Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й С М Ы С Л
ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБОЗРЕНИЕ
Соломона Воложина
06.01.2022 |
Разочарование от Андрея Смирнова
|
||
05.01.2022 |
|
||
04.01.2022 |
|
||
02.01.2022 |
Как плохо я отвечал на выпад против наезда на Андрея Кончаловского
|
||
01.01.2022 |
|
||
30.12.2021 |
Польза шаблона (о мультфильме “Нос, или Заговор «не таких»”)
|
||
28.12.2021 |
Ну-ка… Поиздеваемся над собой…
|
||
27.12.2021 |
|
||
26.12.2021 |
Позор мне, пусть то было только в мыслях... Или всё же...
|
||
25.12.2021 |
|
||
24.12.2021 |
Блеск и нищета художника Тимошина
|
||
22.12.2021 |
|
||
21.12.2021 |
|
||
20.12.2021 |
Энергия заблуждения или Стул Татлина
|
||
19.12.2021 |
|
||
17.12.2021 |
|
||
16.12.2021 |
|
||
13.12.2021 |
|
||
12.12.2021 |
|
||
11.12.2021 |
Ах, этот мрак-Захаров…
Слов нет… После двух запрещённых спектаклей стоял вопрос, сохранит ли Марк Захаров профессию режиссёра. И он взял быка за рога. Партийные ж боссы дураки, просто говоря. Надо взять “Разгром” Фадеева и развесить идеологическую клюкву в ней, превращённой в спектакль. Сравним эпизод с разведкой Метелицы. "Мальчишка от испугу едва перевел дух и опустил руку. -- А чего ж ты налетел, как бузуй? -- сказал он, стараясь говорить резонно и независимо, как взрослый, но все еще робея. -- Напужалси -- тут у меня кони... -- Ко-они? -- насмешливо протянул Метелица. -- Скажите на милость! -- Он уперся в бока, откинулся назад, рассматривая парнишку, прищурившись и чуть пошевеливая атласными подвижными бровями, и вдруг засмеялся так откровенно громко, на таких высоких добрых и веселых нотах, что даже сам удивился, как это выходят из него такие звуки. Парнишка смущенно, недоверчиво шмыгнул носом, но, поняв, что страшного ничего нет, а все, наоборот, выходит ужасно весело, сморщился так, что нос его вздернулся кверху, и тоже -- совсем по-детски -- залился озорно и тоненько. От неожиданности Метелица прыснул еще громче, и оба они, невольно подзадоривая друг друга, хохотали так несколько минут: один – раскачиваясь на седле взад и вперед, поблескивая огненными от костра зубами, а другой -- упав на задницу, упершись в землю ладонями и откидываясь назад всем телом при каждом новом взрыве. -- Ну, и насмешил, хозяин! -- сказал наконец Метелица, выпрастывая ногу из стремени. -- Чудак ты, право... -- Он соскочил на землю и протянул руку к огню. Парнишка, перестав смеяться, смотрел на него с серьезным и радостным изумлением, как будто ждал от него еще самых неожиданных чудачеств. -- И веселый же ты, дьявол, -- выговорил он наконец раздельно и четко, словно подвел окончательный итог своим убеждениям. -- Я-то? -- усмехнулся Метелица. -- Я, брат, веселый... -- А я так напужался, -- сознался парнишка. -- Кони тут у меня. А я картошку пеку... -- Картошку? Это здорово!.. -- Метелица уселся рядом, не выпуская из руки уздечки. -- Где ж ты берешь ее, картошку? -- Вона, где берешь... Да тут ее гибель! -- И парнишка повел руками вокруг. -- Воруешь, значит? -- Ворую... Давай я подержу коня-то... Или жеребец у тебя?.. Да я, брат, не упущу, не бойся... Хороший жеребец, -- сказал парнишка, опытным взглядом окинув ладную, худую, с подтянутым животом, и мускулистую фигуру жеребца. -- А откуль сам? -- Ничего жеребец, -- согласился Метелица. -- А ты откуда? -- А вон, -- кивнул мальчишка в сторону огней. -- Ханихеза -- село наше... Сто двадцать дворов, как одна копеечка, -- повторил он чьи-то чужие слова и сплюнул. -- Так... А я с Воробьевки за хребтом. Может, слыхал? -- С Воробьевки? Не, не слыхал, -- далеко, видать... -- Далеко. -- А к нам зачем? -- Да как сказать... Это, брат, долго рассказывать... Коней думаю у вас