TopList Яндекс цитирования
Русский переплет
Портал | Содержание | О нас | Авторам | Новости | Первая десятка | Дискуссионный клуб | Чат Научный форум
-->
Первая десятка "Русского переплета"
Темы дня:

Президенту Путину о создании Института Истории Русского Народа. |Нас посетило 40 млн. человек | Чем занимались русские 4000 лет назад?

| Кому давать гранты или сколько в России молодых ученых?
Rambler's Top100
Rambler's Top100

Золотые прииски Юлия Андреева  Обозрение Алексея Шорохова  Книга Писем Владимира Хлумова  Классики и современники  Критические заметки Андрея Журкина 
Дискуссия

ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина

Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й      С М Ы С Л


22.12.2021
15:57

Позор Андрею Кончаловскому

    "Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!" Крылов Не поосторожничал Кончаловский (статья от 8 декабря 2014): "Пару лет назад накануне вручения премии . . .

21.12.2021
23:18

Хвала Шмиту

    Без Шмита я б не разгадал художественный смысл рассказа Паустовского “Дождливый рассвет” (1945). Идеал его – типа Высокого Возрождения (гармония низкого и . . .

20.12.2021
10:12

Энергия заблуждения или Стул Татлина

    Молодой Маркс чем зажёгся? Гармоничным развитием рабочего. Но по мере горения Маркс себя-юного предал. Он сосредоточился на практической стороне дела обеспечения . . .

19.12.2021
23:58

Ну и что, что я слаб

    Зато я работаю в меру своих малых сил. Я не виноват, что без меня никто не проакцентирует, почему “Записки юного врача” (1925) Булгакова (время действия 1917-1918 гг.) – . . .

17.12.2021
19:42

Ещё один риск с Высоцким

    У гениев, по-моему, есть особенность: они реже, чем другие, скатываются в сочинение произведения прикладного искусства. (Надо ли повторять много раз повторенное, . . .

16.12.2021
18:30

Ещё экспромт

    Я отдыхал от компьютера – лежал животом на подоконнике и смотрел во двор. Полдень. Двор пуст. Только рыжий котяра пришёл откуда-то по солнцу и с наслаждением . . .

13.12.2021
13:11

Противоположное

    Вчера я был ошарашен Горским (см. тут), и подумалось: а ведь реализм может быть и в противоположном “религии войны”, про то, как забывается со временем война и . . .

12.12.2021
13:45

Виноват?

    Я виноват в оголтелой тенденциозности последних многих десятилетий к прикладному искусству в пользу неприкладного. Второе затирают, мол, не признавая . . .

11.12.2021
20:51

Ах, этот мрак-Захаров…

     

    Несмотря на наличие некоторого числа поклонников моего писательского таланта, талант, как таковой, я с негодованием отрицаю, но на литературном навыке настаиваю.

    Марк Захаров

    Слов нет…

    После двух запрещённых спектаклей стоял вопрос, сохранит ли Марк Захаров профессию режиссёра. И он взял быка за рога.

    Партийные ж боссы дураки, просто говоря. Надо взять “Разгром” Фадеева и развесить идеологическую клюкву в ней, превращённой в спектакль.

    Сравним эпизод с разведкой Метелицы.

    "Мальчишка от испугу едва перевел дух и опустил руку.

    -- А чего ж ты налетел, как бузуй? -- сказал он, стараясь говорить резонно и независимо, как взрослый, но все еще робея. -- Напужалси -- тут у меня кони...

    -- Ко-они? -- насмешливо протянул Метелица. -- Скажите на милость! -- Он уперся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся так откровенно громко, на таких высоких добрых и веселых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки.

    Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже -- совсем по-детски -- залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче, и оба они, невольно подзадоривая друг друга, хохотали так несколько минут: один – раскачиваясь на седле взад и вперед, поблескивая огненными от костра зубами, а другой -- упав на задницу, упершись в землю ладонями и откидываясь назад всем телом при каждом новом взрыве.

    -- Ну, и насмешил, хозяин! -- сказал наконец Метелица, выпрастывая ногу из стремени. -- Чудак ты, право... -- Он соскочил на землю и протянул руку к огню.

    Парнишка, перестав смеяться, смотрел на него с серьезным и радостным изумлением, как будто ждал от него еще самых неожиданных чудачеств.

    -- И веселый же ты, дьявол, -- выговорил он наконец раздельно и четко, словно подвел окончательный итог своим убеждениям.

    -- Я-то? -- усмехнулся Метелица. -- Я, брат, веселый...

