.11.2023
15:10

Поэтесса Татьяна Вольткая и искусственный интеллект дзена

    Общее между ними в том, что оба умеют делать ошибки. Но в дзене на ИИ можно пожаловаться в администрацию (у меня был случай), и там разобрались и вернули статью из . . .

08.11.2023
21:53

Не оставляет меня беспокойство о предательнице России Вольтской

    Я уже два стихотворения её разобрал. Получилось, что они оба – прикладное искусство (т.е. второсортное, как по мне, ибо не неприкладное, выразившее ЧТО-ТО, словами . . .

07.11.2023
12:57

Сходство и различие азовцев и вагнеровцев

    Я грешен. Не имея официального образования, искусствоведческого или литературоведческого, я посмел принять за верные несколько теорий. Хуже того. Я их подправил . . .

06.11.2023
22:27

Украинский промах

    Про детей из детских домов, вывезенных из Украины из зоны военных действий в Россию. "Львова-Белова: …Много моментов, связанных с образованием. Потому что . . .

31.10.2023
21:50

Шаблон. Но всё равно действует

    Не знаю, что это за свойство души… Получать какое-то удовольствие от повторения. Сперва бытовой пример. Когда я был покрепче, я по утрам гулял к морю. Оно близко – . . .

30.10.2023
13:09

Я обиделся за поэтессу, предательницу России

    За Вольтскую. Мне написали: "И зачем тут стихи инфантильной барышни...”. А я счёл, что, хоть разобранное мною стихотворением (см. тут) и является второсортным (по . . .

1|2|3|4|5|6|7|8|9|10 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100