куповать, коней, говорят, у вас тут много... Я, брат, их люблю, коней-то, -- проникновенно-хитро сказал Метелица, -- сам всю жизнь пас, только чужих. -- А я, думаешь, своих? Хозяйские... Парнишка выпростал из рукава худую грязную ручонку и кнутовищем стал раскапывать золу, откуда заманчиво и ловко покатились черные картофелины. -- Может, ты ись хочешь? -- спросил он. -- У меня и хлеб е, ну -- мало... -- Спасибо, я только что нажрался -- вот! -- соврал Метелица, показав по самую шею и только теперь почувствовав, как сильно ему хочется есть. Парнишка разломил картофелину, подул на нее, сунул в рот половину вместе с кожурой, повернул на языке и с аппетитом стал жевать, пошевеливая острыми ушками. Прожевав, он посмотрел на Метелицу и так же раздельно и четко, как раньше определил его веселым человеком, сказал: -- Сирота я, полгода уж как сирота. Тятьку у меня казаки вбили, а мамку изнасилили и тоже вбили, а брата тоже... -- Казаки? -- встрепенулся Метелица. -- А как же? Вбили почем зря. И двор весь попалили, да не у нас одних, а дворов двенадцать, не мене, и каждый месяц наезжают, сейчас тоже человек сорок стоит. А волостное село за нами, Ракитное, так там цельный полк все лето стоит. Ох, и лютуют! Бери картошку-то... -- Как же вы так -- и не бежали?.. Вон лес у вас какой... – Метелица даже привстал. -- Что ж лес? Век в лесу не просидишь. Да и болота там -- не вылезешь -- такое бучило... "Как угадал", -- подумал Метелица, вспомнив свои предположения. -- Знаешь что, -- сказал он, подымаясь, -- попаси-ка коня моего, а я в село пешком схожу. У вас, я вижу, тут не то что купить, а и последнее отберут... -- Что ты скоро так? Сиди!.. -- сказал пастушонок, сразу огорчившись, и тоже встал. -- Одному скушно тут, -- пояснил он жалостным голосом, глядя на Метелицу большими просящими и влажными глазами. -- Нельзя, брат, -- Метелица развел руками, -- самое разведать, пока темно... Да я вернусь скоро, а жеребца спутаем... Где у них там самый главный стоит? Парнишка объяснил, как найти избу, где стоит начальник эскадрона, и как лучше пройти задами. -- А собак у вас много? -- Собак -- хватает, да они не злые. Метелица, спутав жеребца и попрощавшись, двинулся по тропинке вдоль реки. Парнишка с грустью смотрел ему вслед, пока он не исчез во тьме”. А вот, что сделал Марк Захаров: "Быстро Мтелица пересек поляну. Метнулась в сторону испуганная девушка. - А! (Заполошная музыка) - Ну здравствуй. Что стоишь напужалась? - (Кричит истерично) Вы гуляете? Ты чего припёрся? - Ах ты, воробшек! Дурочка тоже. - (Тоном ниже) – Напужаете. Тут у меня кони. Коней стерегу. Разумел? - Коней - ты? (Весело и заразительно смеётся) - Ага. - Во дурочка. Насмешила чудачка. (Конское ржание ответ на непрекращающиеся спазмы смеха) - Ни (Переводит дух). - Чудачка. -Ни (Как-то просительно -извинительно) - Да. - (Распевно) Ни, ой, мамочки, как я напужалася… Мужиков у нас нема. Всех угнали. Пастухов нема. Одна я стерегу. - Коней? - Ага. (Совсем успокаиваясь) Ещё картошку пеку. - (Завидуя)Ух ты! Как здорово. - (Прямо поёт) Ешь. (Начинает беспричинно тоненько смеяться. Видно, понравился. Метелица – за нею) - Ну, где ты картошку эту берёшь? - Вона за берёзами. Тут её гибель. - Воруешь? - (Лукаво) Ворую. - Воровка? - Ни. - Воро-овка. - Ни. (Умильно) Весёлый же ты, дьявол. - (Хохотнув) Я – то я, ух, какой развесёлый А вот ты.. - (Встревожившись) А чего я? - (Тихим голосом) Красивая. - Ни. - Красивая. - (Настойчиво и взволновано) Ни! - (Переходя на шёпот) Красивая. - (Твёрдо) Врёшь. (Бессильно) Дьявол. - (Задумчиво) Ей-богу. (Райская музыка, как с неба. А тут, на земле, что-то запел Метелица) - (Умильно) А там вон твой конь, да? (Мелодия взмывает) Жеребец, да? Ладный, худой и