    -- А я так напужался, -- сознался парнишка. -- Кони тут у меня. А я картошку пеку...

    -- Картошку? Это здорово!.. -- Метелица уселся рядом, не выпуская из руки уздечки. -- Где ж ты берешь ее, картошку?

    -- Вона, где берешь... Да тут ее гибель! -- И парнишка повел руками вокруг.

    -- Воруешь, значит?

    -- Ворую... Давай я подержу коня-то... Или жеребец у тебя?.. Да я, брат, не упущу, не бойся... Хороший жеребец, -- сказал парнишка, опытным взглядом окинув ладную, худую, с подтянутым животом, и мускулистую фигуру жеребца. -- А откуль сам?

    -- Ничего жеребец, -- согласился Метелица. -- А ты откуда?

    -- А вон, -- кивнул мальчишка в сторону огней. -- Ханихеза -- село наше... Сто двадцать дворов, как одна копеечка, -- повторил он чьи-то чужие слова и сплюнул.

    -- Так... А я с Воробьевки за хребтом. Может, слыхал?

    -- С Воробьевки? Не, не слыхал, -- далеко, видать...

    -- Далеко.

    -- А к нам зачем?

    -- Да как сказать... Это, брат, долго рассказывать... Коней думаю у вас куповать, коней, говорят, у вас тут много... Я, брат, их люблю, коней-то, -- проникновенно-хитро сказал Метелица, -- сам всю жизнь пас, только чужих.

    -- А я, думаешь, своих? Хозяйские...

    Парнишка выпростал из рукава худую грязную ручонку и кнутовищем стал раскапывать золу, откуда заманчиво и ловко покатились черные картофелины.

    -- Может, ты ись хочешь? -- спросил он. -- У меня и хлеб е, ну -- мало...

    -- Спасибо, я только что нажрался -- вот! -- соврал Метелица, показав по самую шею и только теперь почувствовав, как сильно ему хочется есть.

    Парнишка разломил картофелину, подул на нее, сунул в рот половину вместе с кожурой, повернул на языке и с аппетитом стал жевать, пошевеливая острыми ушками. Прожевав, он посмотрел на Метелицу и так же раздельно и четко, как раньше определил его веселым человеком, сказал:

    -- Сирота я, полгода уж как сирота. Тятьку у меня казаки вбили, а мамку изнасилили и тоже вбили, а брата тоже...

    -- Казаки? -- встрепенулся Метелица.

    -- А как же? Вбили почем зря. И двор весь попалили, да не у нас одних, а дворов двенадцать, не мене, и каждый месяц наезжают, сейчас тоже человек сорок стоит. А волостное село за нами, Ракитное, так там цельный полк все лето стоит. Ох, и лютуют! Бери картошку-то...

    -- Как же вы так -- и не бежали?.. Вон лес у вас какой... – Метелица даже привстал.

    -- Что ж лес? Век в лесу не просидишь. Да и болота там -- не вылезешь -- такое бучило...

    "Как угадал", -- подумал Метелица, вспомнив свои предположения.

    -- Знаешь что, -- сказал он, подымаясь, -- попаси-ка коня моего, а я в село пешком схожу. У вас, я вижу, тут не то что купить, а и последнее отберут...

    -- Что ты скоро так? Сиди!.. -- сказал пастушонок, сразу огорчившись, и тоже встал. -- Одному скушно тут, -- пояснил он жалостным голосом, глядя на Метелицу большими просящими и влажными глазами.

    -- Нельзя, брат, -- Метелица развел руками, -- самое разведать, пока темно... Да я вернусь скоро, а жеребца спутаем... Где у них там самый главный стоит?

    Парнишка объяснил, как найти избу, где стоит начальник эскадрона, и как лучше пройти задами.

    -- А собак у вас много?

    -- Собак -- хватает, да они не злые.

    Метелица, спутав жеребца и попрощавшись, двинулся по тропинке вдоль реки. Парнишка с грустью смотрел ему вслед, пока он не исчез во тьме”.

    А вот, что сделал Марк Захаров:

    "Быстро Мтелица пересек поляну. Метнулась в сторону испуганная девушка.

    - А!

    (Заполошная музыка)

    - Ну здравствуй. Что стоишь напужалась?

    - (Кричит истерично) Вы гуляете? Ты чего припёрся?

    - Ах ты, воробшек! Дурочка тоже.

    - (Тоном ниже) – Напужаете. Тут у меня кони. Коней стерегу. Разумел?

    - Коней - ты? (Весело и заразительно смеётся)

    - Ага.

    - Во дурочка. Насмешила чудачка.

