TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Мир собирается объявить бесполётную зону в нашей Vselennoy! | Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад? | Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?


Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


09.02.2022
23:05

Я охаял Шостаковича в опере «Нос» и не жалею

     

    Я охаял Шостаковича в опере “Нос” (см. тут) и не жалею. Не жалею, потому, что нашёл подтверждение музыковеда (как его понял я, музыкального образования не имеющий).

    Тут, правда, есть риск.

    - Объяснить?

    - Но объяснение очень сложно.

    - Кто не захочет затруднять себя – пропустит. Я напишу эту часть косым шрифтом.

    Что у художников мозги набекрень, сдвинуты в формалистическую, техническую строну, то не страшно. Это позволяет им иметь сознание заполненным не тем, что художника вдохновляет – подсознательным идеалом.

    Страшно, когда та же сдвинутость мозга у искусствоведа, и он не может подняться выше вниканиия в то, образом чего является та или иная музыкальная (в нашем случае) деталь. Например, 11-звучный кластер, поражающей ухо “усилено режущей диссонантностью” (https://science-education.ru/ru/article/view?id=10297). Он выражает “фэ” тому, что обыватели “сбившись в массу, способны на что угодно” (Там же). Или пример назначения другой детали для той же цели: “механичного вдалбливания” (Там же), - крик “Так его!” повторяется 38 раз, когда толпа бьёт Носа за то, что тот показывает слабость и не такой, как все (слушать тут на временной метке 1:28:36 – 1:29:01).

    “Фэ” обеспечено физиологически: 11-звучный кластер “заставляет испытать самые неприятные ощущения” (Там же). Вдалбливание 38 раз – тоже. Ну, что чувственная неприятность выражает “фэ” обывателю, - на это ещё хватает искусствоведа. Но ради какого идеала? – Этим вопросом он не задаётся. Его хватает только на похвалу умению выразить чем-то что-то. Его хватает только на выявление эстетической ценности – безобразия, негативного. А идеал же всегда позитивен.

    Демченко и Филиппова, авторы цитируемой музыковедческой статьи, почти прорываются – полшага остаётся до формулирования идеала: “пошлость расхожих стандартов человеческого существования” (Там же). – Потому полшага, что в словах уже не частность (“мещанство, столь громко заявившее о себе во времена пресловутого нэпа” - там же), а всевременность. Ещё полшага и – Абсолют того, где лучше, чем в Этом мире. То есть – в метафизическом иномирии, характерном для ницшеанства.

    Но этого полшага Демченко и Филиппова не делают. Ницшеанство Шостаковича остаётся не выявленным.

    Мой упрёк Шостаковичу состоит в том, что у него перегиб с элементами "тотального отрицания” (Демченко, Филиппова). Шостакович любил Чехова, тоже ницшеанца. И у него взял это доведение восприемника до предвзрыва, до непереносимости больше воспринимать (предвзрыв, предполагает взрыв такой силы, что выбросит из Этого мира вообще в иномирие). Но у Чехова это доведение постепенное (потому что у самого Чехова идеал метафизического иномирия был подсознательным).

    "Есть в России заслуженный профессор Николай Степанович такой-то, тайный советник и кавалер; у него так много русских и иностранных орденов, что когда ему приходится надевать их, то студенты величают его иконостасом”.

    Только самые вострые почуют подвох в том, что вместо фамилии – "такой-то” (какая-мол, разница – скучно), что предложение длинное (31 слово), что аж пять положительностей перечислено, что тоже скучно.

    А у Шостаковича идеал осознаваем и потому постепенности нет. Крайне противно всё время. С самого начала. Вот послушайте тут с временной метки 9:36 под чтение музыковедческого текста об этом звуковом безобразии:

    "…“хулиганские мотивы”… Вступление к I действию, задавая тон всей опере, как раз и выдержано в таком наклонении. Здесь воссоздаётся личина завсегдатаев улицы, подворотни с их циничной ухмылкой, разнузданностью, с их потребностью паясничать, охаивать, измываться, осквернять. Отсюда на аналогичные эпизоды проецируются ритмы трепака, крикливые, “язвительные” и “освистывающие” тембры духовых, а также нонлегатная [легато – связно] артикуляция, временами приближающаяся к приёмам будущей пуантилистики (см. перебросы кратких мотивов и отдельных “точек” от инструмента к инструменту в ц. 10-18)” (Там же).

    Сумбур вместо музыки, как выразилась власть.

    Я солидаризируюсь с её внешним описанием такой музыки:

    "Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой “музыкой” трудно, запомнить ее невозможно” (http://tehne.com/node/6162).

    Власть такая же ограниченная, как и искусствоведы со сдвинутыми в формализм мозгами. Ни та, ни другие не способны увидеть идеал, который всегда позитивный и который порождает в данном случае сумбур.

    Советская власть, оптимистичная, не может принять не соответствующий своему оптимизму сумбур. Искусствоведы-техники, наоборот, принимают сумбур из-за его формальной новизны.

    Позитивность любого идеала в искусстве связана, наверно, с самим происхождением искусства, синхронного с появлением человечества и это появление воспевшее в подсознании.

