TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


02.12.2022
10:54

За что умер художник Пакулин

     

    Если обычное ницшеанство (активный демонизм) мне нравится за философские глубины (метафизика, иномирие), то почему мне нравится пробуддизм (пассивный демонизм, малочувствие), я как-то не могу себе дать отчёта.

    И вот мне нравятся блокадные ленинградские пейзажи Пакулина. Эта бледная немочь.

    Неужели потому, что это экстремистское мироотношение?

    Я демократ в последней глубине души. Мне кажется иногда, что я могу поднять до аристократизма в отношении к искусству последнего пьяницу, если мне повезёт с обстоятельствами. А оба ницшеанства: активное и пассивное, - мироотношения индивидуалистские. Должны б мне не нравиться… Ан.

    Или влияет то, что они не понятны большинству, и я вижу с ними возможность просвещать.

    В общем, нравятся.

    Война, - Пакулину тогда стукнуло 40 лет, - наверно, окончательно ввела его в пессимизм. Или иначе: ввела его, наконец, в крайний пессимизм относительно человечества (человечества, не меньше). До неё его отчаивало строительство социализма, из-за чего он заигрывал с авангардизмом, тоже недовольным наличным социализмом, хоть тот был его идеалом. Но авангардизм – коллективистский (хоть невольно – из-за недовольства и соответствующего корёжения натуроподобия народ его не понимал), а Пакулин – индивидуалист. В результате у него получалось что-то межеумочное, ни то ни сё. Смотреть противно. И показывать не стоит.

    А вот полнейшее разочарование во всём-всём-всём заставило его выдавать красоту как образ малочувствия. Может, такие видения видят замерзая, перед смертью.

    Пакулин. Дом книги. Проспект 25 Октября. 1942.

    Ольга Шихирёва пишет:

    "Картина вызывает чувство какого-то оцепенения. Но тишина тревожна, и этой тревогой напоен колорит картины, она ощутима в перекличке черных пятен холодных окон, в нервном рисунке кисти, ломающем привычный геометризм архитектуры зданий” (https://antiqueland.ru/articles/1389/).

    С нервным рисунком не поспоришь, он объективный факт. И с геометризмом архитектуры зданий – тоже. Но это – противоречие, а не рядоположенные факты. И их столкновение даёт катарсис: исчезновение как благо. Тревога у Шихирёвой от знания. А от непосредственного впечатления – оцепенение.

    Я, кажется, понял, почему мне нравятся картины, выражающие идеал малочувствия. - Это ж не популярное переживание. То есть такое мироотношение само по себе отшивает желающих поживиться на модном, - людей которые пишут не от души, а по соображениям далёким от художественности. Вот и получается, что пробуддизм ассоциируется с художественностью, с проявлением подсознательного – именно подсознательного – идеала.

    Мне кажется, что нервный рисунок есть и тут, ещё и в ветвях дерева.

    Пакулин. Демидов переулок. 1943.

    Эта нервность ломает всё, что обычно крепко. Только небо да снег гладкие.

    Только слово "нервном” как-то не вяжется с пробуддизмом.

    Оно – из-за тенденции Шихирёвой драматизировать. Тогда как фактически чувствуется не нервничание, а оцепенение.

    Вот и об этой картине та же история.

    Пакулин. У Адмиралтейства. 1941-1942.

    Более “вещественная” репродукция такая (жаль, верх срезан).

    Шихирева пишет:

    "Пейзаж “У Адмиралтейства” датируется рубежом 1941 и 1942 годов. Эту картину художник написал в самую суровую и трудную блокадную зиму. В леденящей синеве неба [ну какая это синева, такая серая?] — эмоциональная доминанта образа. В каком-то отчаянном порыве раскинулись ветви оголенных деревьев — они четко вырисовываются на фоне силуэта Исаакиевского собора [неправда, этот силуэт ничем не заслонён, но какое-то отчаяние в извивах толстых ветвей дерева таки есть. Но это выглядит, как суета последнего волнующегося – всё остальное стоит, даже люди, как-то безразлично]. Скупыми мазками обозначены фигуры людей, грузовик. Кое-где яркая белизна снега нарушена пятнами земли — это воронки от разорвавшихся снарядов. И более ничто напрямую не говорит о войне. Язык живописи Пакулина сродни поэтической метафоре, которая незаметно, но настойчиво вводит зрителя в мир переживаний автора, сообщая пейзажам художника абсолютную временную конкретность”.

    При общей какой-то смутности в обеих репродукциях говорить про "временную конкретность” как-то странно. По крайней мере, по репродукциям не видно, что пятна земли "это воронки от разорвавшихся снарядов”. Что делают люди, понять тоже нельзя. А общее настроение – есть: минорное.

    Я читаю позитивное восприятие, возможно, и этих картин, и у меня душа съёживается: что, если я не прав:

    "Годы войны и блокады изменили отношение к Ленинграду, восприятие города современниками и художниками. Его здания, улицы, площади, набережные, сады и парки, внешне прежние, раскрылись в годы войны по-новому, как неожиданно и по-новому может раскрыться человек в тяжёлом испытании. Исчез незримый барьер, непреодолимая дистанция между чопорным, высокомерным Петербургом и маленьким городским обывателем, как стираются социальные различия в отношениях между людьми, оказавшимися на грани выживания. Сегодня мы знаем, что ленинградцы, их стойкость и мужество были последней надеждой, последней опорой для города. А он в дни страшных потерь одним своим обликом был для многих последней душевной привязанностью на земле” (http://www.leningradschool.com/Cityscape-in-Leningrad-Painting_r.html).

    Эти слова напечатаны рядом с репродукцией “Львиный мост”. Но такой высветленной, такой счастливой…

    что этого не может быть.