    (Конское ржание ответ на непрекращающиеся спазмы смеха)

    - Ни (Переводит дух).

    - Чудачка.

    -Ни (Как-то просительно -извинительно)

    - Да.

    - (Распевно) Ни, ой, мамочки, как я напужалася… Мужиков у нас нема. Всех угнали. Пастухов нема. Одна я стерегу.

    - Коней?

    - Ага. (Совсем успокаиваясь) Ещё картошку пеку.

    - (Завидуя)Ух ты! Как здорово.

    - (Прямо поёт) Ешь. (Начинает беспричинно тоненько смеяться. Видно, понравился. Метелица – за нею)

    - Ну, где ты картошку эту берёшь?

    - Вона за берёзами. Тут её гибель.

    - Воруешь?

    - (Лукаво) Ворую.

    - Воровка?

    - Ни.

    - Воро-овка.

    - Ни. (Умильно) Весёлый же ты, дьявол.

    - (Хохотнув) Я – то я, ух, какой развесёлый А вот ты..

    - (Встревожившись) А чего я?

    - (Тихим голосом) Красивая.

    - Ни.

    - Красивая.

    - (Настойчиво и взволновано) Ни!

    - (Переходя на шёпот) Красивая.

    - (Твёрдо) Врёшь. (Бессильно) Дьявол.

    - (Задумчиво) Ей-богу.

    (Райская музыка, как с неба. А тут, на земле, что-то запел Метелица)

    - (Умильно) А там вон твой конь, да? (Мелодия взмывает) Жеребец, да? Ладный, худой и живот у него правильный.

    - Ага. (И всё под музыку) Ешь и ты. Сама-то с села?

    - Ага.

    - (Сухо и как бы между прочим) Село большое?

    - Мгм. Сто двадцать дворов, как одна копеечка. А ты к нам откуда (поёт)?

    - А с Воробьёвки. Слыхала, за хребтом.

    - Ни. Далеко, видать.

    - Да, отсюда не видать.

    - (Поёт задушевно) Ну а к нам-то зачем?

    Хехе. Ну это, красавица, долго рассказывать. Коней тут у вас… Купвать думаю. Коней, говорят, тут много.

    - Ишь ты, купец какой.

    - В точности. Богатый человек. Я их страсть как люблю, коней. Я их всю жизнь пас, чужих, правда.

    - (С готовностью реагировать преувеличено) А-ха-ха. А я-то думала свои, хозяйские.

    - А-ха-ха.

    - А я тебя за хозяйку принял.

    - Ну да!? Ври больше.

    - Родители-то живы?

    - Ни. Я сирота. Я полгода уж как сирота. Тятьку и братика казаки вбили. Мамку снасиловали тоже вбили. И двор наш подпалили.

    - Казаки.

    - А то как же. Не у нас одних. Дворов двенадцать. Каждый месяц наезжают.

    - Счас как?

    - И счас стоят.

    - Много?

    - Ни. Чек сорок.

    - С артиллерией, всё, как положено?

    - Ни. Одни конные стоят.

    - (Проникновенно) Тебе-то начто?!

    - Ха. Да так просто. К слову пришлось.

    - А в горах в двадцати верстах за лесом. Целый полк стоит. С пушками. Лютуют.

    - (Легкомысленно) От ты.

    (Синхронно смеются.)

    - Да бери картошку-то, бери.

    - Спасибочко. (Скороговоркой) Милая, попаси коня моего. Я тут пешком в село схожу. А то я смотрю, у вас тут не то купить – у самого отымут.

    - А что ж ты так скоро? (Проникновенно) Посиди!

    - (Обременённо) Пора.

    - (Страстно) Посиди! Посиди, одной-то тут скушно.

    - Ты жди, я вернусь.

    - А скоро?

    - Ага. От вся эта неразбериха пройдёт. Вся эта волынка кончится. (Проникновенно) Приеду я тебя сватать.

    - (Дурачась) Обма-а-анываешь, дьявол.

    - Ни.

    - Обма-а-анываешь.

    - Слово. (Вступает райская музыка с неба)

    - Где главный-то у вас стоит? (Музыка длится)

    - Около церкви поповская изба, видишь? (Музыка длится)

    - Собак много? (Музыка длится)

    - Хватает. Они не злые. – Проводить? (Музыка длится)

    - Ни. Ты жди. Я вернусь. (Музыка длится)

    - Вернёшься? (Музыка длится)

    - Вернусь. (Музыка длится)

    -Вернёшься? (Музыка длится)

    - Вернусь. (Музыка длится)

    - (С верой) Вернёшься! (Музыка длится)

    - Ну, раз сказал. (Музыка взмывает в трагическом аккорде. Вступает весь симфонический оркестр с литаврами и большим барабаном. Финал.) - https://www.youtube.com/watch?v=luX3OZsIkbE .