    Самые страшные идеалы позитивны. Даже сатанизм, радующийся всесилию Зла. Даже декадентство, довольствующееся нормальностью Зла. Даже ницшеанство, воспаряющее над Добром и Злом. Не говоря уж обо всех остальных (их, типов, немного): гармонии, трагического героизма, благого для всех сверхбудущего, соединения несоединимого и Личной Пользы (кроме сатанизма и декадентства все могут быть как подсознательные, так и осознаваемые).

    Я лично борюсь за признание ранга “подсознательный идеал”. И потому тенденциозен. Потому, раз усёк, что Шостакович с сумбуром переборщил (что есть признак осознания), то я композитора охаиваю.

    3 января 2022 г.

06.02.2022
14:54

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

06.02.2022
14:52

Ну-с, дай бог, удачи выразиться понятно…

    Написал так потому, что только что перечитал (см. тут) собственную статью об “ОБЭРИУ” и не смог её вполне понять. Я-то себя прощаю: ультрасложная материя там. Но . . .

03.02.2022
19:10

Что-то не идёт из головы Андрей Хржановский

    Сильно я его обидел в статье (см. тут) о фильме “Нос, или Заговор “не таких””, отлучив фильм от искусства… Всё вот думаю: хорошо, он страстный антисоветчик, а за . . .

02.02.2022
19:17

Я, пожалуй, обидел кинорежиссёра Хржановского

    Отлучил я (см. тут) его фильм “Нос, или Заговор “не таких”” – как кинопублицистику – от искусства даже прикладного. Которое считаю второсортным за то, что . . .

01.02.2022
18:46

Чиканутый?

    Это я про себя, не про Пушкина. – Дело в том, что я породил себе несколько воззрений, и, кажется, способен, вот, дойти до нехороших степеней в их применении. Одно, что . . .

31.01.2022
10:49

А на самом деле…

    Было так. Я сижу, читаю заумную книгу. Еле понимаю. И вдруг – такое: "…когда сознание держится близ границы перехода и не совсем чуждо восприятию двойственному, . . .

29.01.2022
19:41

Мистика какая-то…

    В ком из российских литературоведов я не чувствую стихийного приятия того, что вдохновение это наличие подсознательного идеала, те оказываются – да простится . . .

28.01.2022
12:45

Как я столкнулся с научной – ну как назвать? – подлостью

    Речь пойдёт о такой картине. Нестеров. В лесу. 1917 – 1922. У ней ещё есть название “Град Китеж”. Я узнал про такое название у Нестерова и заинтересовался. У меня с . . .

26.01.2022
13:31

Оскал

    Мне попеняли за непонятность, приведя в пример Борева, и я огрызаюсь. Что толку с понятности его текста и даже заявленности вначале хода изложения, если . . .

24.01.2022
11:41

Всюду врут?

    И в искусствоведении. Некий Аникин написал о “Джоконде”: "Леонардо совместил два основополагающих образа всей средневековой культуры, равно как и культуры . . .

17.01.2022
16:36

Опять мрак-Захаров

    Как надсмеялся над советскими Марк Захаров в “Разгроме” (1974), я уже показал (см. тут). И, естественно, подозревать его в том же и в соседней по времени постановке, . . .

16.01.2022
22:10

Чего Маяковский так злится на пустом, казалось бы, месте?

    Смотрите: Схема смеха Выл ветер и не знал о ком, вселяя в сердце дрожь нам. Путем шла баба с молоком, шла железнодорожным. . А ровно в семь, по форме, несясь во весь . . .

15.01.2022
22:09

Провал Есенина

    Так. Я только что прочёл статью 1924 года про ничтожество Есенина. Автор неоспоримый авторитет – Тынянов. А я так Есенина хвалил… Тут. Как спасаться? Тынянов пишет, . . .

14.01.2022
14:34

Майя Лин

    Выхожу на ежедневную утреннюю прогулку. Высокие тучи, и из них лениво капает дождь. Раскрываю зонт и иду. По какой-то противоположности, что ли, при ходьбе приходит . . .

13.01.2022
22:44

Зависть

    У меня зависть к Паперному, выведшему в “Архиве Шульца” сверхэрудированного Шушу: "Они остановились у головы Бальзака. - Подлинников Родена не существует . . .

12.01.2022
20:56

Попробовать, что ли…

    Попробовать, что ли, понять, что было в голове у Удальцовой, когда она ударилась в кубофутуризм… Начать надо с кубизма. Как он возник? Я буду иллюстрировать (так я . . .

10.01.2022
22:17

Про почти никем не виденный спектакль

    Я так впечатлён, что, считаю, достаточно просто перепечатать текст из http://screenstage.ru/?p=10509 Вадима Гаевского. . “Одна жизнь” – спектакль, поставленный по роману . . .

09.01.2022
20:01

Совесть скребёт

    Вчера я очередной раз показал пробуддизм Петра Кончаловского, но чувствую, что мало кого удастся убедить. Я ограничился там всего одним противоречием: гурманство . . .

08.01.2022
14:50

Как я лично, не сходя со стула, поймал Хрущёва на вранье о сталинских пытках

    Написанным ниже я хочу продемонстрировать самым простым людям, какими большими возможностями они обладают, но обычно не пользуются. А надо. Ибо идёт . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100