    Вот более подходящая под пробуддизм.

    Пакулин. Львиный мостик. 1943.

    Тут люди и город, да, уравнены, но в своей призрачности.

    А вот – какое оцепенение.

    Пакулин. У Марсова поля. 1943.

    Есть, правда, репродукция не с таким истаиванием всего.

    Или названное выше оцепенение и тут чувствуется?

    И ведь солнце есть! Вон, крыша одна блестит на нём.

    А как гордо несёт свою рану дом – её словно и нет. Впечатление, что ему не больно – он тоже в оцепенении. Боль и физиологически притупляется со временем. Третий год осады…

    Пакулину, строго говоря, - в его сверхпессимизме, - было безразлично, какой писать Ленинград: военный или мирный. Как факт.

    Пакулин. Арка Сената и Синода. 1944.

    Блокада была снята 27 января 1944 года. Потому на картине ещё снег и лужа. И всё – истаивает. Разрушать "геометризм архитектуры зданий” даже и не надо – геометризм еле виден.

    .

    Если б Пакулин живописал оптимизм, не смотря ни на что, он не подвергся б гонениям за формализм и прожил бы дольше. А в 1949 уничтожили много его работ, и он вскоре умер.

    19 июля 2022г.

     

     

     

     

30.11.2022
17:59

Почему у метростроевок красивые лица, а у работницы табачной фабрики – нет

    Это я о художнике Самохвалове. Хочу снизить градус похвалы ему как соцреалисту: "Этот художник очень много писал женщин, и это были женщины новой, только что . . .

29.11.2022
12:11

Как же приятно читать у другого то, что и сам бы мог написать

    Другой это Глеб Напреенко: ""Со мной что-то происходит, я не понимаю, что это такое и почему это творится” — с этого начинается <…>. “Что-то в этом есть” — . . .

28.11.2022
16:22

У меня была одна проблема с Pussy Riot

    И, теперь, благодаря одной искусствоведу-либералке, я её разрешил. Проблема была с акционизмом вообще, если акт был заснят на видео и демонстрировался, как то, о . . .

27.11.2022
10:17

Сходится!

    Большой радостью для меня, одиноко скитающемуся по искусствоведению, является возможность новое для меня и совершенно неожиданное произведение знакомого автора . . .

25.11.2022
11:15

Как невольно оболванивают людей

    Я решил сменить пластинку. Хватит хлестать по щекам тенденциозных искусствоведок-либералок. Перейду к любительницам смотрения репродукций для удовольствия. Им . . .

24.11.2022
15:07

На что толкает общее несогласие с выпадами искусствоведа-либерала против соцреализма

    Выпад такой: "Гигантизм, пафос количества — это тоже очень важная черта соцреализма. Она не формулируется напрямую, но проявляется не только на уровне темы, но и . . .

23.11.2022
15:29

Как дурень с писаною тобою…

    Я клюнул на название рассказа – “Чёрный квадрат" Андрея Мансурова, ибо так случилось, что чуть не вчера я впервые наткнулся (и об этом написал – см. тут) на слова . . .

22.11.2022
19:59

Внутренний диалог подсознания Маяковского со своим сознанием

    Действующие лица: Подсознание – косым шрифтом. Сознание – прямым шрифтом. Жирным шрифтом – результат взаимодействия подсознаиия и сознания. НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБО . . .

21.11.2022
18:44

Есть у меня подозрение, что я жулик

    Нет, правда. Я пользуюсь одной особенностью теории художественности Выготского: катарсис в душе восприемника произведения (происходящий от столкновения . . .

20.11.2022
19:23

Как искусствоведы-либералы не сговариваясь одинаково вредно поступают в тончайших сферах

    Что они либералы, я вывожу из общего негативизма их по отношению к искусству времени так называемого соцреализма. У меня у самого такое же отношение. Но я . . .

19.11.2022
20:41

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

    Её сентенция: "…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают [при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие “бубновые . . .

18.11.2022
20:54

Это оперная эстетика?

    Так оценила картину Бубнова Галина Ельшевская. Бубнов. Утро на Куликовом поле. 1943–1947. А мне вспомнилось, как я читал о Рафаэле в “Классическом искусстве” . . .

16.11.2022
16:45

Врубель, хвори и творчество

    Нельзя угадать будущее и нельзя избавиться от прошлого. У Врубеля была тяжёлая наследственность, а потом он ещё и сифилисом заболел, да так и не вылечился, чтоб . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

15.11.2022
16:30

Это притягивание за уши?

    После многочисленных доказательств моих, что Нестеров стал ницшеанцем, втайне от собственного сознания хотящим убежать из Этого плохо-преплохо устроенного . . .

14.11.2022
16:56

Аутизм в живописи

    Я наблюдал маленького аутиста. Мама затянула его в гости к соседке по лестничной клетке. У той была девочка такого же возраста… Нет, надо быть писателем, чтоб . . .

13.11.2022
18:54

Продолжение предыдущей статьи (про Неопределённость)

    Я не знаю, что есть бОльшая беда у искусствоведения: 1) преувеличение формализма или 2) отказ признавать, что художественность и в чём она состоит в неприкладном . . .

12.11.2022
21:48

Я чего-то всё-таки не понимаю с искусствоведением

    Почему в искусствоведении возможен такой раздрай? Лекцию Аленова о концептуализме (жаль, сослаться не могу – адрес уже не открывается) я послушал в 2018 году. В . . .

11.11.2022
09:35

Зачем я пишу об уже не раз разбиравшемся мною художнике

    Во-первых, нет полной гарантии, что все прошлые разы не были заблуждением. Сложным таким заблуждением, раз в столь многих его произведениях всё сходилось в одну . . .

<< 11|12|13|14|15|16|17|18|19|20 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100