    Я вечно становлюсь марионеткой режиссёра: он может мне внушить, что угодно, пока я не вышел из мира произведения. У меня, конечно, глаза намокли.

    Но, записав всё звучание словами, я поражаюсь, какими балаганными приёмами Захаров этого добился.

    Не мудрено, что Суслов в конце спектакля тоже полез за платком. А потом встал и первым зааплодировал. И Захаров был спасён (женой Фадеева, лично попросившей Суслова сходить на спектакль; а то за еврейскую фамилию командира Левинсон, за армянскую фамилию играющего его Джигарханяна и за разгром партизан в конце какая-то партийная крыса хотела и этот спектакль зарубить.)

    Но как же он, Захаров, в душе издевательски смеялся, превратив трагедию в издевательство над нею. Ибо это я только один эпизод продемонстрировал, а там таких кричащих ляпов ура-патриотических море.

    Ну а критики – гром победы раздавайся: "музыкальные принципы композиции”, “структурировании[е] действия по законам музыки” и т.п. (https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisserskaya-metodologiya-m-a-zaharova-muzykalnye-printsipy-kompozitsii-ekrannyh-proizvedeniy).

    10 ноября 2021 г.

     

     

10.12.2021
16:52

Не тяни кота за хвост

    Признаюсь с первых же слов: я хочу осудить Богомолова за его спектакль “Отцы и дети” (2008). Осудить за полное отсутствие вдохновения. А вдохновением лично я считаю . . .

09.12.2021
20:50

Пионерское ли это открытие? (О «Явлении Христа народу»)

    В 1996 году я, кажется, сделал пионерское открытие* (см. тут), что в мире картины “Явление Христа народу” (1837—1857) А. Иванова никто Христа не видит. Сегодня, через 25 лет . . .

08.12.2021
19:22

Обидно

    Какая-то несимпатичная особенность восприятия живописи во мне развилась. Во впервые увиденной репродукции я мгновенно улавливаю ницшеанство её создателя, но при . . .

07.12.2021
15:14

Всё то же: Бог любит Россию

    Энергию этому заглавию дали слова Антона Долина про "автора симпатичной скромной мелодрамы “Итальянец” Андрея Кравчука” (https://www.litmir.me/br/?b=681361&p=5). Этот фильм (2005) . . .

04.12.2021
19:46

Почему мне не нравятся тексты Антона Долина

    Ну вот смотрите – текст 2020-го года о “Карнавальной ночи” (1956): "Открылось множество подробностей, о которых мы забыли – а то и не замечали прежде. Сколько . . .

03.12.2021
13:13

Ну совершенно безумная сложность и тонкость

    Я получил замечание на статью о Мещерине за то, что не поместил такую репродукцию его картины. Мещерин. Морозная ночь. 1908. Ответил я так: “Не попалась. А и попалась . . .

02.12.2021
19:34

Опускаюсь

    Опускаюсь до простого перекопировывания картинок. Они мне нравятся, как и всё, что есть импрессионизм. Тут он – Мещерина. Лишу репродукции рам, расположу просто по . . .

01.12.2021
10:28

А что, если это насмешка?

    Я говорю вот об этой картине. Вермеер. Географ. Около 1668-1669. Вещи раскиданы, некоторые на полу. К дорогущей скатерти никакого почтения. А главное – я разглядел две . . .

30.11.2021
15:11

Вериги

    Кто-нибудь узнает про мои заботы и пожмёт плечами: дурью мается человек. Что это за дурь? Во-первых, это чтение романа. Для тех, кто не читает, само это уже дурь. Я . . .

29.11.2021
16:35

Кухня

    Можно ли из некомпетентного – раз – и стать компетентным? По дороге научиться и стать? Обожаю идти в темноте к свету. Я сидел, читал статью про искусствоведение . . .

26.11.2021
22:37

Это возмущает

    Возмущает практика “в лоб” натяжек для цели восхваления знаменитого художника. Климт. Три возраста женщины. 1905. Холст, масло. "Дитя прижимается к матери. Оба . . .

<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >>

 

Добавить статью

 

Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия

Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите

Русский переплет

© 1999 "Русский переплет"

Copyright (c) "Русский переплет"
Rambler's
Top100   Rambler's Top100

Rambler's Top100