живот у него правильный. - Ага. (И всё под музыку) Ешь и ты. Сама-то с села? - Ага. - (Сухо и как бы между прочим) Село большое? - Мгм. Сто двадцать дворов, как одна копеечка. А ты к нам откуда (поёт)? - А с Воробьёвки. Слыхала, за хребтом. - Ни. Далеко, видать. - Да, отсюда не видать. - (Поёт задушевно) Ну а к нам-то зачем? Хехе. Ну это, красавица, долго рассказывать. Коней тут у вас… Купвать думаю. Коней, говорят, тут много. - Ишь ты, купец какой. - В точности. Богатый человек. Я их страсть как люблю, коней. Я их всю жизнь пас, чужих, правда. - (С готовностью реагировать преувеличено) А-ха-ха. А я-то думала свои, хозяйские. - А-ха-ха. - А я тебя за хозяйку принял. - Ну да!? Ври больше. - Родители-то живы? - Ни. Я сирота. Я полгода уж как сирота. Тятьку и братика казаки вбили. Мамку снасиловали тоже вбили. И двор наш подпалили. - Казаки. - А то как же. Не у нас одних. Дворов двенадцать. Каждый месяц наезжают. - Счас как? - И счас стоят. - Много? - Ни. Чек сорок. - С артиллерией, всё, как положено? - Ни. Одни конные стоят. - (Проникновенно) Тебе-то начто?! - Ха. Да так просто. К слову пришлось. - А в горах в двадцати верстах за лесом. Целый полк стоит. С пушками. Лютуют. - (Легкомысленно) От ты. (Синхронно смеются.) - Да бери картошку-то, бери. - Спасибочко. (Скороговоркой) Милая, попаси коня моего. Я тут пешком в село схожу. А то я смотрю, у вас тут не то купить – у самого отымут. - А что ж ты так скоро? (Проникновенно) Посиди! - (Обременённо) Пора. - (Страстно) Посиди! Посиди, одной-то тут скушно. - Ты жди, я вернусь. - А скоро? - Ага. От вся эта неразбериха пройдёт. Вся эта волынка кончится. (Проникновенно) Приеду я тебя сватать. - (Дурачась) Обма-а-анываешь, дьявол. - Ни. - Обма-а-анываешь. - Слово. (Вступает райская музыка с неба) - Где главный-то у вас стоит? (Музыка длится) - Около церкви поповская изба, видишь? (Музыка длится) - Собак много? (Музыка длится) - Хватает. Они не злые. – Проводить? (Музыка длится) - Ни. Ты жди. Я вернусь. (Музыка длится) - Вернёшься? (Музыка длится) - Вернусь. (Музыка длится) -Вернёшься? (Музыка длится) - Вернусь. (Музыка длится) - (С верой) Вернёшься! (Музыка длится) - Ну, раз сказал. (Музыка взмывает в трагическом аккорде. Вступает весь симфонический оркестр с литаврами и большим барабаном. Финал.) - https://www.youtube.com/watch?v=luX3OZsIkbE . Я вечно становлюсь марионеткой режиссёра: он может мне внушить, что угодно, пока я не вышел из мира произведения. У меня, конечно, глаза намокли. Но, записав всё звучание словами, я поражаюсь, какими балаганными приёмами Захаров этого добился. Не мудрено, что Суслов в конце спектакля тоже полез за платком. А потом встал и первым зааплодировал. И Захаров был спасён (женой Фадеева, лично попросившей Суслова сходить на спектакль; а то за еврейскую фамилию командира Левинсон, за армянскую фамилию играющего его Джигарханяна и за разгром партизан в конце какая-то партийная крыса хотела и этот спектакль зарубить.) Но как же он, Захаров, в душе издевательски смеялся, превратив трагедию в издевательство над нею. Ибо это я только один эпизод продемонстрировал, а там таких кричащих ляпов ура-патриотических море. Ну а критики – гром победы раздавайся: "музыкальные принципы композиции”, “структурировании[е] действия по законам музыки” и т.п. (https://cyberleninka.ru/article/n/rezhisserskaya-metodologiya-m-a-zaharova-muzykalnye-printsipy-kompozitsii-ekrannyh-proizvedeniy). 10 ноября 2021 г.
|
<< 21|22|23|24|25|26|27|28|29|30 >> |
Редколлегия | О журнале | Авторам | Архив | Статистика | Дискуссия
Содержание
Современная русская мысль
Портал "Русский переплет"
Новости русской культуры
Галерея "Новые Передвижники"
Пишите
© 1999 "Русский переплет"