Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
18.12.2022 |
Огромная неожиданность – это эстетическая ценность
|
17.12.2022 |
|
16.12.2022 |
|
15.12.2022 |
|
14.12.2022 |
|
13.12.2022 |
Есть надежда понять что-то у Филонова
Появилась она оттого, что я узнал, что у Филонова есть картина под названием “Головы. Первая симфония Шостаковича”. Когда я глянул на этот ужас, Филонов. Головы. Первая симфония Шостаковича. 1935. я вспомнил политолога русофоба Сытина*. Вспомнил, как он с ненавистью говорил, например, что русские, хоть имеют земли очень много, селятся тесно. Коллективизм, наверно, его уязвляет. Это множество глаз, от которых трудно спрятаться, если нечистая совесть. А ещё я наткнулся на подходящие слова: "С первого же их [картин Филонова] появления на выставках критики стали адресовать автору упреки в патологическом пристрастии к анатомическому препарированию и к изображению уродств. Его картины называли “порождением больной горячечной фантазии”, сравнивали с “видениями одурманенного опиокура”, усматривали сходство с экорше [учебное пособие, скульптурное изображение фигуры человека, животного, лишённого кожного покрова, с открытыми мышцам]" (https://www.rulit.me/books/pavel-filonov-realnost-i-mify-download-365116.html). В самом деле, смотрите, какие резкие тени, выявляющие бугры на лбу, или скулы, или носогубную складку, даже в более нежном женском лице, смотрите, как резко отделён нос от щеки. Главное же (см. тут), я вспомнил, как из жестокого натурализма произошли все страшно корёжащие натуру “измы” на грани 19 и 20 веков. Шостакович-то в Первой симфонии до ненависти к своим “персонажам-ничтожествам” ещё не дошёл. Остановился на полном нейтралитете к той низменной жизни, какую выразил. Будто она не достойна ничего позитивного. Разве что одобрения, что существует**. – Филонов же сочится ненавистью к этой бесполётности, к этому мещанству, подобному земляным червям. К 1935 году, ему, наверно, стало ясно, что мещанство победило. Что подтвердилось через 50 лет – в реставрации капитализма в СССР. Это, собственно говоря, реализм. Никто ещё не видел. Наоборот, страна обуреваема была энтузиазмом строительства, как думали, социализма в одной, отдельно взятой стране. А Филонов почуял обратное и выразил. 31 июля 2022 г. * - Не имеет никакого значения ни теснота жизни под взаимным присмотром (то есть образ колхоза, сделанного как бывшая сельская община), ни образы ничтожеств Первой симфонии Шостаковича (то есть образы мещан) – и то, и то ненавистные, мол, Филонову люди старого образца, из-за мечты о каких-то иных людях будущего. Не имеет значения из-за существования похожей картины с противоположным названием.Филонов. Ударники. 1935. - Нет. Всё, наоборот, сходится. Просто Филонову ненавистен советский работизм как идеал. Потому что его идеал – люди коммунизма, живущие искусством, а работу отдавшие автоматам. То есть можно и отдать должное рабтизму, пока страна находится в агрессивном окружении и отстала в техническом и военном смысле от этого окружения. Но надо не терять перспективы коммунистического будущего. А в СССР её потеряли. И это – плохо. Что и выразил Филонов замученными лицами ударников, выматывающих свои силы в условиях тяжёлого физического труда. Всё сходится с ненавистью и там и тут. Это ненависть к социализму сталинского типа. 1.05.2022. ** - “Симфония написана в классической сонатной форме и состоит из четырех частей… наличие музыкальных контрастов в каждой части экспозиции симфонии… Если посмотреть на расположение голов на картине, а именно они создают наивысшую точку, кульминацию изобретенной формы, то можно сказать, что здесь намечаются четыре визуальных контраста” (Саленков).Попросту говоря, в каждой части – свои пики эмоций в виде голов. И действительно, сверху вниз глядя, видим 4 скопления голов: одно – в верхнем их ряду, второе – в ряду пониже и 2 – слева и справа – в последнем, нижнем ряду. - Я могу своеобразно проверить, есть ли соответствие эмоций симфонии сгущению голов и их отсутствию. Тут текстом написаны видения и эмоции, какие по ассоциации вызвала во мне музыка первой части. Я выделю в тексте зелёным фоном повышение эмоций, жёлтым – их небольшой накал и синим – чувство отстранённости ото всего. Теперь помещу эту картинку ниже. Теперь смотрим на верхнюю “строчку” с головами. Действительно, выделений зелёным – три, и групп голов – три. ("Читаем" слева направо и сверху вниз.) Правый нижний край (конец первой части симфонии) особенно бледен, ненасыщен, что соответствует синему. Нет, правда, соответствия финальной желтизне. Но это можно спустить на тормозах. 2.08.2022.
|
12.12.2022 |
Рискую показаться непатриотичным
|
11.12.2022 |
Как искусствоведы обманывают нас, сперва обманув себя
|
11.12.2022 |
|
10.12.2022 |
Открытие Пахомова: советский человек – прекрасен
|
09.12.2022 |
Надеялся или не надеялся Багрицкий?
|
08.12.2022 |
«Я люблю смотреть, как умирают дети…» Маяковский что: зверь?
|
07.12.2022 |
С первого взгляда не похоже, но это акционизм
|
05.12.2022 |
Откуда, мол, и что это за искусствоведческие новости?
|
04.12.2022 |
Как невольно оболванивают людей (Продолжение)
|
03.12.2022 |
|
02.12.2022 |
|
30.11.2022 |
Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет
|
29.11.2022 |
Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать
|
28.11.2022 |
У меня была одна проблема с Pussy Riot
|
<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"